Тема 16. Развитие государства и права во второй четверти XVIII века.

Цель занятия: анализ развитие государства и права во второй четверти XVIII века.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Изменения высшего государственного управления; Верховный Тайный совет; реорганизация Сената.

2. Создание регулярной полиции.

3. Источники права.

4. Становление отраслевого законодательства.

5. Уголовное право; судебно-процессуальное право; военно-уголовное законодательство.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв.М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993 г.

Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - XVIII вв. М., 1991 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание. Крепостная экономика.Какие изменения в "бизнес план" по открытию мануфактуры для российского купца на 1725 год надо внести, если на дворе – 1795 год?

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть процесса реформирования государственного аппарата в этот период?

2. Назовите причины перехода от приказной системы к коллегиальной?

3. Каковы основные тенденции в развитии российского права?

Темы рефератов:

Государственное управление: Верховный Тайный совет; реорганизация Сената.

Источники права.

Становление отраслевого законодательства.

Уголовное право; судебно-процессуальное право; военно-уголовное законодательство.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

преступление, проступок, соучастие, Верховный Тайный совет.

Тема 17. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Цель занятия: выявить и проанализировать особенности «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Законодательная деятельность Екатерины II; государственные реформы эпохи «просвещенного абсолютизма»; «Устав благочиния» 1782 г.; правовая консолидация дворянства; жалованные грамоты дворянству и городам 1785г.

2. Межевое законодательство.

3. Законодательство о предпринимательстве.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Чистяков О.И.. История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1 ,2 М.,2002 г.

Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – СПб., 2000 г.

Чиберяева С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание 1.Исходные данные:

Перед вами ряд тезисов, отражающих некоторые основные взгляды французских просветителей на государство и его роль в обществе:

Естественный закон - есть порядок протекания всех явлений, установленный Богом.

Этот порядок, очевидно, наиболее выгоден для людей, ибо человек по замыслу Творца – венец его творения.

Естественное право человека – есть естественный закон, определяющий право человека на вещи, пригодные для его пользования, которые он может добыть своим трудом.

Разум - есть возможность познавать естественные законы, дабы извлечь из этого возможно большую пользу.

Свобода – есть возможность оценивать свои интересы и побуждения и делать выбор. Непросвещенный человек чаще руководствуется страстями, а не разумом, делая неправильный выбор и нарушая естественный закон. Невежество ведет к злоупотреблению свободой, то есть к покушению одних людей на естественные права других. Следовательно, никто не имеет гарантии пользования своим правом. Естественные законы нарушаются людьми во зло себе.

Государство – есть сила, призванная установить порядок, основанный на естественных законах

Задание:

1.На основании этих тезисов, дайте определение государства с точки зрения просветителей

2.Просвещение отрицает тиранию. Однако Екатерина II успешно использовала тезисы просветителей для обоснования своей абсолютной власти. Дайте такое обоснование, исходя из перечисленных выше тезисов.

Задание 2.Ниже приведен ряд взаимосвязанных суждений (посылок) из которых Вам необходимо сделать вывод.

1.Задача государства – утвердить и гарантировать соблюдение порядка, основанного на естественных законах

2. Естественное право человека – есть естественный закон, определяющий право человека на вещи, которые он может добыть своим трудом.

3.Право человека на вещи, которые он может добыть своим трудом – есть право частной собственности.

Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод:

1. Одна из задач государства – утвердить и гарантировать соблюдение права частной собственности

2.Деятельность государства должна быть основана на законе.

3.Познание естественных законов – есть главная цель государства.

4.Задача государства – соблюдение естественных прав человека.

5. Государство гарантирует соблюдение порядка в обществе.

Задание 3.Внутренняя политика Екатерины II (Заполните таблицу)

Примечание: Помимо анализа конкретных мероприятий, Вам предстоит выделить периоды внутренней политики Екатерины II.

периоды Мероприятие (год), его содержание Замысел итог
Название периода датировка
         

Вопросы для самоконтроля:

1. Как повлияла екатерининская политика «просвещенного абсолютизма» на развитие российского государства и права?

2. Какие основные реформы «просвещенного абсолютизма» вам известны?

3. На что они были направлены?

4. Каковы итоги реформирования?

Темы рефератов:

Государственные реформы эпохи «просвещенного абсолютизма»; «Устав благочиния» 1782 г.; правовая консолидация дворянства; жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Межевое законодательство.

Законодательство о предпринимательстве.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

«просвещенный абсолютизм», Управа благочиния, Городская Дума, Шестигласная Дума, благородное дворянство.

Наши рекомендации