Метод маски (как мы разбирали на паре) отличается от метода смены профессии только тем, что проводится в более сжатые сроки и менее глубок, чем смена профессии)
Метод маски позволяет журналисту:
- проникнуть в самую суть описываемого;
- рассказать о давно известном по-новому, нетрадиционно;
- показать профессию изнутри, представить аудитории то, о чем знают только специалисты;
- высказать собственные впечатления об «освоенной» профессии;
- высветить грани проблемы, которые бывают видны только свежим взглядом репортера;
- привлечь внимание общества к поднимаемой проблеме.
Метод маски обязывает журналиста:
- корректно относиться ко всем специальностям, не подразделяя их на «физиков и лириков»;
- помнить, что «все работы хороши»;
- не выдавать особые секреты чужого, временно «заимствованного» мастерства, если об этом попросил или хотя бы упомянул «наставник»;
- не выпячивать свою профессию и свое «Я»;
- всегда находиться в рамках закона.
А если надо, то и продавцы, и медработники, сапожники, массовики-затейники и даже коробейники. На все это журналист идет ради обладания ею, оригинальной, эксклюзивной информацией. Он надевает «маску» чужой профессии и внедряется в нее. «Таков один из способов добывания новостной жар-птицы, переливающейся всеми цветами фактов. Они, как правило, оригинальны, небанальны, новы, а публикации под рубрикой Испытано «на себе» привлекают читателей своей искренностью, правдивостью, эмоциональностью. В них полностью отсутствует констатация, описательность. Журналист открывает читателю и высвечивает новые грани темы. Испытывая ситуацию на себе, журналист копает глубоко, широко, размашисто. И столько находит!
Гиляровский был одним из первых в освоении метода «маски» (бурлак, актер). В 30-е годы этот метод сбора материала был возрожден журналистом Михаилом Кольцовым, поработавшим и неделю учителем, и несколько дней в такси.
Современные требования к информационному новостному продукту сформировали следующие специфические условия в использовании метода «маски»:
- стремление сделать читателя соучастником события;
- необходимость иллюзии физических ощущений как основы для воспроизведения зримой картины события;
- потребность в новых знаниях об этом событии.
Люди, с которыми сталкиваешься, меняя профессию или надевая маску, становятся для журналиста мощнейшим стимулом творческого подъема, эмоционального накала, а главное – интереса. Время сегодня такое: читателю есть, из чего выбирать, а уже тем более – смотреть и слушать. Предпочтение твоему материалу он отдаст только в том случае, если это будет интересно. Самое главное, чтобы новостной костюмчик отлично сидел! Именно метод «маски» дает возможности эксклюзива, новизны фактов, их выпуклости, яркости.
Использование метода «маски» способствует выработке у читателя точных социальных установок относительно фактов, событий, явлений действительности, формирует состояние готовности к определенной социальной активности ради удовлетворения той или иной общественной потребности. Делая читателя свидетелем происходящего, метод «маски» убеждает в прогрессивности или общественной вредности какого-то явления.
Итак, если вы готовы «испытать ситуацию», надеть «маску», то помните: сначала надо очень внимательно изучить ситуацию, о которой будете писать.
-Обзаведитесь хорошими знакомыми в этой среде, прислушайтесь к их практическим советам. Вы внедрились? О том, что вы журналист, не распространяйтесь. Если это возможно. Внимательно смотрите, как работают ваши новые коллеги. К примеру, если в киоске под весы подкладывают пятаки, клади и ты. Они дурят людей, а у вас эксперимент! Это к тому, если вас мучают угрызения совести. Другое ваше поведение вызовет просто недоумение!
-Забудьте про диктофон, камеру,блокнот. Включайте на всю громкость только свою память! Зри и запоминай!
- Вам нахамили – не горюйте! Это же чудесный штрих для вашего материала.
- Редакционное удостоверение спрячьте подальше, но не расставайтесь с ним! А если вас вдруг разоблачили и собираются бить, только тогда и доставайте!
Пример: Нелли Блай.“ 10 дней в сумасшедшем доме”, который был опубликован в 1890 в Чикаго сан таймс. Чтобы проникнуть в сумасшедгий дом, она притворилась душевнобольной.
Репортёр должен сам решить, насколько оправдан этот метод. Кстати, 9 из 10 вречачей действительно признали мисс Блай сумашедшей)))
36. Сенсация в журналистике: поиски сенсации и “создание” сенсации.
Что такое газетная сенсация и чем она отличается от «созданной» сенсации? В первую очередь, сенсация – это сообщение, содержащее неожиданную информацию, внезапное известие, новое знание или мнение, информацию о главном событии месяца, года, десятилетия или столетия.
Газетные сенсации обращены в будущее. Настоящая сенсация – это норма будущего по отношению к событиям и явлениям сегодняшнего дня. Например, ветхозаветные пророки были мастерами по части сенсаций. Пророчество – образец сенсации
Чем отличается сенсация от скандала? Настоящая сенсация всегда атакует мировоззренческие основы читателя. Читателя ставят перед выбором между старым и новым. Он переубеждается. Автор сенсации вправе претендовать на изменение картины мира. Ничего не стоит сенсация, создатель которой брался за дело без попытки переубедить обывателя в ложности традиционных взглядов на мир. Есть газеты, которые, не выдавая сенсаций, эксплуатируют рубрику "сенсация" при подаче скандального материала.
По утрам обыватель открывает газету с тайной надеждой встретиться с сенсацией. Если их там нет, или если у читателя нет потребности в новом взгляде на мир, значит, в обществе отсутствует потенция интеллектуальной свободы. Подобную картину наблюдают при теократии, тоталитаризме и в обществе потребления. Религиозный догматизм не терпит любых проявлений гениальности. А в обществе "кусь-кусь" обыватель и рад бы купить номер с газетной сенсацией, да с головой затянут в омут гомосексуально-светских и криминальных скандалов. В издательском деле свобода гения (прежде всего, гениального читателя газетных новостей) проявляется исключительно через феномен газетной сенсации.
Теория газетной сенсации есть частное проявление гениальности. Она пишется на наших глазах. В скорлупе простой мысли спрятано методологическое ядро. Тактика газетной сенсации есть стратегия интеллектуальной свободы! И в подтверждение всему - сенсация на первой полосе!
Для того, чтобы понять что отличает сенсацию от скандала необходимо изучить кодекс журналиста и особенно обратить внимание на эти пункты:
· Проверять достоверность информации, поступающей из любых источников, и проявлять осторожность во избежание непреднамеренных ошибок. Преднамеренное искажение фактов недопустимо ни при каких обстоятельствах.
· Проявлять хороший вкус. Избегайте сенсационного любопытства.
· Придерживаться таких же высоких стандартов, по которым они оценивают других.
· Выражать сострадание тем, кому был нанесен вред негативным освещением новостей. Быть особенно деликатными при общении с детьми и неопытными источниками или субъектами.
· Быть деликатным при организации или проведении интервью, или фотоснимков тех, кто пострадал во время трагедии или горя.
· Понимать, что сбор и сообщение информации может причинить вред или дискомфорт. Погоня за новостями – это не лицензия на высокомерие.
· Признавать, что частные лица имеют больше прав контролировать информацию о себе, чем государственные чиновники и другие, которые стремятся к власти, влиянию или вниманию. Только необходимость чрезвычайной важности для общественности может обосновать вторжение в чью-либо частную жизнь
«В журналистской профессии профессионализм и этика неразделимы так же, как жужжание и муха», – написал аргентинский писатель Габриель Гарсиа Маркес в своем эссе о проблемах журналистики. Но что означает понятие этики?
Дискуссии о духовных и нравственных основах журналистской деятельности начались уже в 18 веке. Одним из предметов дискуссии был свод правил «честной литературной борьбы». Согласно этому своеобразному кодексу этики, «журналист не может быть уважаем в обществе, если он искажает истинную картину событий, допускает резкие выражения в чей-либо адрес без достаточных оснований, сопровождает критику бранью, нагнетает обстановку и способствует распространению разрушительных идей в обществе, упрекает своего оппонента за его происхождение, религию, национальность»
Известный современный публицист и телевизионный ведущий Владимир Познер, проработавший много лет в Америке, по поводу журналистской этики заметил следующее: «В Америке каждый репортер знает, что нельзя кричать «пожар» в переполненном кинотеатре. За это человек может попасть под суд». О чем это говорит? Оказавшись в эпицентре каких-то событий, журналисту нужно прежде всего объективно оценить ситуацию, сделать логические выводы и взвесить тот эффект, который может вызвать его материал.
Маленький пример: в ходе интервью художник, упомянув о своих проблемах в прошлом с органами государственной безопасности, попросил журналиста об этом не писать и даже объяснил причины. Журналист же построил свой материал именно на этом факте, проявив как профессиональную, так и личную некорректность.
Излишний негативизм прессы, фиксация ужасов – это тоже признак недостаточного профессионализма.
Примеры «правильных» сенсаций: 1,5 года назад в газете «Автобизнес» «Смертники по воле ГАИ». В нем рассказывается о нашумевшей истории о «живом щите». Также сенсация, это материал «СБ» «Кто хотел взорвать праздник?» (по поводу взрыва 3 июля).
По своей природе сенсации разделяют на:
1) естественные (Ю. Нестеренко победила на олимпийских играх)
2) искусственные (пиар, сплетни о звездах и т.д.)
Во многом преподнесение сенсации зависит от профессиональной этики журналиста. Например, после трагедии 11 сентября в США в Интернете были размешены шокирующие снимки: человек, падающий с небоскрёба и т.п. Но ведь это аморально по отношению хотя бы к его родственникам.
В желтой журналистике существует принцип «трёх с»: спорт, секс, старз.
37. Проблемы морального выбора журналиста: мотивы – цели – средства – результаты.
У профессий, представители которых влияют на судьбу, духовный мир и положение человека в обществе (журналистика из их числа), есть обязательный спутник — моральный выбор. Но в нашей истории возможность свободного выбора выпадала на долю журналиста не часто. Если в Англии, Франции, Северной Америке уже в конце XVII века была отвергнута авторитарная модель журналистики, то у нас в то же самое время пресса начиналась, напротив, с тогдашних министерств — государевых монастырского и посольского приказов. Ну, а в советские годы сами СМИ были частью административно-командной системы. Не сложилось, увы, в нашей стране солидной традиции свободной прессы.
Для написания определенного материала у журналиста возникают мотивы, которые побуждают в нем стремление к творческому акту. Мотивационная сфера журналиста разветвлена и многообразна. Во множестве мотивов, которые у него формируются, отражаются потребности, свойственные тем общностям, в которые включен журналист. На самом деле материальные и духовные потребности социальной общности преобразуются сознанием индивида в идеи, цели, мотивы, которые и побуждают человека к действию. Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, заинтересованность в его совершении. Профессиональная деятельность приобретает личностный смысл благодаря 2 основным мотивам: нравственному – способному остро чувствовать чужую боль и радость, и творческому – желание проявить в материале индивидуальность.
В силу того, что любое творчество представляет собой процесс, в ходе которого человек , достигая определенные цели, реализует себя, журналистика выступает для журналиста не только инструментом воздействия на реальную действительность, но и способом существования как личности. Не следует принижать значение самомотивации.
Мотив – осознанное личное побуждение. У журналиста оно превращается в цель публикации, которая становится способом реализации мотив. Вопрос «Зачем, во имя чего я пишу?»,отвечая на который, журналист осознает мотивы своей деятельности, сливается с другим «Что намерен сказать читателю?». В нем формируется цель и прогнозируется модель будущей публикации. Таким образом, мотивы и цели труда журналиста сливаются друг с другом.
Борьба мотивов не обязательно сводится к «нравственному»-«безнравственному». Между ними множество оттенков. В этом сложность нравственного выбора. Приходится взвешивать все «за» и «против». Любая мотивация заключает в себе момент самооправдания, и потому нравственные доводы могут служить для оправдания безнравственных поступков.
Содержание публикации, открывая перед читателем идеи и принципы, которые автор хотел донести до читателя, не способно столь же откровенно рассказать, какими побуждениями он при этом руководствовался.
Если рассматривать публикацию как поступок со стороны журналиста, то ее нравственная оценка окажется невозможной без учета мотивов автора. Для достижения цели (для журналиста это написание произведения) журналист использует определенные средства, которые считает приемлемыми в данной ситуации.
Таким образом процесс журналистского творчества можно разделить на несколько стадий: мотив (побуждение) к написанию материала – определение целей (для чего?) и средств (каким образом) – написание материала (результат).