Право и судопроизводство в древнем Вавилоне.Кодекс Хаммурапи

Система судопроизводства в Древнем Вавилоне.

В Вавилонском судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским судопроизводством. Однако уже выделился ряд правонарушений, преследование за которые государством не могло быть прекращено даже в случае примирения сторон и уплаты компенсации. Так как ростовщические операции тамкара (Тамкар-богатый таможник и ростовщик, находившийся в тоже время на службе у царя) требовали присутсвия царского контролера, последний имел право привлечь тамкара к ответственности за правовые нарушения.

В большинстве случаев истец или потерпевший должен ьыл сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест осбо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами представляли суду доказательства. Так, и за кражу, совершенную на территории квартала, отвечал весь квартал, который мог избежать уплаты штрафа, доказав, что «ничего не пропало» (Законы Хамураппи, ст. 126). Еще шумерские законы знали понятия алиби, вещественного доказательства и проч.

Важным способом доказывания были свидетельские показания, особенно если они сопровождались клятвой, и ордалии, то есть испытанием святой водой и т.п. Клятва могла освободить от преследования человек, «не удержавшего беглого раба», пастуха, не сохранившего стадо по независищем от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и т.д.

Отказ от дачи клятвы в суде еще по законам Шульги азначал потерю вещи или суммы, отказ от ордалии – признание вины. По САЗ (САЗ-средне ассирийский законы) ордалии мог подвергнуться не только обвиняемый, но и обвинитель. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Жрецы принимали участие в организации ордалий и в допросах (например, при обвинении в чародействе). По ряду дел обязательно требовались письменные документы. Частноправовой документ, известный ещё Шумеру, сначала лишь удостоверял заключенную сделку, на рубеже III-IIтысячилетий до н.э. документ уже становится необходимой частью самой сделки в силу предписания закона или договоренности сторон. Отличительная особенность документа – его формализм, сочетавшийся с деловой краткостью. Чтобы исключить возможность внесения каких-либо изменений, правовой документ запечатывался. С целью правильного его составления издавались юридические справочники, пособия, в которых приводились практические примеры, юридическая терминология.

Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он уже не мог изменить. Решение суда о смертной казни и членовредительных наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично. одекс Хаммурапи является одним из важнейших сведений о древнем праве, так как он содержал почти все отрасли права. Кодекс состоит из 282 параграфов. Право стало инструментом в руках господствующего рабовладельческого класса. До нас дошло 247 статей, выбитых на четырехгранном базальтовом столбе. Одна сторона столба оказалась стесанной. Но и недостающие статьи были затем обнаружены при раскопках библиотеки царя Ашуба- нипала. В верхней части стелы Хаммурапи приказал изобразить себя стоящим перед богом Солнца, который и передает ему свод законов.
Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».
Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.
Право собственности как юридическая категория не было четко определено. Однако из многочисленных гражданско- правовых сделок можно без сомнения сказать, что существовала государственная, дворцовая, коллективная (общинная), частная собственность на землю. Знаком собственности на землю служили
межевые столбы - кудурру. Отчуждение земельного участка предусматривало сложную процедуру. Сделки с землей заносились в особые книги и совершались в присутствии многих свидетелей. За общиной сохранялся контроль за использованием земли. Уход из общины влек за собой потерю права собственности на земельный участок. Обычным делом был захват общинной земли знатью, чиновниками, да и самим царем.
Обязательственное право было разработано весьма основательно. Из кодекса следует, что обязательства возникают из договоров и правонарушений, направленных против личности или имущества. Основными договорами были договор займа и договор купли-продажи. Для придания договору купли-продажи законной силы нужны были три условия: 1) чтобы имущество не было изъято из гражданского оборота (например, илку); 2) чтобы продавец был собственником продаваемой вещи и мог гарантировать покупателя от эвикции, т. е. истребования вещи третьим лицом, настоящим собственником (скажем, купили ворованную вещь); 3) чтобы оформление договора проходило в присутствии свидетелей.
Договоры прежде всего по недвижимости (земли, строений) и при отчуждении раба, скота оформлялись письменно. Они писались на глиняных табличках, которые потом обжигались в печи. Этим и объясняется большое количество текстов всевозможных договоров, дошедших до наших дней.
В случаях, если купленная вещь опознана ее действительным собственником, покупатель должен был представить свидетелей покупки и привести продавца, если он не приводит их, то подлежал смерти как вор. А если «хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь», то он подлежал смертной казни «как лжец, который возводит клевету».
Кодекс Хаммурапи четко разграничивал договор займа и договор имущественного найма. В первом случае, т. е. при договоре займа вещи характеризовались родовыми признаками (деньги, зерно, мука и т. д.), а во втором договоре - индивидуальными (рабочий скот, рабы, инвентарь).
Кодексом по договору займа были определены проценты: 20% при займе денег и 30% при займе зерна. В качестве залога выступала земля должника и его имущество. Должник мог заложить кредитору любого члена семьи или самого себя, что называется долговой кабалой. В случае невозврата долга кредитор брал должника или члена его семьи в рабство. В отличие от других государств восточной деспотии кодексом Хаммурапи определен срок кабалы в три года.
Древневавилонскому праву были известны договоры хранения (поклажи), товарищества, поручительства, мены.

Семейное право в Вавилоне заслуживает особого внимания, так как оно позволяет сделать основательные выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения детей. Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.
В семейной жизни женщина в значительной мере была подчинена мужу. Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ей приданое, а жених должен был уплатить за невесту выкуп, который оставляли у ее отца. После этого заключался письменный брачный договор, в противном случае брак считался недействительным. Из дошедших до нас текстов брачных договоров видно, что муж и жена имели разные права и обязанности. Для жены было исключительно трудно добиться развода. Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то ее за ложный навет могут бросить в воду, что равнозначно смертному приговору. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин. В качестве веского аргумента для развода признавалось бесплодие, тяжелая болезнь жены, правда, муж обязан был дать ей обеспечение. А если муж докажет, что жена была расточительна и не поддерживала порядок в доме, то разводясь с ней, он освобождался от ее обеспечения.
Мужу разрешалось иметь в доме несколько побочных жен. В большинстве случаев это были рабыни. Если хозяин рожденных рабыней детей признавал, то последние получали равные права с детьми законной жены на наследство и отпускались на свободу. Отец обладал большими правами по отношению к своим детям. Он мог привлекать их к любому виду деятельности и даже отдавать их в кабалу на 3 года.
Важнейшая цель вавилонского брака состояла в том, чтобы в семье было как можно больше детей. В области имущественных отношений жена имела значительную самостоятельность. Жена вправе распоряжаться своим имуществом вступать в договорные отношения, давать деньги в рост. Долги мужа не падают на имущество жены.
Наследственное право. Относительно порядка наследования в кодексе существовало много установлений. Наследование осуществляется или по завещанию, или по закону. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую форму. Наследниками являлись прежде всего сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданого. Старшему сыну доставалась
недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые - только одну треть.
Кодекс Хаммурапи говорит в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми.

Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу.
В кодексе Хаммурапи просматривается становление института завещания. Отец уже вправе лишить наследства какого-либо из своих сыновей, но при условии, что тот совершил перед ним «тяжкий грех». Однако для отказа в наследстве сыну нужно было разрешение суда.
Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению («око за око», «зуб за зуб»), что называется талионом. Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.
Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз. Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов.
Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. «Если при этом загублена жизнь, община и ра- бианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственникам». Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоплеменных.

В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.
Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.
В уголовном праве допускалось объективное вменение, т. е. ответственность без вины. «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя». Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома.
Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.).
Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения.
Суд и процесс. Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца.
Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. В кодексе говорится: «Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд».
К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни.
Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды.

Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или «суд божий». Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду.
Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных.
Закат Вавилона. При сыне великого Навуходоносора наметился упадок государства Вавилон. Угнетенные народы добивались самостоятельности. Сказывалась постоянная борьба за власть между царями и влиятельным жречеством.
Персидский царь Кир при поддержке вавилонского жречества 12 октября 539 г. до н. э. без боя вступил в Вавилон, который по-прежнему сохранил ранг столицы. В Вавилоне нередко подолгу жили персидские цари. Управление государством и высшие должности переходили все чаще в руки персов.
Персидское господство в Вавилоне окончилось с вторжением нового завоевателя, которому была оказана восторженная встреча. Это был Александр Македонский. Разбив в 331 г. до н. э. персов, он вступил в Месопотамию. Александр торжественно провозгласил себя царем Вавилона и признал культ Мардука - самого почитаемого божества. Богатый традициями Вавилон был избран великим полководцем в качестве столицы своей будущей мировой империи. Однако честолюбивым планам молодого царя и надеждам вавилонян не суждено было осуществиться - 13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер.
В 115 г. до н. э. Вавилон завоеван римским императором Траяном. Следом за этим Вавилон превратился в провинцию Парфянского царства. Потомки прежнего вавилонско-арамейского населения либо смешались с пришельцами, либо были вывезены в другие страны, либо перебиты.
Было полностью забыто место, где находился древний Вавилон, но великие достижения вавилонян продолжали оказывать воздействие на другие народы. Во времена Александра Македонского и его преемников установились тесные контакты Месопотамии с Грецией. Чужестранцы знакомились с достижениями вавилонян в области архитектуры, математики, астрономии, а кодекс Хаммурапи был переведен на ряд языков.
Многое в более поздней европейской культуре можно объяснить влиянием Востока. Следы вавилонского правотворчества остались в праве других народов.

Культура древнего Вавилона

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил он в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

Очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. У жителей Вавилона было множество богов, самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син- бог Луны, Адад- бог непогоды, Иштар- богиня любви, Нергал- бог смерти, Ирра- бог войны, Вильги- бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас немного. Это можно объяснить тем, что территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудессвета.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Также можно упомянуть знаменитые мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Наши рекомендации