Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства
Статус Президента РФ закреплен в главе 4 КРФ. П избирается народом из граждан России не моложе 35 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации не менее 10 лет. Срок его полномочий 4 года. Перед вступлением в должность президент торжественно произносит присягу народу и парламенту.
Как глава государства президент представляет РФ внутри станы и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя гос.власти, высшего должностного лица гос-ва. Он не подчинен никакому органу, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за политические и законные действия политической ответственности перед парламентом (несет юридическую ответственность в случае обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления). Президент обладает неприкосновенностью.
Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ею порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти.
В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власть. По отношению к исполнительной власти президент занимает верховное положение и существенно воздействует на ее осуществление (хотя по Конституции не является главой исполнительной власти).
Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
Статус Президента РФ закреплен в главе 4 КРФ. П может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации не менее 10 лет (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). П избирается народом на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность П более двух сроков подряд. Перед вступлением в должность П торжественно произносит присягу народу и парламенту.
Выборы П проводятся по единому федеральному избирательному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Избранным по итогам общих выборов (первого тура голосования) считается кандидат, за которого проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набрал абсолютного большинства, проводится повторное голосование (второй тур голосования), по результатам которого избранным считается кандидат, набравший относительное большинство. Участие гражданина РФ в выборах П является свободным и добровольным.
В соответствии с КРФ выборы П назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Днём голосования на выборах является первое воскресение месяца, в котором производилось голосование на предыдущих общих выборах П. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через пять дней со дня его принятия.
Полномочия П прекращаются с истечением срока его пребывания в должности в момент принятия присяги вновь избранного П.
Согласно ст. 92 Конституции РФ досрочное прекращение полномочий П возможно:
o в случае его отставки;
o стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
o отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. При этом соответствующее решение Гос. Дума и Совет Федерации выносят не менее 2/3 голосов всех членов.
Компетенция Президента РФ
Полномочия президента:
- В сфере правового статуса личности:
Ø решение вопросов гражданства;
Ø предоставление права убежища в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства;
Ø смягчение наказаний, помилование;
Ø присвоение высших военных званий (и других почетных званий), учреждение медалей и орденов.
- В сфере федеративного устройства государства:
Ø право использования согласительной процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами власти и органам власти субъектов (если соглашение не достигнуто, президент может передать дело в суд);
Ø назначение и освобождение своих полномочных представителей;
Ø приостановление действия актов органов исплнительной власти субъектов, если противоречат Конституции, федеральным законам, международным соглашениям.
- В отношениях с парламентом:
Ø Право законодательной инициативы;
Ø Промульгация законов – подписпние, санкционироване и распоряжение исполнительным органам его выполнять;
Ø Назначение даты выборов в Гос.Думу;
Ø Право роспуска Гос.Думы при втором вотуме недоверия Правительства. Гос.Дума не может быть распущена во время ЧС или военного положения, с момента выдвижения импичмента президенту.
- В отношениях с исполнительной властью:
Ø формирование правительства, представление Гос.Думе кандидатуры премьера определение структуры правительства;
Ø назначение некоторых высших должностных лиц высшего командования (силовые министры, избирательная комиссия – 1/3 назначается президентом);
Ø право в любое время отправлять в отставку премьера, его заместителя и министров.
- В отношениях с судебной властью:
Ø представление Совету федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Абитражного суда РФ;
Ø право обращения с вопросами в суды;
Ø представление Совету Федерации кандидатуры ген. прокурора РФ и решение вопросов об освобождении его с должности.
- В военной сфере:
Ø является Верховным Главнокомандующим, которому непосредственно подчиняется министр обороны, министр внутренних дел, министр по ЧС, директор ФСБ;
Ø назначение Высшего командования вооруженными силами;
Ø определение военной политики;
Ø формирование Совета Безопасности при президенте, заседателем которого он является.
- В области внешней политики:
Ø президенту подчиняется министр иностранных дел;
Ø подписание международных договоров, ведение переговоров;
Ø назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах.
39 / 40. Основы конституционного статуса Федерального собрания, его место в системе органов государства / Палаты ФС: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция
Федеральное собрание (Парламент)– высший представительный законодательный орган гос. власти РФ.
Состоит из 2 палат:
- Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.
Формирование – 2 представителя от каждого субъекта РФ, порядок устанавливается федеральными законами.
Внутренняя организация – глава представительной власти (мэр) и глава исполнительной власти (председатель моск. гор. думы), комитеты и комиссии Непостоянная основа.
Компетенция (срок полномочий не определен)
- назначение должностных лиц: Генерального Прокурора РФ, Судей Высших Федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов;
- утверждение изменения границ;
- утверждение Указов Президента о чрезвычайном или военном положении;
- назначение выборов Президента;
- решение вопросов об использовании военных сил за пределами гос-ва;
- ратификация или денонсация международных договоров;
- отрешенеие Президента от должности.
- Гос. Дума представляет интересы народа.
Формирование – депутаты (21 год, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы) избираются народом сроком на 4 года.
Внутренняя организация –450 депутатов, комитеты и комиссии. Профессиональная основа.
Компетенция
- принятие Федеральных законов;
- согласие Президенту на назначение Председателя Прав-ва РФ;
- назначение должностных лиц: Председателя Центробанка, Уполномоченного по делам человека, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
- решение вопроса о доверии Правительству;
- объявление амнистии;
- право выдвижения обвинений против Президента с целью его импичмента.
41. Законодательный процесс: стадии и принципы.
Законодательный процесс – процедура принятия закона в ФС.
Федеральные законы принимаются Гос. Думой и получают одобрение в СФ.
Стадии: