Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
Согласно Конституции, статья 1: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Конституция устанавливает принципы федерализма: 1) принцип равноправия всех субъектов РФ; 2) государственную целостность (Россия – не союз, а единое целостное государство); 3) право народов на самоопределение, т.е на самостоятельное решение вопроса о своей судьбе ( о совей культуре, языке, религии, об устройстве управления и т.д.).
Термин «федерация» отражает характер отношений центральной власти и территорий.
Российская Федерация состоит из 83 равноправных субъектов РФ: 21 республик, 9 краев, 46 областей, двух городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономной области (Еврейской), 4 автономных округов. Это количество постоянно меняется, по мере необходимости.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации.
Парламент двухпалатный: одна из палат — Совет Федерации — отражает интересы субъектов федерации. Другая палата — Государственная Дума — выражает интересы всего населения страны.
Основные законы республик в составе РФ называются Конституциями, а остальных субъектов Федерации — уставами.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства,свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (принцип государственной целостности).
Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения полномочий между ними.
В ведении Российской Федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- система федеральных органов власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации;
оборона и безопасность и др.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- обеспечение соответствия законов субъектов федерации федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; -
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Субъекты федерации имеют право принимать свои законы, но они не должны противоречить федеративным законам. Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом, не имеют права выхода из состава Федерации.
Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.
Рыночное регулирование экономики основано на свободном регулировании цен и инвестиций (вложений капитала) на основе спроса и предложения.
Если на рынке какого-то товара больше, чем требуется потребителям, в условиях свободной конкуренции производители, чтобы его продать, вынуждены снижать цену. Это вызывает уменьшение прибыли и, соответственно, уменьшение производства этого товара.
Если товара не хватает чтобы удовлетворить потребности потребителей, то цена на него повышается. Прибыль растет, в это производство увеличивают вложение финансов, товар начинают производить в больших количествах, дефицит уменьшается, цена возвращается к некоторому среднему уровню.
Таким образом, стараясь извлечь максимальную выгоду, производитель «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.» (А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»).
Главное условие, когда этот механизм работает, — чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности гарантировались свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Основой свободного рынка является право любого производителя создавать любой товар или услугу и предлагать её потребителям и право потребителя приобретать любой предлагаемый товар или услугу у любого производителя. Цена при этом определяется в результате договоренности между ними.
3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.
Если трудности возникли по нескольким предметам, лучше работать с ними одновременно, а не по принципу «нагоним один, потом другой».
Возможны, как минимум, два различных подхода:
«Системный»:
Выясняем (например, по журналу 5 класса), с какой темы пятиклассник начал пропускать занятия.
Повторяем для себя материал 5 класса.
Начиная с этой темы, проходим с ним содержание учебника, решаем все задания.
В идеале, после этого проходим заранее очередную тему, которую будут проходить в пятом классе, чтобы подопечному легче было втянуться в нормальный темп урока.
На основе диагностики:
Берем его тетради, или беседуем с ним с целью выяснить, какие темы у него «запада́ют».
Повторяем сами нужный материал.
Прорабатываем эти темы с пятиклассником.
Проверяем результат (насколько успешно он справляется с заданиями).
При возникновении новых затруднений, отрабатываем аналогично.
Это простые и реальные варианты работы. При желании, можно включить в план участие родителей пятиклассника, работу с учителями-предметниками, самостоятельную работу подопечного, но всё это трудновыполнимо.
Можно соединить эти два плана по очереди.
Способы работы над материалом зависят от специфики предмета, Ваших склонностей и способностей ученика. Если у него преобладает слуховая память, лучше рассказывать ему с разбором иллюстраций в учебнике. Если зрительная — дать ему почитать, затем обсудить. Математика требует обязательного решения заданий к этому параграфу, английский язык — многократного повторения вслух, чтения вслух, бесед-диалогов, ответов на Ваши вопросы и чтобы он задавал Вам вопросы по-английски. Русский язык — пишем предложения с разбором правил, вызывающих затруднения.
В любом случае, успех дополнительных занятий зависит от того, сможете ли Вы создать доброжелательную атмосферу. Не должно быть упреков, раздражения. Если не получается — лучше перенесите занятия на завтра.
Билет № 12