ДИАДА: ВДОХНОВИТЕЛЬ — МАСТЕР

ВДОХНОВИТЕЛЬ

Как и Гуманист, имеет сочетание видов любви Филиа и Сторгэ.

Но Филиа здесь преобладает и определяет склонность Вдохновителя к гармоничной «семейной» любви только в том случае, если он ощущает полную духовную близость с партнером. В отличие от Гуманиста, это — страстный, порывистый, несдержанный в своих эмоциях человек. Как этик и экстраверт, он испытывает большой интерес к новым людям. Поэтому его партнеру нужно быть достаточно конкурентоспособным, чтобы надолго удержать внимание такого неординарного и беспокойного спутника жизни.

Вдохновитель — большой романтик и может долго пребывать в плену своих иллюзий. Он способен идеализировать свою любовь и ее объект так сильно, что может долго хранить в душе верность своему идеалу, даже не имея никаких надежд на взаимность. Правда, он не будет сидеть, сложа руки. Он будет завоевывать разум, душу и, если надо, то и тело человека, который является для него сверхценностью, и будет делать это до тех пор, пока не добьется взаимности. Разочаровавшись в своем идеале, он глубоко и сильно переживает.

Ему порой не хватает здравого смысла, он способен совершать опрометчивые поступки и идти на поводу у своих чувств. Вместе с тем, из-за наличия в его эмоциональном поведении компонента любви Сторгэ, он старается щадить своих близких и не вызывать осложнений в их жизни. Он настолько проникнут эмпатией, что может ради блага других пожертвовать собственными интересами.

Вдохновитель мало приспособлен к жизни и очень нуждается в заботе, внимании, чуткости, покровительстве и поддержке более реалистичного, практичного и расторопного в житейских проблемах человека. Но он не выносит, когда им грубо управляют, что-то ему навязывают, заставляют его страдать. Он инстинктивно отдаляется от партнера, причиняющего ему страдания.

Он не способен долго ревновать и конкурировать с возможными соперниками. Он не станет себя навязывать и добиваться взаимности, если чувствует, что им пренебрегают. Из-за склонности к любви Филиа он стремится к равенству во всем и если кто-то для него много значит, то и он должен быть вне конкуренции для своего избранника. Иначе не получит развития другая сторона его отношений — Сторгэ.

Он настроен на искренние отношения и тяжело переносит обман в любой форме, поэтому его спутник должен быть верным и правдивым. Для Вдохновителя, как и для Гуманиста, очень важна духовная сторона любви, но он придает также большое значение эротическим отношениям. Отсутствие инициативы со стороны партнера, заставляет сомневаться в полноте его чувств.

Вдохновитель способен превратить любовь в поэму, сделать ее смыслом своей жизни, но он может неожиданно разочароваться в своем спутнике, не встретив полной взаимности, или если тот не отвечает его высоким этическим требованиям. Это делает его непредсказуемым партнером.

МАСТЕР

Мастер, соединяющий в себе крайности — виды любви Эрос и Прагма — как никто другой способен дать своему партнеру все, что необходимо для семейного счастья. От эротического наслаждения, способности к длительному чувственному и духовному влечению — до стабильности и надежности в личной жизни, полной трогательной заботы, внимания и взаимопомощи во всем. В отличие от Управляющего, у него меньше прагматизма и больше стремления к гармоничным отношениям с партнером.

Мастер очень заботится о душевном комфорте близких людей. Обычно постоянен в своих привязанностях, сдержан в поступках и высказываниях. Очень переживает, если кого-то невольно обидит. Правда, он не всегда способен сразу признать свою вину. Консерватизм любви Прагма делает его довольно трудным партнером, но он охотно идет навстречу любимому человеку и стремится восстановить утраченную гармонию, если видит, что это желание взаимно. Любовь Эрос заставляет его многое прощать своему избраннику, но другое чувство — Прагма следит за тем, чтобы эти грехи не выходили за рамки допустимого.

Он очень сдержан в проявлении чувств, но под маской холодности скрывается большая чувственность. Мастер настроен на прочные и гармоничные отношения, какие только могут дать две самые подходящие для этого формы отношений — Сторгэ и Прагма. Он также готов разделить интересы своего партнера и достичь с ним необходимой духовной близости для полной гармонии во взаимоотношениях, которая для этой дуальной пары — главная ценность в жизни. Оба партнера к ней активно стремятся.

Стараясь во всем быть таким, каким бы его любили и уважали, требовательный к себе Мастер стремится к личностному росту и развитию. Тем самым он становится достаточно конкурентоспособным, чтобы выдержать постоянные сравнения с другими. Кроме того, Мастер любит страстно и искренне, правда, не для посторонних глаз. Он умеет пробудить чувственность Вдохновителя, часто сомневающегося в своих желаниях и плохо осознающего их.

Вдохновитель порой кажется ему капризным ребенком, воспитывать которого с неизменной снисходительностью и любовью — одно удовольствие. Мастеру не нравятся властные и уверенные в себе люди, их активность — даже в эротике — подавляет его и не оставляет места для собственного творчества. Этому реалисту, слишком трезво смотрящему на жизнь, импонирует оптимизм вечного ребенка-Вдохновителя, помогающего избежать печали и уныния.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КВАДР

"Смотреть не только друг на друга, но и вместе в одном направлении."

А. де Сент-Экзюпери.

В области чувств гармония отношений во многом зависит от эмоционально-сексуальных программ квадр, к которым относятся те или иные дуальные пары.

Квадра, состоящая из четырех социотипов, выполняет определенную социальную миссию в обществе. Внутри такой группы действуют установки и ценности, объединяющие таких, казалось бы, разных людей общей для них программой действий. Каждый тип личности имеет свою социальную роль, но в итоге она подчиняется общей задаче квадры. Так же происходит и с эмоционально-сексуальной программой каждой из квадр. Общий психоэмоциональный и эротический настрой, присущий представителям той или иной квадры, накладывается на индивидуальные типологические особенности. Рассмотрим эти общие для представителей каждой квадры эмоционально-эротические закономерности.

l квадра - Просветители. Девиз: Размышлять и наслаждаться.

(Типы: Новатор, Посредник, Коммуникатор, Аналитик).

В этой группе социотипов превалирует общий настрой на создание беспроблемных и приятных отношений, носящих несколько поверхностный характер. Взаимные требования удовлетворяются путем компромиссов. Обиды забываются быстро. Ценится чувство юмора и отзывчивость к эротическим стимулам. Общность интересов на фоне легких положительных эмоциональных переживаний способствует укреплению отношений. В сексуальных отношениях ценится раскрепощенность и открытость. Партнеры настроены на безотказность и интенсивность эротических переживаний. Им присуща отзывчивость не столько на словесные стимулы, сколько на прикосновения и ласки. Стимулирующе действуют развлечения и вкусная еда.

2 квадра - Воплотители. Девиз: Терпеть и побеждать.

( Типы: Наставник, Инспектор, Лидер, Лирик)

Характерно стремление к испытанию чувств на прочность. Недоверчивость порождает склонность к прочным отношениям с ревниво-собственническими настроениями. Глубокие и сильные, часто драматичные переживания при недостатке доверительности способствуют частым ссорам, сменяющимся примирениями. Такой нестабильный эмоциональный фон полон противоречий. Равновесие достигается путем подавления и подчинения партнеров. В эротике - общий настрой на серьезность и страстность. При этом один партнер часто ведет себя противоположно тому, чего ждет от него другой. Отсюда контрастность поведения и неожиданные эмоциональные эффекты. К эротическим стимулам относится поведение с насильническими и оборонительными тенденциями.

3 квадра - Реформаторы. Девиз: Сотрудничать и приобретать.

( Типы: Политик, Критик, Экспериментатор, Хранитель).

Настрой квадры на взаимопомощь и материальную выгоду диктует понимание финансовых проблем партнеров. Особую значимость приобретают подарки и помощь в решении деловых вопросов. Это создает благоприятный сексуальный фон и является одним из эротических стимулов. Однако, проблемы взаимопонимания, частые сомнения, противоречия и неустойчивость эмоций при общей склонности к стабильным отношениям порождают кризисы и непредвиденные повороты. Справиться с ними помогает присущая квадре эмоциональная выносливость в сочетании с рассудительностью и практичностью. Неустойчивый сексуальный фон - от полного духовного и физического слияния до отчуждения - здесь норма. Возбуждающе действует легкое сопротивление и разнообразие в окружающей обстановке.

4 квадра - Совершенствователи. Девиз: Оберегать и помогать.

( Управляющий, Гуманист, Вдохновитель, Мастер).

Особенность духа этой квадры - обостренная реакция на физический и моральный дискомфорт. Поэтому особое значение приобретает стремление к полной гармонии во всех аспектах жизни. Стимулирующе действует сочетание красивой и уютной обстановки, вкусной еды, искренности и доверия. Необходима забота о душевном и физическом комфорте партнера, а также ощущение безопасности и надежности отношений. Глубина чувств предполагает полное взаимопонимание, чуткость и внимание к проблемам другого. Ценится взаимопомощь во всем. Без такой отзывчивости гармоничный секс может быть проблематичен. Малейшая бестактность или недоразумения в отношениях действуют угнетающе на эротическую сторону жизни.

Эмоционально-сексуальная сторона интертипных отношений так многогранна, что ее невозможно объяснить только лишь квадральными особенностями. Следующий, но не последний шаг в более глубоком изучении этой важной стороны человеческих отношений - это взаимоотношения дуальных пар. В каждой соционической квадре находится по две такие пары - диады. Несмотря на некоторые общие для квадры особенности, каждая диада имеет свои жизненные ценности, в том числе, эротического характера. Прежде, чем мы их рассмотрим, следует заметить, что есть нечто общее в эмоциональной жизни представителей 1-й и 4-й квадры - с одной стороны, и 2-й и 3-й квадры - с другой.

Дух 1-й и 4-й квадр в целом менее воинственный, чем в других квадрах и это отражается на их эмоциональном поведении. Представители 1-й и 4-й квадр менее выносливы и терпеливы, у них не принято прощать агрессивное поведение. Во 2-й и 3-й квадре жертвенность, стрессоустойчивость и настойчивость в навязывании своих установок гораздо выше.

Кроме общих квадральных ценностей, дуалы имеют и много индивидуальных различий в мировосприятии, так как являются противоположностями, идеально дополняющими, хотя и не всегда понимающими друг друга. Они не вступают в сильные противоречия при взаимодействии, так как каждый имеет заветный ключик к партнеру. Иными словами, они умеют внушить или сделать именно то, в чем нуждается другой.

Несмотря на все преимущества дуализации, не стоит слишком идеализировать дуальный союз. Гармония в отношениях с дуалом не всегда достигается сразу. Нужно учитывать то, что дуал, как и вы, рос скорее всего в недуальной обстановке, приспосабливался к ней, отчего у него, как и у вас, выработались чуждые его личности навыки и установки. По этой причине вы можете в начале отношений предъявлять друг другу неадекватные требования.

Чтобы лучше приспособиться друг к другу, нужно понять чего ждет от вас партнер. Для этого необходимо осознать свои типные особенности и скорректировать отношения друг с другом. Начните с того, что научитесь прощать другому его непохожесть на вас, иные склонности и стиль мышления. Постарайтесь недостатки другого не осуждать, а компенсировать своими достоинствами. Попытайтесь превратить противоположные качества партнера - в дополняющие вас. Но, подстраиваясь друг к другу, не старайтесь насильно изменить себя или партнера. Вы достигнете гармонии идя путем небольших компромиссов. Что поделаешь, личное счастье - это не столько результат борьбы сколько результат уступок и терпимости.

Многие думают, что идеальным партнером в интимном плане может быть вовсе не дуал, а тождественный тип личности, чувствующий так же и желающий того же, что и другой. Только, чаще всего люди дают другим совсем не то, что сами бы хотели получать. Это доставляет тождественным и близким по способу передачи чувств социотипам много хлопот в интимной жизни. Им бывает крайне трудно понять, в чем причина их неудовлетворенности друг другом.

Считается, что инициатива в сексуальных отношениях всегда должна быть прерогативой сильного пола. В соответствии с соционическим подходом это далеко не так. Согласно представлениям о психоэмоциональных особенностях социотипов, более активен тот из них, кто является сенсориком, экстравертом, этиком - именно в такой последовательности.

Даже в дуальных парах предрассудки по поводу проявления инициативы в близких отношениях нередко вызывает много недоразумений и незаслуженных обид. Поэтому мы постараемся осветить также и этот аспект отношений.

Сенсорик лучше осознает свои физические потребности, он более активен и нетерпелив, а интуит - несколько неуверен в себе, мечтателен, более заторможен в своих ощущениях. Вот почему ему роль ведомого в области ощущений подходит больше, чем роль ведущего; его порой нужно пробудить, раскачать. Экстраверт более импульсивен и непосредственен в своих реакциях, в отличие от интроверта, который осторожнее, сдержаннее, боится быть навязчивым. Этик больше живет чувствами, чем разумом, и эту главную для него ценность охотнее предлагает логику, для которого увлеченность делом или трезвый расчет гораздо важнее. Логику легче отложить проявление своих чувств" на потом". Ему сложно проявлять их во взгляде, словах, мимике или жестах. Он считает, что в этом нет необходимости. Этика такое поведение может ранить и даже заставить усомниться в чувствах партнера.

Когда у людей возникают нарушения в интимной сфере - это не всегда результат какой-либо сексуальной патологии. Чаще всего причиной таких отклонений является определенная несовместимость в сфере эмоций и ощущений. Можно значительно смягчить эту дисгармонию, если понять ее скрытые причины. А их может быть много.

От чего еще зависит совместимость в любви и что нужно для этого знать?

В подростковом и юношеском возрасте влюбляются практически все. Любовь приходит как грипп и протекает подобным образом - то жар, сопровождающийся приподнятым настроением, когда вы готовы горы свернуть, то озноб в виде подавленного настроения из-за неверия в успех и взаимность. Надежды и разочарования сменяются как день и ночь, только гораздо быстрее, и вам уже совсем не скучно жить.

Вы делаете одну глупость за другой, не успевая раскаяться в предыдущей. Например, грубите понравившейся девушке, скрывая под маской самоуверенности свою робость и застенчивость. Или же на глазах у парня, о котором только и мечтаете, вдруг начинаете отчаянно кокетничать с теми, кто вам совершенно не интересен.

Любовь может возникать как удар молнии - с первого взгляда, а может плавно и неожиданно вырасти из самой обычной дружбы. Одни влюбляются во внешность, другие - в содержание, третьи в ум и обаяние, и т.д.

Уродуют свои взаимоотношения тоже по-разному, но в основном с помощью приемов инстинктивной самозащиты от нападения любовного недуга: иронией, колкостью, насмешками и язвительными замечаниями. Понимание того, что в любви, как и в дружбе все ищут мира, а не войны, моральной поддержки, понимания и утешения, придет гораздо позже, а иногда и вообще - слишком поздно.

Однажды Тургенев, очевидно пережив все прелести любви на собственном опыте, сказал: "Любовь - не чувство. Это - болезнь души и тела". Вряд ли можно выразиться более точно. Потому, что влюбившись, человек теряет покой, утрачивает душевное равновесие и привычный ритм жизни. С этого момента он уже себе не принадлежит, потому что постоянно думает об избраннике и уже не может мысленно отделить себя от него ни в воспоминаниях о недавнем прошлом, ни в мыслях о настоящем, ни в мечтах о будущем. Жажда встречи становится главной, и при этом просто навязчивой идеей. Любая помеха на пути к этому повергает в бурное негодование и пучину отчаяния.

В любви представители мужского и женского пола ведут себя по-разному. Тут, "где охотник, где добыча - все кажется наоборот"! К тому же, романтичность юношей с ее тягой к загадкам и приключениям не всегда совпадает с идеализмом девушек, сотворяющих себе кумиров, чтобы однажды низвергнуть с пьедестала либо их самих, либо свои несбывшиеся мечты. И то и другое переживается болезненно. А тут еще непонимание внутреннего настроя друг друга.

Девушки в любви более раскрыты, искренни и доверчивы, больше держатся за изжившие себя отношения, продолжая идеализировать зачастую просто вымышленный образ любимого, а юноши склонны быстрее разочаровываться и рвать отношения, устремляясь к новым занятиям или попадая в плен новых симпатий.

Влюбленные всегда преувеличивают достоинства друг друга, обостренно видя их неразвитые задатки как уже существующие в действительности. Поэтому, хотя любовь и слепа, но она в то же время и необыкновенно прозорлива. Взаимная любовь делает нас лучше, талантливее. Те, в кого мы верим, преодолевают все препятствия и достигают большего, чем могли рассчитывать. Неразделенная любовь опасна. Она часто приводит к развитию всевозможных комплексов, неуверенности в себе, апатии и душевной лени. Только у сильных личностей она может породить состояние вызова человеку, который так и не сумел разглядеть необыкновенные душевные качества, различные способности и достоинства и потому пусть он потом об этом пожалеет, когда увидит, что потерял.

Интересен такой факт: чем самоувереннее человек, тем чаще он разочаровывается в объектах своих симпатий и тем реже способен по-настоящему, надолго к кому-либо привязаться. Такой человек стремится к независимости просто образно говоря "идя по трупам", то есть не обращая внимание на переживания других, не считаясь с их желаниями и интересами.

Более самокритичная установка делает людей снисходительнее к чужим слабостям и преданнее в отношениях. Однако существует и оборотная сторона такой преданности - когда на любимого человека начинают смотреть как на собственность и ограничивать его свободу. Это может вызвать протест, а затем и потерю интереса с его стороны.

Мудрость в том, чтобы найти золотую середину в отношениях. Не стеснять свободу друг друга, проявляя при этом взаимно такт и терпимость и идя навстречу интересам каждого. Это совсем не просто и без такого непревзойденного учителя как большая настоящая любовь научиться этому бывает просто невозможно. Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону и это зло оборачивается добром, когда разводит нас с тем, кто все равно бы не подарил нам счастья.

После этого, у нас появляется новый шанс встретить своего единственного и неповторимого. Обыкновенного для всех, но самого лучшего и неповторимого для нас. Разгадка этой мистики простая и она называется - психологическая совместимость. Без нее проходит даже самая большая любовь, а с нею становится большой любовью простая дружба.

Совместимость заключается во взаимопонимании, взаимопомощи, взаимоотдаче во всех трех влечениях человека: влечении ума, души и тела. Мало найти такого гармоничного вам и созвучного во всем человека, нужно еще и сильно постараться обоим стать друг для друга таким человеком. В этом и заключается секрет величайшей гармонии и большой настоящей любви. Она не только дар божий, но и ваше творение, требующее немалых усилий. Зато какое вознаграждение! Дерзайте!

Литература:

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980г.

2. Аугустинавичюте А. "Социон"; "Теория интертипных отношений". - Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.

3. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека , Киев, изд. МИС, 1997 г.

  1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. — СПБ, 1993 г.
  2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. — Л., 1990
  3. Додонов Б.И. В мире эмоций, Киев, Политическая литература Украины, 1987 г.
  4. Жариков Е.С. О тебе и для тебя, Москва, 1990 г.
  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. — К., 1989 г.
  6. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Прикладная соционика, СПИМО, май-июнь, 1999 г.
  7. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности, СПИМО, май-июнь, 1999 г.

11. Мегедь Валентина, Овчаров Анатолий «Характеры и отношения», 704 с., Армада-пресс, Москва, 2002.

  1. Овчаров А.А. История названий типов личности, СПИМО, октябрь, 2002 г.
  2. Мегедь В.В. Совместимость представителей акцентов типа, ПИС, N6 (18), 2004 г.
  3. Мегедь в.в. Психофизиологические аспекты типа личности, СПИМО, январь, 2006 г.
  4. Мегедь В.В., Овчаров А.А., Теория прикладной соционики. - "Соционика, ментология и психология личности" N2, 1996 г.
  5. Мегедь В.В. О создании авторской концепции вариативности типов личности, СПИМО, июль, 2006 г.

17. Мегедь В.В. Как определить тип, подтип, акценты типа и отличить одно от другого?, СПИМО, август, 2006 г.

  1. Мегедь В.В. Комплексные поведенческие и визуальные характеристики представителей акцентов типа, МИК, N 3-6, 2006 г.
  2. Овчаров А.А. Внешние признаки представителей акцентов типа, СПИМО, июль, 2003.
  3. Овчаров А.А. Внешние признаки представителей биоакцентов типа, ПИС, N 4 (16), март 2004 г.
  4. Овчаров А.А. История названий типов личности, СПИМО, ноябрь 2004, стр.33.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М., ВЛАДОС, 1995 г., с.196-201.
  6. Столяренко Л.Д. «Основы психологии для вузов» Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 г., с.164-180.
  7. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ. "Ювента", М, "Прогресс-Универс", 1995 г.
  8. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления» пер. с нем. Инны Булкиной. - AirLand, Киев –1994.
  9. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник/ Пер. с англ. – Спб.: Университетская книга. – 1997.

Наши рекомендации