Основания классификации и виды правовых норм
Можно предложить несколько оснований классификации и соответственно выделить несколько видов правовых норм:
1. По форме выражения: нормы-принципы, нормы-дефиниции нормы-декларациии нормы-правила поведения.
Нормы – принципы - это предписания, закрепляющие основополагающие императивные требования, начала, которые выражают сущность права в целом, или какой – либо его отрасли. Примером нормы - принципа может быть ст.1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».
Нормы – дефиниции содержат определения: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст.5 Гражданского кодекса РФ).
Нормы – декларации содержат программные установки, указывают на задачи и цели: «Задачами законодательства об административных правонарушениях, - говорится в ст.1.2. Кодекса об административных правонарушениях, - являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
Нормы - правила поведения содержат указания на права или обязанности: «Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора» (ст.73 Гражданского кодекса РФ).
2. По целям: охранительныеирегулятивные.
Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными. Например: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях).
Регулятивные нормы содержат в себе указание на права, либо обязанности: «На период осуществления полномочий доверенного лица работодатель… обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск» (ст. 31. Закона Волгоградской области «О выборах депутатов областной Думы 2003 г.).
Следует заметить, что деление правовых норм на регулятивные и охранительные весьма условно, поскольку любая норма и регулирует и, одновременно, охраняет общественные отношения.
3.По отраслям права: материальныеипроцессуальные.
Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные – определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, как нужно выполнять права и обязанности. Как правило, процессуальные нормы содержатся в специальных процессуальных нормативных актах – в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т.п. кодексах.
Иногда, процессуальные нормы могут включаться и в нормативные акты материальных отраслей. Например, в разделе IV Кодекса об административных правонарушениях устанавливается порядок производства по делам об административных правонарушениях.
4. По характеру правового предписания: управомачивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомачивающие нормы содержат указания на права: «Каждый имеет право на жилище» (ст.40 Конституции РФ).
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).
Примером запрещающей нормы является ч.3.118 Конституции РФ: «Создание чрезвычайных судов не допускается».
5. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.
Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права, например: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст.116 Конституции РФ).
Диспозитивные нормы предусматривают, как правило, несколько вариантов будущего поведения лица, к которому обращена норма; участники правоотношений самостоятельно, путем договоренности между собой выбирают один из возможных вариантов поведения. Диспозитивный характер присущ большинству норм гражданского, семейного, предпринимательского права. Например, в ст. 320 Гражданского кодекса установлено, что «должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество, либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора…».
Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять. Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве. Примером рекомендательных норм являются, например, Типовой договор о выдаче преступников, разработанный органами ООН, Типовой договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам и т.п.
Примером поощрительной нормы может служить ст. 191 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».
6. По способу правотворчества: нормы, непосредственно установленные государством, и нормы, санкционированные государством.
Нормы непосредственно установленные государством содержатся в нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными государственными органами.
Примером норм санкционированных государством являются правовые обычаи, учредительные договоры (уставы) об образовании юридического лица после регистрации их в государственных органах и т.п.
В литературе встречаются и иные классификации правовых норм: по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д., по юридической силе (нормы закона и подзаконных актов), по времени (постоянные, временные и чрезвычайные), по субъекту нормотворчества (нормы, установленные народом, органами законодательной власти, Президентом, органами исполнительной власти, местного самоуправления), по широте охвата регулируемых отношений (общие и специальные).