Глава 1. Теоретические аспекты развития GR-менеджмента
Аннотация
В выпускной квалификационной работе приведены результаты исследования актуальных проблем современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществление лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Автором проведены: анализ проектов лоббистских PR-кампаний в России и за рубежом, разработана модель сравнительного анализа GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом, а также даны рекомендации по совершенствованию лоббизма и GR-менеджмента в России.
Annotation
In the final qualification work results of research of actual problems of modern tendencies in development of GR-management and realization of lobbying activity in Russia and abroad are resulted.
The author conducted: analysis of projects of lobbying PR campaigns in Russia and abroad, developed a model of comparative analysis of GR-management and lobbying activities in Russia and abroad, as well as recommendations for improving lobbying and GR-management in Russia.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Особенности развития GR-менеджмента и лоббистской деятельности в современных PR-коммуникациях8
1.1. Понятие и сущность GR-менеджмента 8
1.2. Цель и задачи лоббистской деятельности и ее отличие от GR-менеджмента 17
1.3. Нормативное регулирование GR-менеджмента и лоббистской деятельности в современном мире 27
Глава 2. Исследование актуальных тенденций развития GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом 38
2.1. Реализация проектов PR-кампаний в лоббистской деятельности в России 38
2.2. Особенности лоббистской деятельности за рубежом 49
2.3. Сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ70
ПРИЛОЖЕНИЯ77
Введение
Актуальность темы.
Образование первых специализированных департаментов по связям с органами государственной власти в России относится к началу 2000-х годов. С течением времени подобные структуры стали значимой частью многих российских отраслевых предприятий, заняв свою собственную нишу в корпоративной иерархии. Наиболее быстрыми темпами отделы по связям с государственными органами развивались в филиалах международных корпораций (чаще всего табачных), которые опирались на существенный опыт взаимодействия с административными структурами в странах Западной Европы и США. В этих государствах направление «government relations» выстраивалось в течение пятидесяти лет.
В российских и зарубежных политических PR-коммуникациях все большее значение приобретает термин «GR-менеджмент». В него вкладывается не только механизм взаимодействия бизнеса с представителями органов государственного и муниципального управления, но также и предполагается установление партнерских отношений с некоммерческими организациями в сфере продвижения социокультурных проектов. Подобные мероприятия направлены на формирование стабильного общественного сектора российской экономики, проведение органами государственной власти значимых культурно-массовых мероприятий, презентаций, ярмарок и выставок. Особо важным инструментом в подобной деятельности является умение вести деловые переговоры с пользой для общественной жизни. Налаживание открытого диалога с бизнес-структурами является одним из приоритетных направлений коммуникационной работы органов государственного и муниципального управления. Для этого устанавливаются общие потребности властных структур и представителей бизнеса, которые мотивируют обе стороны к решению актуальных социально-экономических вопросов. Необходимо понимать, что социально значимые решения разрабатываются конкретными специалистами и могут иметь различные вариации, из которых руководитель органа государственной власти избирает наиболее оптимальный для реализации вариант, соответствующий целям и интересам органа власти. Именно в данной коммуникационной модели вступают в силу инструменты лоббистской деятельности. Иногда для решения сложных ситуаций властные структуры привлекают внешних консультантов для установления соответствия принимаемых решений интересам бизнес-сообщества.
Объектом исследования является GR-менеджмент.
Предмет исследования:GR-менеджмент в лоббистской деятельности.
Цель работы – изучить и проанализировать ключевые характеристики GR-менеджмента и эффективные технологии осуществления лоббистской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность GR-менеджмента;
2) ознакомиться с целями и задачами лоббистской деятельности и выделить ее отличия от GR-менеджмента;
3) разобраться с аспектами нормативного регулирования GR-менеджмента и лоббистской деятельности в пределах мирового коммуникационного пространства;
4) провести комплексный анализ PR-кампаний, реализованных в лоббистской деятельности России;
5) выявить исключительные особенности лоббистской деятельности за рубежом;
6) осуществить систематизированный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Гипотеза исследования: комплексный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности позволит разработать более эффективную модель продвижения интересов бизнес-структур в рамках данных направлений реализации PR-технологий.
Теоретической и методологической основой исследованияпослужили публикации в специализированных печатных изданиях, материалы учебных пособий, посвященных GR-менеджменту и лоббистской деятельности, а также технологиям работы с ними. Основной базой выступают работы таких зарубежных исследователей данного вопроса как Э.Фарби, Д. Огилви и Т.Гринберг. Среди отечественных исследователей данной проблемы были рассмотрены работы О. Феофанова, Г. Почепцова, И. Кирюхина и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, статистика и сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования представляет собой системный анализ специализированных статей, а также сравнительный анализ зарубежной и российской GR-деятельности, полученный в ходе практической части работы.
Структура работысостоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Во введении обоснованы актуальность исследования, его цели и задачи, гипотеза, а также объект и предмет исследования.
Глава первая содержит основные аспекты сущности GR-менеджмента и лоббистской деятельности, а также основы их нормативного регулирования в современном мире.
Во второй главе мы проводим анализ лоббистских PR-кампаний в России, определяем особенности лоббистской деятельности за рубежом, а также сравниваем коммуникационные модели GR-менеджмента и лоббистской деятельности за рубежом и в России.
В заключении работы мы обосновываем достижение поставленных цели и задач и делаем выводы о проделанном исследовании.
Заключение
В настоящем исследовании была сделана попытка выделить и проанализировать специфику современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществлении лоббистской деятельности в России и за рубежом.
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
в российских и зарубежных политических PR-коммуникациях все большее значение приобретает термин «GR-менеджмент». В него вкладывается не только механизм взаимодействия бизнеса с представителями органов государственного и муниципального управления, но также и предполагается установление партнерских отношений с некоммерческими организациями в сфере продвижения социокультурных проектов. Подобные мероприятия направлены на формирование стабильного общественного сектора российской экономики, проведение органами государственной власти значимых культурно-массовых мероприятий, презентаций, ярмарок и выставок. Особо важным инструментом в подобной деятельности является умение вести деловые переговоры с пользой для общественной жизни.
Задачи, поставленные в исследовании, были решены, и конечная цель была достигнута. Были изучены такие понятия как GR-менеджмент, лоббистская деятельность и их нормативное регулирование. Метод сравнительного анализа помог получить данные, получившие свое развитие в практической части работы.
По итогам проведения исследования можно сказать о том, что специфика современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществлении лоббистской деятельности в России и за рубежом является достаточно малоизученным явлением и для его раскрытия требуется не одно крупное исследование, они могут быть проведены в будущем.
Гипотеза исследования была доказана. Это подтверждается следующими положениями:
1) анализ технологий GR-менеджмента и лоббизма дали возможность разработать собственную модель эффективного GR-менеджмента;
2) сравнительный анализ российского и зарубежного опыта в специфике современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществлении лоббистской деятельности позволил выявить основные недостатки GR-деятельности в отечественной практике;
3) был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию лоббистской деятельности и GR-менеджмента в России;
4) было определенно поле действия для будущих исследований специфики современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществлении лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов в последующей исследовательской деятельности. Данная работа может использоваться, как методический или вспомогательный материал всеми, кто интересуется технологиями GR-менеджмента и лоббизма.
Список использованной литературы и источников
1. Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 2013. № 3. С. 69-75.
2. Аравина Т. И., Кузнецов Ю. Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социс. – 2011. – №9.
3. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России / М.Н. Афанасьев // Полис - 2013. - №3.
4. Балашова А. H. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидата / А.Н. Балашова // Вестник Московского Университета. – Серия №18 «Социология и политология». – 2012. - №1
5. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2012. № 11. С. 43-48.
6. Болгова А.Н. GR-менеджмент – инструмент цивилизованного лоббизма ? // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. 2014. № 1
7. Васильева С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов //Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2.
8. Васин В.А. Государственные структуры в формировании, эволюции и взаимодействии национальных инновационных систем. – М.: ИПРАН РАН, 2013. – 432 с.
9. Джабасов А.А. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления / А.А. Джабасов // Вестник Московского Университета. – Серия №12 «Политические науки». – 2015. - №2.
10. Зимин В.А. GR-специалисты как ключевое звено в системе взаимодействия бизнеса и власти / Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. Под ред. Толстых П.А. – М.: Изд-во РАГС, 2014.
11. Зобнин А.В. GR-менеджмент на новом этапе развития // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. – 2012. - №2.
12. Ильичева Л. Е. Лоббизм и государственный протекционизм // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 154 – 162.
13. Кинякин Л. А. Заинтересованные группы интересов как скрытая составляющая политического процесса // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 42 – 47.
14. Коробейникова H.Ю. GR-коммуникации в условиях развития современного российского бизнеса // Бизнес. Общество. Власть. – 2010. - № 3. – С. 52-69.
15. Костяев С.С. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в США //США-Канада: ЭПК.2012.№5.
16. Кузьмин С.С.Компания и стейкхолдеры: теоретические подходы к выстраиванию взаимодействий // Российское предпринимательство. – 2011. - №8. Вып. 1 (189). – С. 58-62.
17. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2015. – 345 с
18. Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 2013. – №7. – С. 93 – 103.
19. Мамонтова Ю.П., Некрасов В.Н. Государственно-частное партнерство в системе мер посткризисного роста российской экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2013. - № 4. – С. 36-44.
20. Мостов Ю.М. Развитие инфраструктуры в условиях глобализации: особенности взаимоотношений государства и бизнеса // Экономические науки. – 2014. - №1(74).
21. Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния // Политическая наука. – 2012. – №1. – С. 126 – 136.
22. О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти // Думский вестник. – 2016. – №10. – С. 137 – 148.
23. Осадчая И.М., Осадчий Н.М. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. – 2013. - №2.
24. Павроз А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. – 2015.-№2. – С. 238-252.
25. Перегудов С. П. ТНК на пути к корпоративному гражданству // Полис. – 2012. – №3.
26. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения // Вестник СпбГУ. Серия 8. – 2014. – Вып. 2 (16). – С. 50-68.
27. Политическая наука: новые направления. / Пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука, Т. В., Якушевой. Научный редактор Е. Б. Шестопал. – М.: Вече, 2013. – 816 с.
28. Политическая система США: Актуальные измерения. / Отв. Ред. С. А. Червонная. – М.: Наука, 2014. – 286 с.
29. Пономарев М.А. Основные формы партнерства государства, бизнеса и общества в социально-экономической сфере // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2014. - №2. – С. 207-214.
30. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Москва, 2009.
31. Сахаров Н. А. Предпринимательские ассоциации в политической жизни США. – М.: Наука, 2013. – 176 с.
32. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 559 с.
33. Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. М.:«Эксмо», 2011. – 543 с.
34. Толстых П.А. В России появился еще один институт профессионального взаимодействия бизнеса и власти // Российская Газета. – 09.08.2014. - № 809 (27).
35. Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. – Спб: Алетейя. – 2011, с. 50-51
36. Фролова А.В. Государство и бизнес: формы сотрудничества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013.- №2(31).
37. Чимаров С.Ю. Public Affairs (PA) и Government Relations (GR) как пересекающиеся сферы деятельности: общее и особенное // Научные труды Северо-Западного института РАНХиГС. 2012. Том 3. Выпуск 1 (6). СПб.: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2013.
38. Шевырин В.М. Государственный Совет в России //Россия и современный мир. 2014. № 1 (10). С. 162—163.
39. Шестакова О.В Информационный лоббизм как особый ип коммуникационных связей // Власть. 2008. № 11.
40. Шестопал Е.Б. Образы российской власти. От Ельцина до Путина. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 26.
41. Щелоков А.А. Экологический лоббизм в современной России //Власть. 2010. № 09.
42. Якунин В.И. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт , 2015 – 556 с.
Интернет-ресурсы
43. Бахарева М.Ю., Прончатова О.С. Аутсорсинг государственной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mires.su/outsourcing (дата обращения: 12.10.2016)
44. Бирге П. Об изменениях на рынке бизнес-образования и перспективах курсов GR-менеджмента в бизнес-школах [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ubo.ru/articles/?cat=129&pub=2982 (дата обращения: 14.11.2016)
45. Боброва Е.Ю. Нужен ли вам Government relations? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1933 (дата обращения: 13.12.2016)
46. Быков И.А., Дорский А.Ю. GR в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы и перспективы // Медископ. Электроный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2014. №2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1536#1 (дата обращения: 12.01.2017)
47. Волков М.И., Усков Т.А. Интеграция западных рекламных методов специальных событий на российский рынок. // PR-библиотека [Электронный документ]. – Режим доступа: www.pr-club.com (дата обращения 17.03.2017)
48. Дегтярёв А.А. О взаимосвязи общих принципов и форм работы в GR-менеджменте [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2012/11/28/1301543682/Статья%20А.А.Дегтяёва-2012.pdf (дата обращения: 21.01.2017)
49. Камнев Д.Г. Анализ инструмента «Government Relations» с позиций новой формы взаимодействия бизнеса с властью в современной России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/node/252950 (дата обращения: 21.01.2017)
50. Качаев А. «Маркетинг в социальных сетях» - тотальное заблуждение. / Искусство современной веб-разработки, 18.02.2009. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.kachayev.ru/2009/09/25/marketing-v-socialnyx-setyax-totalnoe-zabluzhdenie/ ( дата обращения – 15.03.17)
51. Клепов Ю.Г. Транзакционные издержки и экономические функции государства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/klepov.html (дата обращения: 21.01.2017)
52. Махортов Е.А. Что такое GR? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851 (дата обращения: 23.01.2017)
53. Подоляк М. Управление репутацией компании в интернете. С чего начать? / Интернет-маркетинг. Блог Марии Подоляк, 31.10.2010. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.marysam.com/monitoring-reputacii-kompanii-v-internete-organizaciya-raboty (дата обращения – 16.03.17)
54. Сулакшин С.С., Тимченко А.Н. Бизнес и власть: опыт построения теоретической модели взаимодействия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.derrick.ru/?f=z&id=6745 (дата обращения: 23.01.2017)
55. Толстых П.А. GR-отдел в крупной корпорации: структура, функции и оценка эффективности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_1624_linkid_64.html (дата обращения: 15.03.2017)
56. Толстых П.А. Азбука GR // Советник [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sovetnik.ru (дата обращения: 20.02.2017)
57. Толстых П.А. Оценка эффективности GR-отдела [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/effektivnost/9258/otsenka_effektivnosti_gr_otdela/ (дата обращения: 15.03.2017)
58. Толстых П.А. Субъектный статус лоббизма и Government Relations [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lobbying.ru/Dokuments (дата обращения: 20.02.2017)
59. Трубинская К.А. Модели взаимодействия бизнеса, общества и государства [Электронный ресурс] – Режим доступа: file://localhost/I:/Джиар/Научные%20публикации%20КФ%20РГСУ%2 (дата обращения: 19.02.2017)
60. Файзрахманов А.Ш. GR-технология как необходимое условие коммуникации органов государственной власти и бизнеса: мониторинг степени теоретической и практической разработки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.abadawecan.ru/index.php?cat=science&id=3 (дата обращения: 15.03.2017)
61. Федосова Р.Н. Роль государства в развитии интегрированных бизнес-структур // Эффективное антикризисное управление [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-c-m.ru/info/about.htm (дата обращения: 15.03.2017)
Приложение 1
Приложение 2
Аннотация
В выпускной квалификационной работе приведены результаты исследования актуальных проблем современных тенденций в развитии GR-менеджмента и осуществление лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Автором проведены: анализ проектов лоббистских PR-кампаний в России и за рубежом, разработана модель сравнительного анализа GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом, а также даны рекомендации по совершенствованию лоббизма и GR-менеджмента в России.
Annotation
In the final qualification work results of research of actual problems of modern tendencies in development of GR-management and realization of lobbying activity in Russia and abroad are resulted.
The author conducted: analysis of projects of lobbying PR campaigns in Russia and abroad, developed a model of comparative analysis of GR-management and lobbying activities in Russia and abroad, as well as recommendations for improving lobbying and GR-management in Russia.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Особенности развития GR-менеджмента и лоббистской деятельности в современных PR-коммуникациях8
1.1. Понятие и сущность GR-менеджмента 8
1.2. Цель и задачи лоббистской деятельности и ее отличие от GR-менеджмента 17
1.3. Нормативное регулирование GR-менеджмента и лоббистской деятельности в современном мире 27
Глава 2. Исследование актуальных тенденций развития GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом 38
2.1. Реализация проектов PR-кампаний в лоббистской деятельности в России 38
2.2. Особенности лоббистской деятельности за рубежом 49
2.3. Сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ70
ПРИЛОЖЕНИЯ77
Введение
Актуальность темы.
Образование первых специализированных департаментов по связям с органами государственной власти в России относится к началу 2000-х годов. С течением времени подобные структуры стали значимой частью многих российских отраслевых предприятий, заняв свою собственную нишу в корпоративной иерархии. Наиболее быстрыми темпами отделы по связям с государственными органами развивались в филиалах международных корпораций (чаще всего табачных), которые опирались на существенный опыт взаимодействия с административными структурами в странах Западной Европы и США. В этих государствах направление «government relations» выстраивалось в течение пятидесяти лет.
В российских и зарубежных политических PR-коммуникациях все большее значение приобретает термин «GR-менеджмент». В него вкладывается не только механизм взаимодействия бизнеса с представителями органов государственного и муниципального управления, но также и предполагается установление партнерских отношений с некоммерческими организациями в сфере продвижения социокультурных проектов. Подобные мероприятия направлены на формирование стабильного общественного сектора российской экономики, проведение органами государственной власти значимых культурно-массовых мероприятий, презентаций, ярмарок и выставок. Особо важным инструментом в подобной деятельности является умение вести деловые переговоры с пользой для общественной жизни. Налаживание открытого диалога с бизнес-структурами является одним из приоритетных направлений коммуникационной работы органов государственного и муниципального управления. Для этого устанавливаются общие потребности властных структур и представителей бизнеса, которые мотивируют обе стороны к решению актуальных социально-экономических вопросов. Необходимо понимать, что социально значимые решения разрабатываются конкретными специалистами и могут иметь различные вариации, из которых руководитель органа государственной власти избирает наиболее оптимальный для реализации вариант, соответствующий целям и интересам органа власти. Именно в данной коммуникационной модели вступают в силу инструменты лоббистской деятельности. Иногда для решения сложных ситуаций властные структуры привлекают внешних консультантов для установления соответствия принимаемых решений интересам бизнес-сообщества.
Объектом исследования является GR-менеджмент.
Предмет исследования:GR-менеджмент в лоббистской деятельности.
Цель работы – изучить и проанализировать ключевые характеристики GR-менеджмента и эффективные технологии осуществления лоббистской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность GR-менеджмента;
2) ознакомиться с целями и задачами лоббистской деятельности и выделить ее отличия от GR-менеджмента;
3) разобраться с аспектами нормативного регулирования GR-менеджмента и лоббистской деятельности в пределах мирового коммуникационного пространства;
4) провести комплексный анализ PR-кампаний, реализованных в лоббистской деятельности России;
5) выявить исключительные особенности лоббистской деятельности за рубежом;
6) осуществить систематизированный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Гипотеза исследования: комплексный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности позволит разработать более эффективную модель продвижения интересов бизнес-структур в рамках данных направлений реализации PR-технологий.
Теоретической и методологической основой исследованияпослужили публикации в специализированных печатных изданиях, материалы учебных пособий, посвященных GR-менеджменту и лоббистской деятельности, а также технологиям работы с ними. Основной базой выступают работы таких зарубежных исследователей данного вопроса как Э.Фарби, Д. Огилви и Т.Гринберг. Среди отечественных исследователей данной проблемы были рассмотрены работы О. Феофанова, Г. Почепцова, И. Кирюхина и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, статистика и сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования представляет собой системный анализ специализированных статей, а также сравнительный анализ зарубежной и российской GR-деятельности, полученный в ходе практической части работы.
Структура работысостоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Во введении обоснованы актуальность исследования, его цели и задачи, гипотеза, а также объект и предмет исследования.
Глава первая содержит основные аспекты сущности GR-менеджмента и лоббистской деятельности, а также основы их нормативного регулирования в современном мире.
Во второй главе мы проводим анализ лоббистских PR-кампаний в России, определяем особенности лоббистской деятельности за рубежом, а также сравниваем коммуникационные модели GR-менеджмента и лоббистской деятельности за рубежом и в России.
В заключении работы мы обосновываем достижение поставленных цели и задач и делаем выводы о проделанном исследовании.
Глава 1. Теоретические аспекты развития GR-менеджмента