Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый) Кельдыбекулы (1667-1764 гг.)
Родился на территории нынешнего Казыбекского района Карагандинской области.
Отличался глубоким умом и поэтическими способностями, ораторским искусством.
Участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
Был одним из организаторов борьбы против джунгар.
Айтеке би Байбекулы (1682 -1766 гг.)Являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса.
До хана Абулхаира управлял родами Младшего жуза.
Как признанный бий и предводитель Младшего жуза участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
Привлекался ханом Тауке к решению государственных дел и улаживанию крупных междоусобиц.
Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.
Внутреннее положение В конце XVII - начале XVIII вв. Тауке хан сумел на некоторое время сохранить территориальную целостность и восстановить государственность Казахского ханства.
Казахстан оставался централизованным государством, соблюдались законы, прекратились барымта и межплеменные распри в годы правления хана Тауке.
Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления.
Решения совета биев имели обязательную силу.
Даже хан не мог отменить его решение. Хану Тауке удалось присоединить к Казахскому ханству значительную часть родов и племен соседних кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев - Кокыма Карашору и Сасык бия.
2. Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы» , и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.В огонь нельзя плевать, нельзя переходить через огонь, даже через место, где он когда то был разведен. Поклонение огню было настолько сильным, что боялись даже его гнева и поэтому клятвы огнем считались непоколебимыми.
Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы | ||
театр | кино | искусство |
1926 г. открыт первый в республике национальный казахский театр в Кызыл- Орде., А.Кашаубаев, И.Байзаков.Первая пьеса - «Енлик-Кебек» М.Ауезова. - «Козы Корпеш - Баян сулу» Г.Мусрепова, «Абай» М.Ауезова и Л.Соболева. Поставлены: «Женитьба» и «Ревизор» Н.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира.В1937 г. театр стал называться «Казахский Академический театр драмы». В 1933 г. в Алма-Ате - Уйгурский театр. В 1937 г. в Кзыл-Орде - Корейский театр. Музыкальная драма, имевшая успех на сцене корейского театра в Кзыл-Орде: «Чупхин-дон».В 1934 г. - Казахский государственный музыкальный театр (оперы и балета). Спектакль, показанный более 100 раз на сцене Казахского музыкального театра оперы и балета только в первом сезоне 1934 г. «Айман-Шолпан».В 1934 г. - Казахский государственный оркестр им. Курмангазы (А.Жубанов). В 1936 г. - Казахская государственная филармония им Жамбыла.В 1936 г. в Москве проходила 1-ая декада казахского искусства, и там представлены оперы - «Кыз-Жибек», «Жалбыр».Там К.Байсеитова была удостоена Народной артисткой СССР (1936 г.). | В 30-е гг. XX в. Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало развитию киноискусства. Выпустило ряд документальных и немых художественных фильмов. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в 1934 г. В 1938 г. на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды». Первый игровой фильм казахстанских кинематографистов: «Амангельды». Изобразительное искусство Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова. Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев. | Организовались во многих городах:Клубы;Народные дома;Казахские и русские хоровые;Драматические, литературные кружки;.Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования.В 20-30-е гг. XX в. огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка.Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал:В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»;В 1931 г. - сборник «500 песен и кюев казахского народа»;В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;Советский ученый-музыковед Б.В.Асафьев оценил «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой и тысячелетней культуры. В 1922 г. в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.В Москве на концерте народов СССР принял участие хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.Коцыка. 1Амре Кашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы:В 1925 г. - на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже;В 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии. |
Билет № 28
1.Историческое значение образования Казахского ханства.