Сохранившиеся черты командно-административной системы
Промышленность. В развитии добывающих отраслей промышленности республики в 50—60-х годах ХХ в., кроме достигнутых успехов, наблюдались и некоторые негативные тенденции. Экономика республики все более специализировалась на производстве сырья. Ассортимент товаров промышленности не расширялся, производимая продукция не усложнялась. Отрасли обрабатывающей промышленности развивались непропорционально развитию добывающих отраслей. Сохранялась тенденция ускоренного развития группы “А” (производство средств производства) по отношению к группе “Б” (производство товаров потребления), сложившаяся еще в 30-х годах ХХ в.
Партия. Все проблемы общественного развития рассматривались на съездах и пленумах Коммунистической партии. На них принимались различного рода программы и постановления по наиболее важным вопросам. Обсуждения носили одно- сторонний характер и, как правило, приводили к принятию “единственно правильного решения сверху”. На собраниях партии решения принимались единогласно, а при обсуждении каких-либо вопросов не было возможности воздержаться, высказать свое мнение или выступить против. Любое неприятие или высказывание альтернативной точки зрения по обсуждаемой стратегии воспринималось как выступление против партии и Советской власти. В своей деятельности партия опиралась на силовые ведомства — Комитет государственной безопасности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД).
В 1949 г. прошел IV съезд Коммунистической партии большевиков Казахстана. Первым секретарем Центрального комитета КП(б) был избран Ж. Шаяхметов. Он возглавлял республиканскую партийную организацию до 1954 г. В 1950 г. численность коммунистов в республике составляла 58 920 человек, а в 1960 г. достигла 345 115 человек.
Советы. Высшим органом государственной власти республики (парламентом) являлся Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики. В областях, городах, районах, селах и поселках органами государственной власти были исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся. Все они работали в жестких рамках инструкций, спускаемых партией.
Партия теоретически придерживалась курса демократизации общества. Её действия серьезно расходились с провозглашенными лозунгами. Только после принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС “Об улучшении работы Советов депутатов трудящихся и усиления их связи с общественностью” на сессиях Верховного Совета стали обсуждаться и утверждаться программы развития народного хозяйства республики, проблемы государственного строительства, проекты законов. После этого постановления число постоянных комиссий Верховного Совета республики увеличилось с трех до восьми.
Численность состава Советов постоянно возрастала. Если в 1947 г. в составе Верховного Совета Казахской ССР второго созыва было 300 депутатов, а в Верховном Совете третьего созыва — 400, то в 1955 г. в составе Верховного Совета четвертого созыва их было уже 450. Советы решали вопросы планирования и распределения продукции местных предприятий, организации строительства жилья, рассматривали финансово-бюджетные проблемы. Хотя формально Советы и считались законодательными органами власти, фактически же все вопросы решались на съездах и пленумах партии. Советы утверждали в законодательном порядке решения, одобренные на собраниях партии. В подобных обстоятельствах исключалась возможность отклонения каких-либо предложений, перенос их на более поздний срок или повторное рассмотрение.
Для того чтобы сохранить в соответствии состав депутатского корпуса и социальное устройство общества, принимались меры по увеличению числа депутатов из среды рабочих и крестьян, а также по обеспечению многонациональности состава Советов. В Верховном и местных Советах 2/3 депутатских мест занимали коммунисты.
Комсомол. (Коммунистический союз молодежи) выполнял роль помощника партии во всех сферах государствен- ной, хозяйственной и культурной деятельности, готовил кадры. Комсомольцы участвовали во всех ударных строй- ках, в строительстве крупных предприятий, освоении целины. Авторитет комсомола среди молодежи был очень высок. Комсомол Казахстана выступал инициатором многих патриотических начинаний. Так, молодежь взяла шефство над строительством таких объектов, как Усть-Каменогорская гидроэлектростанция (ГЭС), Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, Казахстанская Магнитка и др.
Задачей комсомола было воспитание молодежи и обеспечение контроля за работой детского коммунистического объединения — пионерской организации. С 1951 по 1960 г. число членов в комсомольской организации Казахстана удвоилось и достигло 760 тыс. человек.
Казахстан в составе СССР. К середине 1950-х годов советская командно- административная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик. Эта инициатива была вызвана отнюдь не уважением конституционных прав союзных республик — крайне централизованная система управления сковывала все силы, мешала развитию общества.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в мае 1955 г. изменился порядок планирования на- родного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Планирование объема производства и капитальных вложений передавалось на рассмотрение Советов Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, по не- которым видам доходов увеличилась доля отчислений в пользу республиканских бюджетов.
В 1954—1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия промышленности и транспорта. Министерства металлургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства. Расширились права республиканских министерств, в частности, возросла компетенция республик в области культурного строительства.
В 1956—1958 гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расширилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров, а в Верховный суд СССР — председатели Верховных судов союзных республик. Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик и не способствовали должному развитию их в составе СССР.
Билет 11
1) Хозяйство и быт уйсунов.
Уйсуны (3 в до н.э.- 4 в н.э.)
В раннем железном веке после саков-тиграхауда в Жетысу проживали уйсуны. Столица-Чигучен.
В жизни уйснуовглавную роль играло скотоводство. СымаЦянь, описывая уйсунов, говорит, что "в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей,поддерживая таким образом свое существование". Уйсуны были не только кочевниками,но и земледельцами. К примеру, во время раскопок поселения Актас были найдены доказательства существования у уйсунов земледелия, были обнаружены остатки оросительных каналов. Древние источники свидетельствуют, что уйсуны "сажают деревья ", "имеют города и поместья ". Уйсуны умели плавить железо.
Сведений об обычаях, традициях уйсунов мало. Уйсуны хоронили покойного в центре кургана,положив его на спину на восток. Если покойный был богатым, в его могилу ложили самые ценные вещи. Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Найдена жертвенная посуда,на глиняных предметах нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца.