А также передачей лиц для отбывания наказания 2 страница

30. Рассматривая вопрос об избрании в отношении лица меры пресечения, а также жалобу на решение о выдаче для осуществления уголовного преследования, суд не вправе предрешать вопрос о виновности или невиновности лица, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или Российской Федерацией уже получен указанный запрос (статья 14 УПК РФ, часть 6 статьи 463 УПК РФ, пункт 2 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В частности, формулировки принимаемых судебных решений не должны свидетельствовать об установленном факте совершения указанным лицом преступления.

31. Исходя из положений подпунктов 1 и 2 части 3 статьи 462, части 7 статьи 463 УПК РФ, подпунктов 3 - 6 части 1, части 2 статьи 464 УПК РФ суд вправе частично признать решение о выдаче законным и обоснованным.

32. Разъяснить судам, что положения главы 55 УПК РФ распространяются на случаи передачи лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, когда такое лицо отбывает наказание в местах лишения свободы. При этом судам следует учитывать оставшийся к отбытию минимальный срок наказания, который предусмотрен в качестве условия передачи международным договором Российской Федерации либо соглашением компетентных органов Российской Федерации и иностранного государства, если передача осуществляется на основе принципа взаимности.

33. Необходимо принять во внимание, что международным договором Российской Федерации может предусматриваться возможность передачи лица для отбывания наказания не только в государстве, гражданином которого оно является, но и в государстве, на территории которого такое лицо постоянно проживает (статья 2 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года).

34. Судам надлежит учитывать, что условия передачи лица для отбывания наказания в иностранном государстве, а также основания для отказа в такой передаче определяются положениями, содержащимися как в международных договорах Российской Федерации, так и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Поэтому соблюдение условий передачи, определенных в статье 3 Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года, не исключает возможность отказать в передаче государству - участнику данного международного договора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 471 УПК РФ, например, если от осужденного лица либо от государства исполнения приговора не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска.

В связи с этим обратить внимание судов на то, что по смыслу статей 8 и 307, главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантиями исполнения приговора в части гражданского иска могут быть, в частности, залог, поручительство, банковская гарантия.

Поскольку перечень оснований для отказа в передаче, приведенных в статье 471 УПК РФ, носит исчерпывающий характер, то при передаче лица для отбывания наказания в иностранном государстве от осужденного или указанного государства не требуется получать гарантии исполнения дополнительного наказания в виде штрафа, назначенного судом Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

35. При рассмотрении материалов о передаче лица для отбывания наказания в иностранном государстве судам исходя из положений статей 471 и 472 УПК РФ и соответствующих международных договоров Российской Федерации надлежит установить наличие письменного согласия осужденного, а также согласия государств вынесения и исполнения приговора на такую передачу. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, органы, имеющие полномочия на дачу согласия, определяются законодательством государства вынесения или исполнения приговора. Это могут быть суды, генеральная прокуратура, министерство юстиции и другие.

Разъяснить судам, что при наличии согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного, отсутствие при этом решения иностранного суда или иного органа о признании и исполнении приговора, постановленного судом Российской Федерации, не является основанием для отказа в передаче, поскольку международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено принятие такого решения после фактической передачи осужденного лица.

36. Под несопоставимостью условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы, являющейся согласно статье 471 УПК РФ одним из оснований для отказа в передаче, понимаются такие различия в условиях и порядке отбывания наказания в государстве исполнения приговора и в Российской Федерации, которые не позволяют достигнуть цели наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений (статья 43 УК РФ).

Суду в каждом конкретном случае необходимо устанавливать обстоятельства, связанные с порядком и условиями отбывания наказания в государстве исполнения приговора. При этом отсутствие в иностранном государстве определенного вида исправительного учреждения, назначенного осужденному по приговору суда Российской Федерации, не должно обусловливать отказ в его передаче, если условия и порядок отбывания наказания в государстве исполнения приговора в целом сопоставимы с условиями и порядком отбывания соответствующего наказания в Российской Федерации.

37. Исходя из положений статей 10 и 11 Конвенции о передаче осужденных лиц, статьи 12 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания также не является основанием для отказа в передаче то обстоятельство, что по законодательству государства исполнения приговора за деяния, совершенные осужденным, предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда Российской Федерации. Предельный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством государства исполнения приговора, не должен быть явно несопоставим со сроком наказания, назначенным по приговору суда Российской Федерации.

38. Обратить внимание судов на то, что положения статьи 472 УПК РФ не предполагают участия осужденного лица в рассмотрении судом материалов, связанных с признанием приговора иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

39. Разъяснить судам, что если в приговоре суда иностранного государства предусматривается денежное обязательство осужденного лица, выраженное в валюте того или иного государства, то исходя из положений части 2 статьи 472 УПК РФ, статьи 72 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при признании приговора суда иностранного государства суду Российской Федерации следует указать денежное обязательство осужденного в той же валюте.

40. Если судом при рассмотрении материалов о выдаче, передаче лица иностранному государству или признании приговора суда иностранного государства будут выявлены нарушения прав и свобод человека, а также иные нарушения закона, то суд вправе вынести частное определение или постановление, обратив внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29 УПК РФ).

41. Утратил силу. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41.

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.В.ДОРОШКОВ

Приложение

к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 14 июня 2012 года "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания"

ПЕРЕЧЕНЬ

ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДАЧИ ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА,

А ТАКЖЕ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦА, ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ, ГРАЖДАНИНОМ КОТОРОГО ТАКОЕ ЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ

ВЫДАЧА

ИНОСТРАННОМУ ГОСУДАРСТВУ ЛИЦ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

ПЕРЕЧЕНЬ

ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЯТЫХ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ИНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КАСАЮЩИХСЯ ВОПРОСОВ ВЫДАЧИ

┌─────────────────┬───────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Наименование │ Источник │ Государства - участники │

│ международного │ официального │ международного договора │

│ договора │ опубликования │ Российской Федерации │

│ Российской │ международного │ │

│ Федерации │ договора │ │

│ │ Российской │ │

│ │ Федерации │ │

├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Международная │Собрание │Австралия <1> │

│конвенция о│законодательства │Австрия │

│борьбе с актами│РФ. 18 августа 2008│Азербайджан │

│ядерного │г. N 33. │Алжир │

│терроризма от 13│Ст. 3819. │Антигуа и Барбуда │

│апреля 2005 г.│Бюллетень │Армения │

│(статья 11) │международных │Бангладеш │

│ │договоров. 2008. │Бахрейн │

│ │N 12. С. 5 - 18. │Белоруссия │

│ │ │Бельгия │

│ │ │Бразилия │

│ │ │Бурунди │

│ │ │бывшая Югославская Республика │

│ │ │Македония │

│ │ │Соединенное Королевство │

│ │ │Великобритании и Северной Ирландии │

│ │ │Венгрия │

│ │ │Габон │

│ │ │Гвинея-Бисау │

│ │ │Германия │

│ │ │Грузия │

│ │ │Дания │

│ │ │Доминиканская Республика │

│ │ │Индия │

│ │ │Испания │

│ │ │Казахстан │

│ │ │Кыргызстан │

│ │ │Кирибати │

│ │ │Китай │

│ │ │Коморские Острова │

│ │ │Конго Демократическая Республика │

│ │ │Куба │

│ │ │Латвия │

│ │ │Лесото │

│ │ │Ливан │

│ │ │Ливия │

│ │ │Литва │

│ │ │Лихтенштейн │

│ │ │Люксембург │

│ │ │Мавритания │

│ │ │Мадагаскар │

│ │ │Малави │

│ │ │Мали │

│ │ │Марокко │

│ │ │Мексика │

│ │ │Молдова Республика │

│ │ │Монголия │

│ │ │Науру │

│ │ │Нигер │

│ │ │Нидерланды │

│ │ │Никарагуа │

│ │ │Объединенные Арабские Эмираты │

│ │ │Панама │

│ │ │Парагвай │

│ │ │Перу │

│ │ │Польша │

│ │ │Российская Федерация │

│ │ │Румыния │

│ │ │Сальвадор │

│ │ │Саудовская Аравия │

│ │ │Сент-Винсент и Гренадины │

│ │ │Сербия │

│ │ │Словакия │

│ │ │Словения │

│ │ │Соломоновы Острова │

│ │ │Тунис │

│ │ │Туркменистан │

│ │ │Узбекистан │

│ │ │Украина │

│ │ │Уругвай │

│ │ │Фиджи │

│ │ │Финляндия │

│ │ │Хорватия │

│ │ │Центральноафриканская Республика │

│ │ │Чешская Республика │

│ │ │Чили │

│ │ │Швейцария │

│ │ │Шри-Ланка │

│ │ │Южно-Африканская Республика │

│ │ │Ямайка │

│ │ │Япония │

├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Конвенция │Собрание │Австралия <2> │

│Организации │законодательства │Австрия │

│Объединенных │РФ, 26.06.2006. │Азербайджан │

│Наций против│N 26. ст. 2780, │Албания │

│коррупции от 31│Бюллетень │Алжир │

│октября 2003 г.│международных │Ангола │

│(статьи 44) │договоров, 2006, N │Антигуа и Барбуда │

│ │10, октябрь, │Аргентина │

│ │с. 7 - 54 │Армения │

│ │ │Афганистан │

│ │ │Багамы │

│ │ │Бангладеш │

│ │ │Бахрейн │

│ │ │Беларусь │

│ │ │Бельгия │

│ │ │бывшая Югославская Республика │

│ │ │Македония │

│ │ │Бенин │

│ │ │Боливарианская Республика Венесуэла│

│ │ │Болгария │

│ │ │Боливия │

│ │ │Босния и Герцеговина │

│ │ │Ботсвана │

│ │ │Бразилия │

│ │ │Бруней │

│ │ │Буркина-Фасо │

│ │ │Бурунди │

│ │ │Вануату │

│ │ │Соединенное Королевство │

│ │ │Великобритании и Северной Ирландии │

│ │ │Венгрия │

│ │ │Восточный Тимор │

│ │ │Вьетнам │

│ │ │Габон │

│ │ │Гаити │

│ │ │Гайана │

│ │ │Гана │

│ │ │Гватемала │

│ │ │Гвинея-Биссау │

│ │ │Гондурас │

│ │ │Греция │

│ │ │Грузия │

│ │ │Дания │

│ │ │Демократическая Республика Конго │

│ │ │Джибути │

│ │ │Доминика │

│ │ │Доминиканская Республика │

│ │ │Европейский Союз │

│ │ │Египет │

│ │ │Замбия │

│ │ │Зимбабве │

│ │ │Израиль │

│ │ │Индия │

│ │ │Индонезия │

│ │ │Иордания │

│ │ │Ирак │

│ │ │Ирландия │

│ │ │Иран Исламская республика │

│ │ │Исландия │

│ │ │Испания │

│ │ │Италия │

│ │ │Йемен │

│ │ │Кабо-Верде │

│ │ │Казахстан │

│ │ │Камбоджа │

│ │ │Камерун │

│ │ │Канада │

│ │ │Катар │

│ │ │Кения │

│ │ │Кипр │

│ │ │Китай │

│ │ │Колумбия │

│ │ │Конго │

│ │ │Корея Республика <3> │

│ │ │Коста-Рика │

│ │ │Куба │

│ │ │Кувейт │

│ │ │Кыргызстан │

│ │ │Лаосская Народно-Демократическая │

│ │ │Республика │

│ │ │Латвия │

│ │ │Лесото │

│ │ │Ливан │

│ │ │Либерия │

│ │ │Ливия │

│ │ │Литва │

│ │ │Лихтенштейн │

│ │ │Люксембург │

│ │ │Маврикий │

│ │ │Мавритания │

│ │ │Мадагаскар │

│ │ │Малави │

│ │ │Малайзия │

│ │ │Мали │

│ │ │Мальдивские острова │

│ │ │Мальта │

│ │ │Марокко │

│ │ │Маршалловы острова │

│ │ │Мексика │

│ │ │Микронезия │

│ │ │Мозамбик │

│ │ │Молдова Республика │

│ │ │Монголия │

│ │ │Намибия │

│ │ │Непал │

│ │ │Нидерланды │

│ │ │Никарагуа │

│ │ │Нигер │

│ │ │Нигерия │

│ │ │Норвегия │

│ │ │Объединенные Арабские Эмираты │

│ │ │Объединенная Республика Танзания │

│ │ │Острова Кука │

│ │ │Пакистан │

│ │ │Палау │

│ │ │Панама │

│ │ │Папуа Новая Гвинея │

│ │ │Парагвай │

│ │ │Перу │

│ │ │Польша │

│ │ │Португалия │

│ │ │Российская Федерация │

│ │ │Руанда │

│ │ │Румыния │

│ │ │Сальвадор │

│ │ │Сан-Томе и Принсипи │

│ │ │Свазиленд │

│ │ │Сейшельские острова │

│ │ │Сенегал │

│ │ │Сент-Люсия │

│ │ │Сербия │

│ │ │Сингапур │

│ │ │Словакия │

│ │ │Словения │

│ │ │Соломоновы острова │

│ │ │США │

│ │ │Сьерра-Леоне │

│ │ │Таджикистан │

│ │ │Таиланд │

│ │ │Тринидада и Тобаго │

│ │ │Того │

│ │ │Тунис │

│ │ │Турция │

│ │ │Туркменистан │

│ │ │Уганда │

│ │ │Узбекистан │

│ │ │Украина │

│ │ │Уругвай │

│ │ │Фиджи │

│ │ │Филиппины │

│ │ │Финляндия │

│ │ │Франция │

│ │ │Хорватия │

│ │ │Центральноафриканская Республика │

│ │ │Черногория │

│ │ │Чешская Республика │

│ │ │Чили │

│ │ │Швейцария │

│ │ │Швеция │

│ │ │Шри-Ланка │

│ │ │Эквадор │

│ │ │Эстония │

│ │ │Эфиопия │

│ │ │Южно-Африканская Республика │

│ │ │Ямайка │

│ │ │Япония │

├─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Конвенция против│Собрание │Австралия <4> │

│транснациональной│законодательства │Австрия │

│организованной │РФ, 04.10.2004, │Азербайджан │

│преступности от│N 40, ст. 3882, │Албания │

│15 ноября 2000 г.│Бюллетень │Алжир │

│(статья 16)│международных │Андорра │

│ │договоров, N 2, │Антигуа и Барбуда │

│ │2005, с. 3 - 33 │Аргентина │

│ │ │Армения │

│ │ │Афганистан │

│ │ │Багамы │

│ │ │Бангладеш │

│ │ │Бахрейн │

│ │ │Беларусь │

│ │ │Бельгия │

│ │ │Белиз │

│ │ │Бенин │

│ │ │Болгария │

│ │ │Боливарианская Республика Венесуэла│

│ │ │Боливия Многонациональное │

│ │ │государство │

│ │ │Босния и Герцеговина │

│ │ │Ботсвана │

│ │ │Бразилия │

│ │ │Бруней Даруссалам │

│ │ │Буркина-Фасо │

│ │ │Бурунди │

│ │ │бывшая Югославская Республика │

│ │ │Македония │

│ │ │Вануату │

│ │ │Ватикан │

│ │ │Соединенное Королевство │

│ │ │Великобритании и Северной Ирландии │

│ │ │Венгрия │

│ │ │Восточный Тимор │

│ │ │Вьетнам │

│ │ │Габон │

│ │ │Гаити │

│ │ │Гайана │

│ │ │Гамбия │

│ │ │Гватемала │

│ │ │Гвинея │

│ │ │Гвинея-Биссау │

│ │ │Германия │

│ │ │Греция │

│ │ │Гренада │

│ │ │Гондурас │

│ │ │Грузия │

│ │ │Дания │

│ │ │Демократическая республика Конго │

│ │ │Джибути │

│ │ │Доминиканская Республика │

│ │ │Европейский Союз │

│ │ │Египет │

│ │ │Замбия │

│ │ │Зимбабве │

│ │ │Йемен │

│ │ │Израиль │

│ │ │Индия │

│ │ │Индонезия │

│ │ │Иордания │

│ │ │Иран Исламская Республика │

│ │ │Исландия │

│ │ │Ирак │

│ │ │Ирландия │

│ │ │Италия │

│ │ │Испания │

│ │ │Кабо-Верде │

│ │ │Казахстан │

│ │ │Камбоджа │

│ │ │Камерун │

│ │ │Канада │

│ │ │Катар │

│ │ │Кения │

│ │ │Кипр │

│ │ │Кирибати │

│ │ │Китай │

│ │ │Колумбия │

│ │ │Коморские острова │

│ │ │Коста-Рика │

│ │ │Куба │

│ │ │Кувейт │

│ │ │Кыргызстан │

│ │ │Лаосская Народно-Демократическая │

│ │ │Республика │

│ │ │Латвия │

│ │ │Лесото │

│ │ │Либерия │

│ │ │Ливан │

│ │ │Ливия │

│ │ │Литва │

│ │ │Лихтенштейн │

│ │ │Люксембург │

│ │ │Маврикий │

│ │ │Мавритания │

│ │ │Мадагаскар │

│ │ │бывшая Югославская Республика │

│ │ │Македония │

│ │ │Малави │

│ │ │Малайзия │

│ │ │Мали │

│ │ │Мальта │

│ │ │Марокко │

│ │ │Маршалловы острова │

│ │ │Мексика │

│ │ │Мозамбик │

│ │ │Молдова Республика │

│ │ │Монако │

│ │ │Монголия │

│ │ │Мьянма │

│ │ │Намибия │

│ │ │Непал │

│ │ │Нидерланды │

│ │ │Никарагуа │

│ │ │Нигер │

Наши рекомендации