Кампании табачных и антитабачных лоббистов

Сначала коротко о табачном лобби и отрасли.

Эта отрасль в России имеет особенности: в частности более чем на 80% представлена иностранным капиталом, что существенно ограничивает ее возможности во взаимоотношениях с профильными органами государственной власти. Финансовые потоки табачных компаний не только находятся под жестким контролем и проходят череду всевозможных внутренних согласований, но и проверяются международными аудиторскими компаниями.

С табачным лобби в нашей стране возникла интересная ситуация: в то время как в других странах табачному лобби противостоят фармацевтические и страховые компании, у нас в прошлые годы «табачникам» не могла противостоять даже Госдума, не говоря уже об отраслевых антилоббистах. Ситуация изменилась с 2006 года, когда два американских миллиардера – основатель Microsoft Билл Гейтс и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, создатель медиаконцерна Bloomberg, пожертвовали 500 млн долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихся странах: России, Китае и Индии.

Получив серьезную финансовую поддержку Фонда Блумберга, антитабачные лоббисты представляют серьезную угрозу для табачной промышленности, так как данных денег вполне хватает на организацию серьезной лоббистской кампании.

Существуют здесь и серьезные межведомственные разногласия. Традиционными сторонниками умеренного ограничения потребления табака в России являются Минсельхоз и Минфин. Их ведомственный интерес понятен: первый ратует за развитие сельского хозяйства, второй – за пополнение бюджета в финансовый кризис. С другой стороны, активным противником табачной промышленности является Минздравсоцразвития, выступающее за радикальные антитабачные меры. К слову, это министерство тоже значится как грантополучатель на сайте Фонда Блумберга.[41]

В 2014 году Philip Morris, JTI-Елец (принадлежит Japan Tobacco) и Балтийская табачная фабрика образовали отраслевую группу для отстаивания своих интересов — Совет по вопросам развития табачной промышленности, который на сегодняшний день стал одной из самых влиятельных лоббистских организаций. Совет возглавила Надежда Школкина, которая в 2016 году одновременно стала главой общественного совета при Минсельхозе — главном для табачной промышленности ведомстве. Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин говорит, что в течение нескольких лет пытался убедить российские власти в том, что не может человек, возглавляющий табачный отраслевой совет, одновременно влиять на государственную политику в области табачной промышленности. Антитабачные активисты не раз пикетировали здание Минсельхоза с требованием сместить Школкину, и в июле 2010 года она покинула пост председателя общественного совета министерства.

Методы продвижения интересов табачного бизнеса:

Ø Инициация обсуждений и публикаций в СМИ,

Ø Донесение до законодателей и общественности позиций табачных компаний в рамках борьбы мнений и дискуссий,

Ø Выдача грантов структурам, аффилированным с чиновниками, и фондам депутатов (например, фонду зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Сергея Шторгина,— рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.— Это же лобби контролирует Министерство сельского хозяйства, в чьем ведении сейчас табачная отрасль, и это при том, что в России табак в промышленных масштабах не выращивается. Соответственно, табачные лоббисты яростно борются за то, чтобы функции регулирования табачного рынка не передали Минздраву, хотя за это ратуют ФАС и сам Минздрав". Борцы с курением усматривают руку табачных лоббистов в том, что в разработанном под эгидой Минсельхоза новом техрегламенте на табачную продукцию (вступил в силу в декабре 2009 года) остались разрешение производителям табака использовать термин "легкие сигареты" и другие противоречащие Рамочной конвенция ВОЗ по борьбе против табака моменты.[42]

Ø Отрицание фактов о пассивном курении,

Ø Отвлечение внимания общественности и политиков на другие проблемы здравоохранения,

Ø Финансирование секретных программ, которые должны помешать научным исследованиям,

Ø Запугивание общественности и политиков прогнозами о том, что доходы от сферы обслуживания и уровень занятости резко понизятся,

Ø Оспаривание антитабачных мер в судах, в результате чего оттягиваются сроки их введения.

В то же время в последние годы активизировалось антитабачное лобби.

Ø 19 ноября 2011 года, в Международный день отказа от курения, стартовала кампания "Брось курить сегодня". В рамках кампании "Брось курить сегодня", размещалась наружная реклама пропагандистского характера на улицах и в метро, а на телевидении транслировался ролик следующего содержания: "Легкие курильщика подобны губке, полной канцерогенных смол". И в ролике, и в наружной рекламе, использовался довольно жесткий информационный посыл - из губки-легкого выжималась черная смола, накопившаяся за год в легких курильщика.[43]

Ø 7 сентября 2010 года в Правительство Российской Федерации Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" были переданы 1 000 000 подписей россиян в поддержку мер по борьбе с курением. Сбор подписей был организован в рамках реализации национального общественного проекта "Россия без табака". Подписи были переданы Правительству в поддержку Национальной стратегии по борьбе против табака, которая сейчас находится на рассмотрении. Передача подписей сопровождалось официальным обращением к Председателю Правительства Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину. Обращение подписали заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, член координационного совета по борьбе против табака РФ, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин и другие.

Ø Принята Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009-2013 гг.

Ø Разработка новой редакции закона «Об ограничении потребления табака», внесение поправок в закон «О рекламе» с ограничениями рекламы табачной продукции

Ø Размещение антитабачной рекламы. На ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным "ЭСПАР-Аналитик", всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс. [44]

Ø Антилоббистами был организован и проведен форум по теме «Здоровье или табак». На данном форуме антилоббисты выступили с предложение внести поправки в УК РФ с целью введения уголовного преследования за продажу сигарет несовершеннолетним. Также на данном форуме антилоббисты нашли поддержку в лице государственных деятелей, среди которых были такие люди, как Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, первый вице-спикер Олег Морозов, вице-президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов и т.д. Эти люди при помощи СМИ (интервью, публикации статей, новости и т.д.) оказывали всестороннюю поддержку антилоббистам.

Наши рекомендации