Признание Косова и реакция на присоединение Крыма.

С юридической (и с чисто логической) точки зрения такая практика абсурдна. Принципы международного права — это системообразующие элементы, и они не могут противоречить друг другу; в противном случае система международного права просто не могла бы существовать. Следовательно, принципы должны пониматься и трактоваться исключительно в совокупности. Более того, даже в Заключительном Акте СБСЕ 1975 года сказано, что «все принципы… будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других».

Итак, как независимость Косова соотносится с принципами международного права?

Принцип первый: неприменение силы или угрозы силой. Косовские албанцы мало того что начали боевые действия, они даже после завершения войны не прекратили притеснять косовских сербов. Албанская агрессия и национализм выражались в разрушении церквей, изнасилованиях, убийствах и поджогах домов сербов.

Принцип второй: нерушимость границ. В заключительном Акте СБСЕ 1975 года говорится, что государства-участники рассматривают границы друг друга как нерушимые и обязуются воздерживаться от посягательств на эти границы. Данный принцип запрещает одному государству нападать на другое и аннексировать часть его территории. К сецессии же он никакого отношения не имеет.

Принцип третий: территориальная целостность государств. Согласно Заключительному Акту СБСЕ, государства обязуются уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от действий, направленных против территориальной целостности, независимости и единства государств. Применимость этого принципа к сецессии некоторым иностранными юристами-международниками представляется спорной — речь идет об отношениях между независимыми государствами, а не об отношениях между частями государства, одна из которых хочет обрести независимость. Но даже если мы согласимся с такой позицией, можно с уверенностью сказать, что страны, признавшие суверенитет Косово (а их на данный момент больше ста, и нужно еще несколько «признаний», чтобы Косово смог официально войти в состав ООН), нарушили этот принцип, так как своими действиями нанесли ущерб единству Сербии, фактически легитимизировав одностороннюю сецессию. Схожая позиция обозначена и в статье немецкого ученого Маттиаса Хартвига, посвященной косовской проблеме. В своей работе он подчеркивает, что принцип территориальной целостности государств относится не только к межгосударственным отношениям, но и к отношениям целого государства и его части, когда возникает угроза сецессии. К тому же даже в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 подчеркивалось, что проблема определения статуса Косово должна быть решена на основе принципа территориальной целостности государств.

Принцип четвертый: мирное урегулирование споров. Среди мирных способов урегулирования споров в Заключительном Акте СБСЕ упомянуты переговоры, арбитраж, судебное разбирательство, посредничество и иные методы — перечень открытый. Стоит признать, Косово и Сербия неоднократно пытались решить проблему с помощью переговоров, но безуспешно. Однако стороны не исчерпали все возможности мирного урегулирования — не воспользовались, например, возможностью судебного разбирательства. Да, Международный Суд ООН мог бы отказаться от рассмотрения этого спора, сославшись на недостаток юрисдикции. Но ведь можно было бы создать специализированный суд ad hoc наподобие Международного Трибунала по бывшей Югославии, который всесторонне исследует вопрос и вынесет решение исходя из норм международного права.

В Заключительном акте говорится, что если стороны не достигнут соглашения путем вышеупомянутых процедур, то будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров. В действительности же Косово в одностороннем порядке объявило о независимости, никак не согласовав свои действия с Сербией.

Принцип пятый: уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.С завершением боевых действий и введением миротворческого контингента на территорию Косова напряженные отношения между сербами и албанцами не нормализовались. Албанцы к настоящему времени разрушили уже более 150 православных храмов. Особого внимания заслуживают события марта 2004 года, также называемые Хрустальной ночью Косово, когда в ходе беспорядков было убито 16 сербов, 4000 изгнано из своих домов; 800 домов и 36 церквей было разрушено или серьезно повреждено. В последние годы количество живущих в Косово сербов стремительно сокращается. Все эти факты говорят о том, что власти Косово не в состоянии обеспечить элементарной защиты основных прав и свобод сербского национального меньшинства и закрывают глаза на многочисленные нарушения норм права в отношении косовских сербов.

Принцип шестой: равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Исходя из этого принципа, народы сами определяют свой внутренний и внешний политический статус в условиях полной свободы. В то же время принцип равноправия народов взаимосвязан с принципом территориальной целостности государств и не должен ему противоречить. Следовательно, раз право на определение своего политического статуса народом не абсолютно, оно должно быть как-то урегулировано, должна существовать юридически оформленная процедура для его реализации. Здесь мы опять упираемся в резолюцию Совета Безопасности ООН № 1244, которая предполагает урегулирование конфликта посредством переговоров. К тому же даже национальное право Сербии (конституция, принятая в 2006 году) предусматривало возможность изменения территории страны путем внесения поправок в текст конституции. Получается, что Косово имело юридическую возможность легально реализовать свое право на самоопределение, причем соблюдая как нормы международного права, так и национальное законодательство Сербии, страны, частью которой регион формально был до провозглашения сецессии.

Косовские сербы выступали категорически против сецессии, сербские депутаты Косово даже бойкотировали заседание косовского парламента, на котором была принята декларация независимости. Лучшим вариантом для сербов, естественно, было возвращение края под управление Сербии или хотя бы установление специального статуса сербских анклавов. Но косовские власти не пошли на такие уступки, тем самым лишив сербское меньшинство права на самоопределение.

Принцип седьмой: сотрудничество между государствами. Этот принцип имеет самый общий характер и предполагает максимально возможное расширение связей между государствами для обеспечения взаимовыгодного развития государств, мирного решения проблем, содействия международному миру, безопасности и справедливости. Очередное нарушение: Косово объявило о независимости в одностороннем порядке, не проведя по этому вопросу никаких консультаций с Сербией. Такое поведение косовской стороны никаким образом не способствует укреплению сотрудничества.

Принцип восьмой: невмешательство во внутренние дела государств. Этот принцип отстаивает верховенство суверенитета государства в его внутренних делах. Вооруженные конфликты, происходящие внутри страны — это внутренние дела, пока Совбез не постановил обратное. В случае Косово США и Великобритания направляли инструкторов для подготовки боевиков АОК, о чем было уже упомянуто, а многие европейские страны продавали албанцам оружие.

Признание Косова и реакция на присоединение Крыма. - student2.ru

Солдаты АОК

Словом, отделение Косово от Сербии противоречит большинству из упомянутых критериев. Принципы международного права — это его фундамент, и если государство в своей деятельности нарушает их, решение вопроса переходит из правовой плоскости в политическую или даже военную.

Наши рекомендации