Завоевательная политика Ассирии в 8-7 вв до н.э
В конце 10-9 вв. до н. э. ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к востоку от Ассирии. С конца 9 в. в Ассирии начинается кризис и гражданские воины между жречеством и торговой знатью с одной стороны, и военной знатью, с другой стороны.
В результате 3-й гражданской войны царем стал Тиглатпаласар III (745-727):политика массового переселения покоренных народов из одних районов в другие; ограничение прав наместников;военная реформа(создание постоянной армии, которая содержалась за счет государства, усовершенствование защитного вооружения, разделение пехоты на легкую и тяжелую, появление всадников)
В течение последующих 100 лет были завоеваны Израильское царство, Египет. Власть Ассирии была распространена на Лидию, Фригию, Мидию . Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V (727-722), а позже Синахериб (705-680) были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассирии, так и в Вавилонии.
Еще с конца 8 в. до н. э. противники Ассирии пытались противопоставить ей коалицию ряда государств и племен. При царе Ашшурбанипале (669-633) война с коалиционными войсками окончательно подорвала могущество Ассирии. Войны разоряли население покоренных стран и истощили Ассирию. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила ее основные города и уничтожила ассирийское государство.
Нововавилонское царство: основные особенности политической истории.
В 626 г. Вспыхивает антиассирийское восстание и власть захватывает халдейский царь - Паласар (626-605 гг.). Отвоевывает Нижнюю Месопотамию. Заключает с персидскими народами (Мидией) договор. Он включает в состав Нововавилонского царства ассирийские земли.Следующим правителем был Навух Данасор 2 (605-562 гг.). Он завоевал территорию Сирии и Палестины. В 597 г. - Иудея становится центром интриги. Интрига заключалась в том, к кому присоединиться Иудея: к Нововавилонскому царству или к Египту. Несмотря на все протесты, увещания и мрачные предсказания Иеремии, Иудейское царство прочно примкнуло к Египту. Навух Данасор брал Иерусалим дважды. В 1 раз никаких особых последствий не было (увел часть людей в плен и сменил царя). Однако борьба с нововавилонцами не закончилась, Иудея продолжила сопротивляться. В конечном итоге, в 586 г. Новух Данасор 2 завоевал снова Иерусалим. Итог: на полстолетия страна опустела. Навух Данасор 2 завоевывает финикийские города. Особенно сильное спротивление оказывал город Тир, островная часть которого была недоступна для вавилонян. В конце концов, дело закончилось компромиссом: Тир признал верховную власть Навух Данасора 2, полностью сохранив автономию. Последним правителем был Набонид (556-539 гг.). С 562-556 гг. -проходила борьба за трон Вавилонии. При Набониде прошли война с Персией (Кир со стороны Персии), в которой Набонид потерпел поражение (из-за иудеев и завоеванных народов, которые хотели получить автономию и вернуться на родные земли). Итогом было то, что Вавилония была взята, включена в состав Персии, а Нововавилонское царство перестало существовать.
Хеттское государство
Страна, явившаяся ядром Хеттской державы, находится в восточной части центрального плато Малой Азии. Она в основном расположена по среднему течению реки Галис (ныне Кызыл-Ирмак, в Турции). Впоследствии, примерно с VI—V вв. до н. э., эта страна стала называться Каппадокией.
Эта страна представляет собой плато, окружённое горами, отделяющими его от Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого, несмотря на близость морей, климат здесь континентальный, атмосферных осадков выпадает немного. Для земледелия здесь, по большей части, необходимо искусственное орошение; но реки несут мало воды и, в связи с узостью речных долин, для искусственного орошения использовать их трудно. Окрестные горы богаты камнем, лесом, а также рудами; местное население рано освоило плавку металлов.
Древнейшее известное нам население этой страны называло себя хатти. Изучение его языка привело исследователей к заключению, что это был не индоевропейский язык; наиболее часто высказывается предположение, что этот язык был родственен языкам современного Кавказа и Закавказья. Хатти были группой разрозненных, в основном скотоводческих племён, живших в конце III тысячелетия ещё первобытнообщинным строем, хотя этот строй находился уже в стадии разложения. Ещё к началу II тысячелетия хатти серьёзно отставали по уровню своего общественно-экономического развития от рабовладельческих обществ, сложившихся в Двуречье и Египте.
Хетты так и не создали своей письменности. Они переняли из Северной Сирии или Северной Месопотамии вавилонскую клинопись. Родственное хеттам- несийцам земледельческое население, жившее по соседству с ними, южнее и юго-восточное (среди них были, возможно, и лувийцы), создало—может быть, под некоторым влиянием египетского иероглифического письма —собственное иероглифическое письмо. Последнее было воспринято и хеттами, но оно использовалось ими почти исключительно как монументальное и декоративное письмо, для написания же документов и литературных текстов применялась одна лишь клинопись. Вместе с тем хетты восприняли также богатую религиозную литературу Вавилонии, начиная с мифов и кончая текстами магического содержания, предсказаниями и заклинаниями. Восприятие элементов вавилонской религии привело к увеличению и без того многочисленного хеттскою пантеона богов и к чрезвычайному многообразию верований, бывшему следствием сложности и пестроты этнического состава населения Хеттской державы и зависимых от неё стран.
Многообразие напластований в религиозном мировоззрении хеттов нашло своё отражение в мифах о боге бури и о драконе Иллуянке, в образе которого причудливо переплелись религиозные представления древнейшего населения Малой Азии, племен, говоривших на языках, принадлежавших индоевропейской семье, и, наконец, хурритов и вавилонян.
Хеттские писцы нередко упоминают имена авторов произведений. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных и магических текстов стало известным и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми и о применении их (Киккули). Своим включением в царский архив этот учебник, заимствованный у митаннийцев, был обязан, очевидно, той громадной роли, которую играли колесницы в хеттском войске.
В богазкёйском архиве оказались фрагменты эпоса о герое, имя которого Гисгиммас. Изучение фрагментов показало, что этот эпос являлся по существу пересказом мотивов и сюжетов великого памятника народного творчества Шумера и Аккада— эпоса о Гильгамеше. Даже имя шумерского героя сохранилось, хотя оно было изменено на хеттский лад.
Астрономические, исторические и словарные тексты, дошедшие из богазкёйского архива, свидетельствуют о зависимости их от соответствующих вавилонских текстов.
Что касается хеттского изобразительного искусства, его оригинальной чертой была самобытная монументальность. Она нашла своё выражение в знаменитых рельефах, изваянных вблизи Богазкёя на группе скал, названных нынешним местным турецким населением Язылы-Кая, т. е. “надписанной скалой”, “скалой с изображениями”. На них изображены десятки божеств, принимающих участие в священных процессиях. На хеттское искусство оказало влияние хурритское, а через него и вавилонское искусство.
Заслуживает внимания архитектура столицы Хеттской державы — Хаттусы, раскопанной на месте Богазкёя. Город был окружён каменными стенами циклопической кладки, которые вместе с монументальными башнями превращали его в мощную крепость. Для устрашения наступавшего врага в воротах города стояли по две колоссальные статуи львов. Стены дворцов украшались изнутри каменными плитами.
Хеттская культура имела большое историческое значение, поскольку хетты и воспринявшие их наследие народы Малой Азии более позднего времени являлись важнейшими посредниками, передававшими достижения вавилонской культуры народам тогдашней Европы.
Источники свидетельствуют о значительном развитии производительных сил в стране хеттов к XVI в. до н. э. Бронзовые орудия труда к тому времени уже решительно преобладали. Хотя скотоводство, возможно, продолжало преобладать в хозяйственной жизни страны, однако относительно развитым стало и земледелие, причём, несмотря на неблагоприятные природные условия, зарождается и ирригационное земледелие. Возникают различные ремёсла, и достигает значительных размеров торговля.
Чрезвычайно обогащавшаяся во время успешных завоевательных походов хеттская знать приобретала в лице рабов, захваченных на войне, необходимую рабочую силу для организации крупных частных хозяйств на землях, ранее бывших племенной собственностью. Процесс приспособления классом рабовладельцев старой племенной организации к своим нуждам и формирования государства был длительным. После его завершения в период царствования Телепину, во второй половине XVI в. до н. э., и был составлен упоминавшийся нами древнейший хеттский исторический источник, описывавший события от времён Табарны (Тлабарны) до времени Телепину.
Для изучения общественных отношений у хеттов большое значение имеют несколько десятков тысяч клинописных документов, обнаруженных в государственном архиве хеттских царей, открытом при раскопках в Богазкёе (в современной Турции, недалеко от Анкары), где находилась столица Хеттской державы — Хаттуса. В этом архиве обнаружены анналы, судебники, договоры с другими государствами, дипломатическая переписка, хозяйственные документы и т. д.
Характерные особенности рабовладельческого Хеттского государства ярко отражаются в договорах хеттских царей с царями других государств. Так, крупнейший из правителей Хеттской державы, Суппилулиума, значительно расширивший победоносными походами границы своего государства на рубеже XV и XIV вв. до н. э., требовал от союзников помощи в том случае, если “царь страны Хатти выступит в поход для захвата добычи”. Необходимо было избежать столкновений между союзниками при разделе добычи, и поэтому в письменных соглашениях тщательно разбирался вопрос, на какую часть военной добычи имело право каждое из союзных войск. Так, например, город, принадлежавший одному из союзных государств, передавался после подавления восстания той из договаривавшихся сторон, котораяим раньше владела. При совместных военных действиях против врагов, политически независимых от обоих союзных государств, договор устанавливал для каждой из сторон причитавшуюся ей часть добычи движимого имущества, а вопрос о владении захваченной территорией оставался временно открытым.
На рубеже XVIII и XVII вв. до и. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию. Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населенные пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка. Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитто —правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления.