Ливонская война (1558-1589). причины и повод.

Выход в Балтийское море был крайне необходим России для развития политических и торговых Связей с Западной Европой. Решить эту задачу можно было путем присоединения Прибалтики, для чего требовалось преодолеть сопротивление союза Ливонии, Швеции и Польши. Поводом для начала войны послужил отказ уплаты Ливонским орденом дани России и заключение им военного союза с Литвой в 1557 г.

Начало войны складывалось удачно для России. Были взяты более 20 ливонских городов, пали Нарва и Юрьев. В 1561 г. Ливонский орден распался.

В 1569 г. образовалось единое Польско-Литовское государство, и России пришлось вести войну с коалицией сильных европейских государств. Ситуация усугубилась в результате предательства князя Андрея Курбского, который ранее командовал русскими войсками. Мешали противоречия внутри государства и постоянные набеги крымских татар.

В 1577 г. Иван IV захватил почти всю территорию Ливонии, но не сумел добиться окончательной победы. В 1579 г. польский король Стефан Баторий, перейдя в наступление, вернул себе Полоцк. Он же 1581 г. вторгся в территорию России, взял стратегически важную крепость Великие Луки и осадил Псков. Шведы захватили Нарву. Дальнейшее продвижение поляков вглубь России было остановлено героической обороной Пскова. В 1582 г. Россия подписала невыгодный Ям-Запольский мир, потеряв Ливонию и Полоцк. В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией, и у России были отторгнуты города Нарва, Ям, Копорье, Иван-город, побережье Финского залива. Ливонская война, длившаяся 25 лет, закончилась поражением России. Причиной этого поражения явилась экономическая отсталость государства.

8. XVII век.

1. Новые явления в экономике страны.

2. Характеристика мануфактурного производства.

3. Соборное уложение 1649 г.

1. — углубляется хозяйственная специализация районов (Черноземье и Поволжье — производство зерна, новгородские, псковские, смоленские земли — лен, ярославские, нижегородские, казанские области— животноводство и др.);

— постепенно формируются устойчивые хозяйственные связи в отдельных регионах, которые, в свою очередь, образуют устойчивую систему товарно-денежных отношений, охватывающую всю страну. Именно эта система получила название всероссийского рынка;

— развивается ярмарочная торговля, возникают имеющие всероссийское значение ярмарки — Макарьевская, Ирбитская , Свенская, Архангельская. Приобретают известность специализированные на торговле определенными товарами центры (зерно — Вологда, Устюг Великий, кожа — Казань, Вологда, Ярославль, лен — Новгород, Псков и др.);

— появляются первые мануфактуры (не более 30 к концу XVII в.) — относительно крупные предприятия, где существует разделение труда, хотя труд остается ручным. Крупнейшие мануфактуры ориентированы на военные нужды и нужды двора ( Хамовный двор и Пушечный двор в Москве, канатный завод в Архангельске, железоделательный завод в Туле и др.);

— государство принимает меры по защите российского производства от иностранных конкурентов (Новоторговый устав 1667 г. запрещал заморским купцам вести розничную торговлю в России). Большинство исследователей убеждены, что хозяйственные сдвиги не нарушали главной тенденции. Она состояла в окончательном утверждении крепостнической системы в стране: Соборное уложение 1649 г. запретило переход крестьян, ввело бессрочный сыск беглых. Крепостное право получило юридическое оформление во всероссийском масштабе. На мануфактурах применялся не вольнонаемный труд, а труд приписанных к предприятиям крепостных.

2. ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению в XVII веке мануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками. В России, в условиях господства феодально-крепостнического строя, возникающее мануфактурное производство было основано на крепостном труде. Большая часть мануфактур принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству. Дворцовые мануфактуры были созданы для производства тканей для царского двора (Хамовный двор). Казенные мануфактуры основывались для производства различных видов вооружения. На казенных и дворцовых мануфактурах работало население московских казенных и дворцовых слобод. Рабочие, хотя и получали жалование, являлись феодально-зависимыми людьми, не имели права бросать работу. Вотчинные мануфактуры носили наиболее ярко выраженный крепостной характер. Здесь применялся почти исключительно принудительный труд крепостных крестьян. На купеческих мануфактурах использовался наемный труд.
3. Соборное Уложение 1649 - новый этап в развитии юр. техники, первый печатный памятник русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

1. Одним из ведущих направлений явилась защита чести и достоинства церкви. Потеснив преступления против «государственной чести и здоровья». В иерархии самых страшных и тяжких преступлений на первый план вышли богохульство и церковный мятеж, каравшиеся сожжением на костре. Впервые в российском законодательстве уголовно-правовой защите личности монарха была отведена целая глава, а также были определены составы государственных и политических преступлений. 2. Ещё один комплекс норм регламентировал ведение суда и процесса. Характерным здесь явилось более чёткое разделение процесса на «суд» и «розыск». Но главным новшеством явилось введение своеобразного процессуального действия «правеж», заключавшееся в регулярном телесном наказании в количестве равном сумме долга (оно, как правило, применялось в отношении должника).
3. В силу товарно-денежных отношений, возникновения новых форм собственности и роста гражданско-правовых сделок, была достаточно чётко определена сфера гражданско-правовых отношений. Впервые был введён институт сервитутов, а также возросла правоспособность женщины.
4. Юридически значимым считался лишь церковный брак. Продолжал действовать принцип домостроя. Развод всё также не имел практического применения, однако в исключительных случаях допускался.
5. Особое внимание в Уложении было уделено феодалом и правовому закреплению их интересов, тем самым отразив дальнейшее развитие феодального общества.
Так, правовой акт окончательно оформил крепостное право на Руси, подводя черту под многолетним процессом закрепления крестьян к земле и ограничения их правового положения. Была отменена практика урочных лет, и теперь беглые крестьяне, независимо от срока давности должны были быть возвращены своему владельцу. Лишив крестьян права защищать себя в суде, Уложение, тем не менее, наделяло их возможностью защищать свою жизнь и имущество от произвола феодала.

9.

Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. Православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.

Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

1. С одной стороны, церковь поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней:

казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше - «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.

2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за "исправление" церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

5. Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Церковные реформы Никона

1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

o устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

o вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

o земные поклоны заменялись поясными;

o устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

o во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

o иначе стали писать имя Христа - Иисус вместо старого Исус;

o "Аллилуйя" стали произносить трижды, а не дважды;

o заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

o для богослужения допускались иконы только греческого письма.

2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники - упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за "многое бесчинство". О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом "Житии...". В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен "за великие на царский дом поношения".

5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей.. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов - Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении "царства" и "священства". В результате горячих прений было принято решение: Тцарь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковныхУ. Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

Наши рекомендации