Экономические системы и собственность. Право собственноcти.
Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.
Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?
Для того, чтобы экономика любой страны работала нормально, необходимо найти способ координациивыбора миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности, методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ, а также методов привлечения людей к экономической деятельности.
Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.
Экономисты выделяют типы экономических систем:
1) Традиционная -традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов, основана на использовании ручного труда, отсталой техники, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Экономические ресурсы находятся в коллективной собственности. Сохранились у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.
2) Административно-командная или централизованная-экономические решения принимаются государством, ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ, способы принятия решений основаны на приказах, распоряжениях, законов, плановых заданий. Была такая система в СССР. В настоящее время действует на Кубе, Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.
3) Рыночная -основана на многообразии форм собственности, господствующая – частная собственность, регулирует экономику - рыночный механизм, спрос и предложение определяют цену. Свобода выбора, конкуренции. В настоящее время – Россия, США, Япония, Германия страны Европы.
Смешанная-сочетает рыночные отношения с государственным регулированием (наиболее распространена). Примером оптимального сочетания свободы предпринимательства и роли государства считаются Швеция и Дания
Экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?
В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
Отличия:
- господствующая форма собственности;
- механизм ценообразования;
- наличие или отсутствие конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственности», например, государственная, общественная, коллективная.
Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам - собственникам; юридическое право на такую принадлежность: на владение, пользования и распоряжения объектом собственности (например, имуществом, землёй, финансами).
Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям. Например, государственная собственность принадлежит либо Российской Федерации (федеральная собственность), либо субъектам РФ (собственность субъектов РФ) – республикам, краям, областям, автономным округам. Только в федеральной собственности могут быть ресурсы территориальных вод, морской экологической зоны РФ, природные парки, объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности и другие объекты общественного значения, а также гос. казна, золотой запас, имущество Вооруженных сил, различных учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета России.
Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Частная, государственная , муниципальная и иные формы собственности равноправны.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?
Этот монолог в повести «Планета людей» обращен к соседям по автобусу, которые «замуровали себя» в своих косных привычках и превратили свою жизнь в серые однообразные будни.
Смысл высказывания Экзюпери в том, что человек, не растущий духовно, подобен библейскому персонажу, который зарывает свои таланты в землю. При этом не следует понимать в узком смысле, что гибнет только способность к изящным искусствам. Нет, сказанное относится к любому проявлению живого творчества — в том числе, в самой привычной работе, например, продавца или водителя троллейбуса.
Экзюпери обращал особенное внимание на развитие способностей в детском возрасте. В своей широко известной сказке «Маленький принц» он прямо указывает на взрослых, как на людей, неспособных к гармоничному восприятию окружающего мира.
Действительно, многие способности хорошо поддаются развитию именно в детстве, когда сознание ребенка еще не сковано шаблонами и штампами, устоявшимися правилами. Но было бы ошибкой думать, что с какого-то возраста уже поздно заниматься музыкой, рисованием или наукой. Для того, чтобы стать настоящим мастером, будь это музыка, поэзия или труд каменщика, необходимы несколько условий:
Большое значение имеют врожденные задатки и способности: высокий рост для баскетболиста, музыкальный слух для пения и т.п. Однако, известны случаи, когда выдающихся результатов в баскетболе добивались игроки обычного роста. Существует ряд методик развития музыкального слуха у людей, лишенных его, позволяющих добиваться удивительных результатов.
Очень важны увлеченность, интерес человека к данной сфере занятий. Во-первых, это очень способствует упорному и полноценному труду, тренировкам — важнейшему условию мастерства. Во-вторых, самый титанический труд, не согретый интересом и творческим отношением к делу, не даст необходимых результатов.
Этих двух условий: наличия необходимых способностей и постоянной работы над собой, — бывает достаточно для того, чтобы работать в избранной отрасли и считаться профессионалом. Для того, чтобы стать Мастером с большой буквы, необходимо еще
быть гармонично развитым и знающим, полноценным человеком в духовном плане. Важнейшее средство для этого — работа, которая даёт «хлеб насущный», то есть производство необходимых обществу товаров и услуг.
Известный французский композитор XX века Артю́р Онегге́р писал: «Молодой человек, желающий стать композитором, должен выбрать для себя коммерческое дело, которое предлагают ему родители. Если призвание к музыке у него в крови, то занятия ради твёрдо обеспеченного заработка не помешают ему сочинять.»
Уже упоминавшийся ранее Джером К. Джером писал: «Музыка на своих крыльях вознесет вас высоко над земной суетой, Искусство вам приоткроет Истину. По цветущим тропинкам литературы вы сможете бродить, как в собственном саду… Взамен требуется, чтобы вы жили скромно, не гнались за мирскою славой, вели бы такую жизнь, в которой нет места страстям, из которой изгнаны низменные стремления…»
Погоня за богатством, славой, праздный образ жизни, страсти, низменные стремления — вот то, что делает глину, из которой «человек слеплен» сухой и неподатливой гораздо сильнее, чем возраст.