Великий казахский ученый Чокан Валиханов.
Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.) родился в крепости Кусмурын. Его настоящее имя – Мухамедханафия. Чокан – это ласковое прозвище, данное ему матерью.
Предки Шокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадед, ханСреднего жуза Абылай, считался одним из могущественных казахских правителей XVIII века. Его дедом был Уали, последний казахский хан Среднего жуза, официально признанный и утвержденный царским правительством. Его отец Шынгыс был выпускником Омского войскового училища, занимал должность старшего султана в Кокчетавском внешнем округе. Его родственниками по материнской линии были не менее известные и почитаемые люди Баянаульского края – Шормановы.
Его дедом был великий хан казахского народа Абылай, отец Большое влияние на развитие Чокана оказала его бабушка Айганым.
Первоначальное образование Чокан получает в аульной школе Кусмурына, осваивает арабскую грамоту.
В дальнейшем Чокан в совершенстве овладевает арабским, персидским, чагатайским, уйгурским языками, осваивает другие тюркские языки. В детстве он записывает жыр «Козы Корпеш – Баян сулу» из уст акына Атыгай Арыстанбая. В 1847 г. 12-летний Чокан поступает в лучшее учебное заведение Сибири Омский кадетский корпус. Наряду с военными дисциплинами он получает знания по географии, истории, русской и запад- ной литературе, основам философии, зоологии, математике, архитектуре. Мальчик, прибывший на учебу без знания русского языка, благодаря трудолюбию, необыкновенной одаренности всовершенстве его осваивает и становится одним из лучших выпускников училища.
В годы учебы он подружился с Г.Н. Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым и общественным деятелем. Почти через 30 лет Г.Н. Потанин посетил аул его отца, султана Шынгыса и оставил труд «В юрте последнего киргизского царевича». Это было знаком глубокого уважения к памяти своего рано ушедшего из жизни друга.
В 18 лет Чокан оканчивает кадетский корпус в звании корнета и получает назначение на службу адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири. В двадцать лет Чокан в составе научной экспедиции отправляется в первое путешествие из Омска (в Омске прекрасно узнает исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта- петрашевца С.Ф. Дурова, писателя Ф.М. Достоевским) по маршруту: Семипалатинск, через Капал в Заилийский Алатау, к Джунгарским воротам и в Тарбагатай. В экспедиции Чокан собирает много материалов об истории, быте, верованиях, традициях, обычаях казахского и киргизского народов, пишет научные статьи. Он изучает предметы быта древних людей, копирует надписи на древних памятниках Тамгалы на реке Или, на камнях Джунгарских ворот. Чокан записал жыры «Ер Кокше», «Жыр об Абылае», «Едыге».
В 1856 г. Чокан отправляется в экспедицию с целью составления карты Иссык-Куля. Участники экспедиции поднимаются на вершины Тянь- Шаня, изучают природу, древние памятники. Чокан впервые записал киргизский эпос «Манас», перевел его на русский язык.
Ч. Валиханов отправился в Кульджу, принимал участие в решении спорных вопросов на границе с Китаем. В Кульдже он пробыл три месяца, стал свидетелем Кашгарского восстания в Западном Китае. Знакомится с историей джунгар.По возвращении из этих поездок 20-летний Чокан пишет работы «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Очерки Джунгарии», «Западная провинция Китайской империи и город Кульджа», «Записи о киргизах», «Следы шаманства у киргизов».
27 февраля 1857 г. он был избран почетным членом Русского географического общества. По заданию правительства России Чокан отправляется в Кашгарию, которую не удалось посетить никому из европейцах учёных, т.к. Кашгария тогда была закрытым государством, Ч. Валиханов впервые поведал миру об этой стране в 1858 – 1859 гг. Чокан в этой поездке представлялся купцом Алимбаем. В течение пяти месяцев он жил в Кашгарии и с риском для жизни собирал сведения по истории, этнографии страны. Из опасной и сложной экспедиции он возвратился в марте 1859 г.
Его работа «О шести городах провинции Китая Нан-Лу» была переведена в Германии на немецкий язык. Позднее на английском языке была издана в Англии. Так Чокан впервые познакомил Западную Европу с историей, социально-экономическим положением Восточного Туркестана.
Чокан был представлен царю Александру II, получил звание ротмистра, был награжден Орденом Святого Владимира 4-й степени. По предложению императора он был оставлен на службе в Санкт-Петербурге, работал над созданием новой карты Средней Азии и Восточного Туркестана. Составил сборник материалов по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии. Влажный климат Санкт-Петербурга ухудшил состояние здоровья Чокана. Весной 1861 г. он возвращается на родину. В 1865 г. в возрасте 30 лет он скончался.
За свою короткую жизнь он написал 5 томов научных работ.
2) Опишите особенности звериного стиля на примере «Золотого человека» из иссыкского кургана.
«Звериный стиль». Начиная с VIII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение «звериный стиль». Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
«Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма, согласно которому каждый чело век имеет предком какого либо зверя. Во-вторых, изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
«Золотой человек». Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них – Иссыкский курган. Он был сооружен в V–IV веках до н.э. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетронутым и хорошо сохранилось.
Погребение сложено из тянь шаньской елипрямоугольником и похоже на маленький домик. Его внутренние размеры: длина 2 м 90 см, ширина 1 м 50 см, высота 1,5 метра. Дно погребения было застлано тесно пригнанными 10 досками. Сверху погребение было покрыто полотном, украшенным золотыми заклепками. Только после этого в могилу поместили покойника, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и украшениями.
Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека, одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. 4 тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака. По их расположению был реконструирован головной убор – высокий кону сообразный, а также шаровары, сапоги.
Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с изображениями барса на концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя. При погребении было инкрустированное золотом оружие – меч, кинжал, а также камча и матерчатая сума. Головной убор, кафтан и обувь обшиты золотыми бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек – царевич 17–18 лет. По богатству и обилию найденных золотых предметов данное захоронение молодогоцаревича получило название «Золотого человека». «Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были даль ними предками казахского народа.
Новые тенденции в обществе
В 1950—1960-х годах репрессии по отношению к инакомыслящим не проводились в той мере, в какой они проводились ранее, несколько изменились методы: провинившихся исключали из рядов партии, увольняли с работы, а особо неугодных запирали в психиатрические лечебницы. Так, по сведениям Министерства здравоохранения СССР, более 90 тыс. советских граждан были незаконно отправлены в психиатрические больницы.
Бурное развитие индустриальных отраслей промышленности и резкое увеличение численности населения в результате искусственно созданной миграции в 1954— 1962 гг. привели к развитию энергетики, транспорта и строительства.
В послевоенный период, до середины 1960-х годов, в республике появилась и начала развиваться химическая промышленность. Были построены рудно-химический комбинат в Каратау, суперфосфатный завод в Джамбуле (ныне Тараз), завод искусственных волокон в Кустанае. Расширились Карагандинский завод по производству синтетического каучука, Актюбинский завод хромовых соединений. С 1950-х годов начало расти производство минеральных удобрений. Крупнейшие химические производства располагались на юге республики.
В начале 1960-х годов было установлено, что в нашей республике сосредоточено 3/4 общих запасов серебра СССР, больше половины запасов свинца, меди, цинка. Были разведаны огромные запасы угля, нефти, железа.
На территории Казахстана были размещены космодром (Байконур) и атомный полигон (Семипалатинск). В городах республики, под прикрытием гражданских объектов и предприятий, работали предприятия, производившие военную продукцию.
Создавая в Казахстане такую структуру промышленности, Центр преследовал свои цели. Во-первых, как можноболее полно использовать природные богатства Казахстана, во-вторых, разместить на территории республики наиболее грязные, экологически вредные производства, требующие большого количества воды, сырья и энергии, в-третьих, удержать эти области в зависимости, что было легко осуществимо при отсутствии там предприятий по производству оборудования, машин, станков, приборов, электроники и электротехники. В итоге Казахстан, располагая огромными богатствами и не имея возможности самостоятельно распоряжаться ими, превратился в зависимое от метрополии государство. Таковы были результаты политики Центра, направленной на удержание Казахстана в зависимости от России.
К концу 50-х — началу 60-х годов ХХ в. постепенно облик страны начал меняться. В городах начали строиться многоэтажные жилые дома.
С 1958 г. в некоторых городах в квартиры начали проводить газ. В 1950— 1965 гг. количество медицинских учреждений возросло в 2,4 раза, количество коек и врачей в больницах — в 3,5 раза.
С 1956 г. для работающих женщин оплачиваемый отпуск по рождению ребенка был увеличен до 112 дней. В 1965 г. в республике насчитывалось 79 санаториев и 23 дома отдыха. В начале 60-х годов ХХ в. ежегодно около 200 тыс. детей отдыхали в пионерских лагерях. Трудящиеся начали активнее вкладывать деньги в сберегательные кассы, и если в 1950 г. в сберкассах на душу населения приходилось по 88 руб., то в 1965 г. этот показатель достиг 298 руб.
В конце 50-х годов ХХ в. после принятия официальной партийной формулировки о том, что “в СССР социализм достиг полной и окончательной победы”, в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, общественно-политическая мысль развивалась только в рамках этой формулы. Ученые-обществоведы с разных позиций доказывали, что капитализм “загнивает” и в ближайшем будущем “полностью исчезнет”. Примеры увлечения казахской молодежи русским языком, чужой культурой, увеличение числа межнациональных браков, многонациональный состав населения Казахстана преподносились как “расцвет социализма” и “торжество ленинской национальной политики”. Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администра- ции. Приспособление к требованиям коммунистической идеологии превратило общественные науки в однобокое средство пропаганды.