Классификация социолога М. Вебера.
Он различал власть:
а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени; б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.
Помимо легальной власти в настоящее время выделяют теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите.
Принято также различать:
- легальную (власть,созданная и функционирующая на законном основании,власть,ограниченная законом идействующая в рамках закона);
- легитимную (власть,которая признается населением страны,готовым ей подчиняться,и пользуется довериемнарода) власть.
Эти понятия хотя и близки, но не тождественны, т.к. власть может быть легальной, но не легитимной. Государственная власть –это политическое руководство обществом,осуществляемое при помощи органовгосударства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.
Государственная власть –общественная власть,которая осуществляется государством или проводится от егоимени, по его уполномочию и при его поддержке.
Признаки государственной власти:
1. реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;
2. публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;
3. основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;
4. суверенная власть (верховенство и независимость) – нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;
5. универсальна – распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;
6. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;
7. носит классовый характер;
8. осуществляется аппаратом управления;
9. опирается на возможность государственного принуждения;
10. налоги на содержание государственного аппарата;
11. люди подразделяются по территориальному признаку;
Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.
Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть должна осуществлять политику.
Особенности государственной власти:
· ее политическая и классовая природа.
· ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению – каждый гражданин является не только подвластным, он вправе быть индивидуальным источником власти);
· реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
· деятельность государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:
1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)
2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);
3. содержание властной деятельности (властеотношение);
4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;
5. ресурсы власти.
Система сдержек и противовесов–особая модель системы разделения властей.В соответствии с нейзаконодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы