В 2003 году правом на получение безналичных жилищных субсидий за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами воспользовались свыше 300 тыс. молодых семей.
Одним из основных направлений государственной поддержки молодежных и детских объединений стало привлечение этих объединений в качестве соисполнителей к реализации Республиканской программы «Молодежь Беларуси» и ряда других республиканских и местных комплексных целевых программ в области осуществления государственной молодежной политики (программы «Дети Беларуси» и ее подпрограмм «Дети Чернобыля», «Дети сироты» и т.д.).
Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) является одним из основных соисполнителей Республиканской программы «Молодежь Беларуси».
В рамках этой программы БРСМ были разработаны и реализуются: программа по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи «Олимп»; совместные с Комчернобылем, Министерством культуры и Министерством образования программы «Чернобыльский шлях – дорога жизни», «В будущее – с надеждой»; программы попатриотическому воспитанию молодежи «Отечество», «Молодежь – ветеранам»; программа «Занятость» и др.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖЬ БЕЛАРУСИ»:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь реализуется в соответствии с Республиканской программой «Молодежь Беларуси» на 2004–2005 годы. В качестве ее основных направлений выделены социальная защита молодежи, пропаганда здорового образа жизни, вопросы образования, спорта, культуры, патриотического воспитания и др.
Социальная защита молодежи
Государственная политика в области занятости молодежи является частью общей задачи оптимизации рынка труда. В январе–сентябре 2004 г. среди безработных, состоявших на учете в органах государственной службы занятости, молодежь составила 46,9%, то есть каждый второй безработный в Беларуси – молодой человек в возрасте 16-29 лет.
Ежегодно часть молодежи после окончания школы остается неохваченной дальнейшим обучением. На 1 октября 2004 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 8,9 тыс. безработных из числа выпускников школ.
Для смягчения ситуации с молодежной безработицей законодательством о труде и занятости предусмотрены дополнительные государственные гарантии. В первую очередь, это бронирование рабочих мест, гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений.
Государственная служба занятости обеспечивает комплекс мер, позволяющих регулировать процесс обеспечения занятости молодежи. Основными формами работы с молодежью, обратившейся в службу занятости, являются: содействие в трудоустройстве; помощь в выборе профессии, а при необходимости переквалификации за счет средств государственного фонда содействия занятости; предоставление временной работы молодежи в свободное от учебы время.
В ходе выполнения Государственной программы занятости с начала 2004 года трудоустроено почти 55 тыс. человек в возрасте от 16 до 29 лет (50,1% от нуждающихся), в том числе 3,1 тыс. – несовершеннолетних. А для 3,4 тыс. безработных в возрасте до 18 лет было организовано профессиональное обучение.
Особое внимание уделяется профессиональной подготовке безработных юношей призывного возраста по профессиям (специальностям), необходимым в Вооруженных Силах Республики Беларусь и обеспечивающим трудоустройство после службы в армии. Например, с января по сентябрь 2004 г. по ходатайствам военкоматов направлено на профессиональное обучение 508 юношей-допризывников.
Важным направлением работы по обеспечению занятости юношей и девушек является их привлечение к открытию собственного дела путем выдачи ссуд и субсидий из средств государственного фонда содействия занятости. За 9 месяцев 2004 года их получили и смогли стать предпринимателями более 350 безработных в возрасте до 29 лет.
В рамках подготовки учащейся молодежи к будущей трудовой деятельности осуществляется организация летней временной занятости несовершеннолетних (14-18 лет). Здесь важны и воспитательный эффект, и получение подростками первых трудовых навыков. Как правило, предлагаются такие виды работ, как благоустройство территорий, озеленение и уход за скверами, сельскохозяйственные работы, восстановление историко-архитектурных памятников, приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, уборка помещений, доставка корреспонденции, расклейка объявлений и т.д.
Для молодых людей ежегодно формируются строительные, сельскохозяйственные, педагогические отряды, организуются волонтерские (экологические, археологические, историко-краеведческие) лагеря как на территории Беларуси, так и за ее пределами: в России, Украине, Молдове, Чехии, США, Великобритании, Германии и других странах. За 9 месяцев 2004 года была обеспечена занятость в свободное от учебы время более 30 тысяч учащихся и студентов.
Кроме того, благодаря активной деятельности государственной службы занятости за указанный период этого года 23,6 тыс. студентов и учащихся получили временную работу на предприятиях и в хозяйствах республики во время каникул и в свободное от учебы время.
В сфере социальной защиты молодежи важное значение имеет поддержка молодых семей, поскольку именно с ними государство связывает надежды на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи. От этого во многом зависит будущее Беларуси.
Основными формами государственной помощи семьям с детьми являются: денежные выплаты (пособия, пенсии), материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).
В первом полугодии 2004 года пособия получили почти 700 тысяч детей.
На решение демографической проблемы направлен Указ Президента Республики Беларусь от 14.10.2004 г. №505 «Об усилении материальной помощи семьям при рождении детей», которым предусмотрено с 1 января 2005 года увеличить единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей до размера трехкратного бюджета прожиточного минимума. Кроме этого, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2004 г. №1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» предусмотрено с 1 января 2005 года выплачивать семьям за счет средств местных бюджетов денежную компенсацию в размере 2-х бюджетов прожиточного минимума на каждого из близнецов.
Одним из важных направлений по укреплению института семьи является содействие решению ее жилищных проблем. Подписание Указа Президента Республики Беларусь от 10 сентября 1996 г. №358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» дало толчок к созданию целостной системы государственной финансовой поддержки молодых семей, желающих улучшить жилищные условия. Одновременно с предоставлением льготных кредитов указом предусмотрены различные формы помощи. В частности, предоставление одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений, льготные кредиты на приобретение домашнего имущества, финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам, выданным ОАО «Беларусбанк».
Образование, наука, культура и молодежь
Многие вопросы молодежной политики решаются в системе образования. Это обусловлено тем, что наряду с обучением образовательный процесс в Республике Беларусь включает воспитательный компонент, направленный на формирование личностных качеств молодого человека, его активной гражданской позиции и социальной ответственности. Основная цель образования – не только дать знания, но и грамотно подготовить молодого человека к самостоятельной жизни.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «вопросы повышения качества работы школьной системы – это дело государственной важности». В настоящее время реализуются такие государственные программы, как «Информатизация системы образования», «Иностранные языки», «Сельская школа», «Одаренные дети».
В числе приоритетов современной молодежи находится получение соответствующей профессии и дальнейшее перспективное трудоустройство.
Преобразования в сфере профессионального обучения сопровождаются принципиальными изменениями в системе школьного образования. Обучение в старших классах общеобразовательной школы должно быть в значительной степени сопряжено с выбором будущей профессии. С этой целью в стране разработана Концепция профильного обучения, направленная на оптимизацию учебной нагрузки с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся. Введение профильного обучения обеспечит более тесную связь и преемственность между школой и системой образования в профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, вузах.
С 1 сентября 2004/2005 учебного года на базе 18 экспериментальных школ республики начата апробация различных вариантов организации профильного обучения. Это значит, что каждому старшекласснику предоставляется возможность выбора учебных предметов и профиля обучения согласно его интересам и склонностям. Предусмотрена организация профессионального обучения на базе учебно-производственных комбинатов и центров профессионального образования.
Дальнейшее развитие профессионально-технического образования в республике будет проходить с учетом потребностей регионов в специалистах того или иного профиля. Поэтому продолжен процесс преобразования традиционных ПТУ в профессиональные лицеи, дающие возможность получить более высокий уровень квалификации. Сегодня подготовка рабочих кадров осуществляется на основе договоров с организациями-заказчиками, благодаря чему решаются сразу две задачи: обеспечение предприятий рабочими кадрами и предоставление выпускникам первого рабочего места.
О новом качестве профтехобразования говорит повышение его мобильности. Только в минувшем году на основе анализа трудоустройства выпускников прекращен прием по 166 и открыта подготовка по 174 новым профессиям. Около 70% выпускников за период обучения получают две и более квалификации. Это позволяет выпускникам чувствовать себя более уверенно на рынке труда, а государству - не выбрасывать средства на подготовку никому не нужных, не востребованных специалистов.
Реформа среднего специального образования осуществляется в республике в направлении его интегрирования в структуру высшей школы с целью развития системы непрерывного профессионального образования. Выпускники многих средних специальных учебных заведений могут получить высшее образование по своей специальности в сокращенные сроки. В нынешнем году из числа выпускников ССУЗов на сокращенные сроки обучения в вузы зачислено 911 студентов (в 2003 году – 167 студентов).
Характерная особенность развития высшей школы в Республике Беларусь – увеличение числа лиц, получивших высшее образование. На сегодняшний день численность студентов вузов составляет 338 тысяч человек. В 2004 году Правительством республики одобрена Концепция перехода на многоступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием, которая вводит две последовательные ступени (бакалавриат и магистратуру), каждая из которых представляет собой завершенный цикл обучения и обеспечивает получение профессиональной квалификации. Такая система высшего образования принята во всех развитых странах мира. Жесткий отбор, сложность, насыщенность программ второй ступени позволят сформировать хорошо подготовленную отечественную интеллектуальную элиту для государственного управления, области высоких технологий, науки и высшей школы. Массовый переход на двухступенчатую систему начнется с 2010 года, когда завершится перевод общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения.
Реализация молодежной политики в республике предусматривает постоянное улучшение материального благосостояния учащихся и студентов. С 1 ноября текущего года стипендии выросли в 1,5 раза. В средних специальных учебных заведениях они составляют сегодня от 51,6 до 77,3 тыс. рублей, в высших учебных заведениях – от 61,4 до 92,1 тыс. рублей. На контроле государственных органов управления образованием находится также вопрос обеспечения иногородних студентов общежитиями. За последние семь лет общая площадь общежитий увеличилась почти на 40 тыс. кв. метров. В среднем по республике 78,1% студентов, нуждающихся в жилье на время обучения, имеют места в общежитиях.
Обеспечение равного доступа к качественному образованию сельской молодежи – одно из приоритетных направлений образовательной политики в Республике Беларусь. Глава государства неоднократно отмечал, что этот принцип часто нарушается в отношении сельской молодежи, и подчеркивал необходимость создания дополнительных условий для поступления жителей села в лучшие учебные заведения страны. Действительно, имелся замкнутый круг, когда недостаточный уровень школьной подготовки в сельской местности препятствовал успешному поступлению ребят из деревни в вуз. Сегодня, благодаря инициативе Президента Республики Беларусь, этот порочный круг разорван. В сравнении с предыдущим годом, в 2004 году число выпускников-сельчан, поступивших в высшие учебные заведения республики, возросло с 3330 до 4001 человека, а в БГУ число первокурсников из сельской местности увеличилось вдвое. Немало лучших представителей сельской молодежи получили возможность учиться на самых престижных факультетах.
Вместе с тем прошедшая вступительная кампания в высшие учебные заведения страны показала, что недостаточно востребованными оказались вузы сельскохозяйственного профиля, в то время как страна наиболее остро нуждается именно в специалистах-аграриях высокого класса. Поэтому в перспективе необходимо усилить работу по профессиональной ориентации молодежи в направлении поднятия престижа аграрных вузов. Рынок труда перенасыщен сегодня экономистами и юристами, поэтому было принято решение о сокращении приема на эти специальности на 30-50%.
Сегодня в стране востребованы инженерно-технические кадры. В рамках реализации молодежной политики развитие профессионального мастерства молодежи дополняется поддержкой ее научно-технического творчества,в том числес целью популяризации профессий технического профиля.
В последнее время возрастает значение научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Сегодня это не только НИРС, включаемая в основной учебный процесс, но и студенческие научно-исследовательские лаборатории, проблемные исследовательские лаборатории, опытно-конструкторские бюро и другие творческие объединения. Всего около 40% студентов дневной формы обучения вузов участвуют в научных исследованиях в учебное и внеучебное время.
Повышению творческой научно-исследовательской активности способствует проведение конкурсов, факультетских предметных олимпиад. Министерством образования организована работа по развитию системы грантовой поддержки студенческих научных исследований и проектов. В прошлом году из государственного бюджета было выделено около 45 млн. рублей для финансирования 20 студенческих грантов. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе, начиная с младших курсов, призвано оказать благоприятное влияние на обновление кадрового потенциала науки в Республике Беларусь. Самые лучшие среди студентов поощряются присуждением стипендий и премий из средств специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В мае этого года во время встречи Президента Республики Беларусь с учащимися – победителями международных предметных олимпиад и творческих конкурсов, стипендиатами специального президентского фонда по поддержке одаренных учащихся и студентов, талантливой молодежи – Глава государства подчеркнул: «Мы заботимся и будем заботиться о будущем нашей страны, о том, чтобы молодое поколение получало хорошее образование, имело доступ к достижениям науки, культуры и искусства».
Задачей первоочередной важности является поддержка молодых ученых.Необходимо сохранить наиболее продуктивную часть научного персонала, сократить отток молодых талантливых специалистов из науки, усилить мотивацию научного труда.
Особую значимость в этом контексте приобретает работа с аспирантами. За последний год значительно увеличилась материальная поддержка государством тех, кто выбрал сферой своей деятельности науку. Аспирант получает сегодня 174,5 тыс. рублей стипендии, докторант – 209,5 тыс. рублей. Через два месяца эти суммы увеличатся соответственно до 268,6 и 322,3 тыс. рублей. В целях стимулирования творческой активности молодых ученых учреждены 100 стипендий в размере 10 минимальных заработных плат, которые назначаются по результатам открытого конкурса. Молодые ученые готовы и хотят работать, они имеют большой исследовательский потенциал: в НАН Беларуси в 2004 году академические гранты получили 69 человек (в 2001 г. – 12 человек).
Аспиранты, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе обучения, и перспективные молодые специалисты направляются на научные стажировки в различные республиканские, международные и зарубежные научные центры для освоения новых методов и технологий исследований, участия в научных школах и других формах научного общения.
Важнейшие задачи государственной социальной политики в области культуры – сохранение ее национальной самобытности, обеспечение доступности достижений национальной культуры для широких слоев населения, воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к культурному наследию своей страны и стремления к творчеству.
Стратегия современного культурного развития республики определяется задачами развития и популяризации национальной культуры в своей стране, а также интеграции белорусских достижений в контекст мировой культуры.
Особые надежды в отношении культурного творчества возлагаются на молодежь. Поэтому создание условий для развития молодой творческой личности имеет огромное значение не только для эстетического и духовно-нравственного образования подрастающего поколения, но и для культуры в целом.
Беларусь богата талантами, и важно, что их замечают и поддерживают как морально, так и материально. В стране сформирована и успешно развивается многоступенчатая государственная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, которая обеспечивает доступность и широкие возможности для развития их способностей независимо от места проживания и социального положения.
В республике ежегодно проводятся различные фестивали и конкурсы («Мельница моды», «Рок-коронация», «Арт-сессия», «Молодая Беларусь» и т.д.), в которых талантливая молодежь демонстрирует свое мастерство. О размахе фестивального движения в республике свидетельствуют цифры: более 30 фестивалей со зрительской аудиторией в миллион человек. И это не считая телезрителей!
Жемчужиной фестивальной жизни Беларуси является «Славянский базар». Это визитная карточка нашей страны.Второй год подряд международное жюри присуждает Гран-при конкурса молодых исполнителей представителям Беларуси. 3 ноября 2004 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко провел совещание по вопросам дальнейшего развития международного фестиваля «Славянский базар в Витебске». Глава государства отметил, что «Славянский базар» никогда не останется без поддержки, поскольку имеет не столько финансовое, сколько идеологическое значение – он представляет Беларусь в мире. Следующий, уже ХIV по счету фестиваль, пройдет с 14 по 20 июля 2005 года. Концепция будущего фестиваля предполагает внимание к 60-летию Победы, а также более широкое представительство зарубежных гостей: планируется пригласить исполнителей со всех континентов.
С 1996 года целенаправленную поддержку талантливой молодежи оказывает Специальный фонд Президента Республики Беларусь, целью которого является помощь юным дарованиям в их творческом становлении и развитии. Основные направления деятельности фонда – финансирование творческих проектов, поддержка участия молодых белорусских мастеров искусств в международных фестивалях и конкурсах. Фонд оказывает реальную помощь талантливой молодежи, детским и молодежным художественным коллективам, учебным заведениям культуры и искусства, уделяет особое внимание районным и сельским детским школам искусств.
За годы деятельности фонда более тысячи молодых талантливых людей получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали его стипендиатами. Из них более 600 человек продолжают учиться и работать в сфере культуры, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами. Только в минувшем году фонд выделил свыше 106 млн. рублей на организацию международных и республиканских конкурсов, главная цель которых – выявление и поддержка молодых дарований, развитие их творческих способностей, создание условий для их профессионального роста.
Поддерживая развитие творческих талантов молодежи, важно помнить, что художественный дар, также как и спортивный, необходимо развивать с самого детства, поэтому огромное значение имеет успешная работа разветвленной сети детских школ искусств всех видов. Такие школы не только возрождают, сохраняют и развивают национальные традиции, но и выполняют важнейшую задачу духовно-нравственного воспитания. О качестве творческого образования в Беларуси свидетельствуют многочисленные победы учащихся и студентов, а также их преподавателей на престижных международных конкурсах. Стратегия развития белорусской культуры, определяемая Главой государства, ориентирована в первую очередь на развитие молодежных культурных инициатив. При грамотной государственной поддержке и вере в творческие силы подрастающего поколения уже в недалеком будущем мы можем стать свидетелями расцвета молодых талантов, способных стать настоящим событием в отечественной культуре.
Поддержанию стабильности и гармоничному развитию белорусского общества должна способствовать линия на сохранение культурного многообразия не только на уровне группы, но и отдельного человека. Вместе с тем должен развиваться и общебелорусский культурный комплекс, который больше всего характерен для большинства граждан страны и соответствует патриотическим воззрениям народа.
Одним из основных направлений государственной поддержки молодежных и детских объединений стало привлечение этих объединений в качестве соисполнителей к реализации Республиканской программы «Молодежь Беларуси» и ряда других республиканских и местных комплексных целевых программ в области осуществления государственной молодежной политики (программы «Дети Беларуси» и ее подпрограмм «Дети Чернобыля», «Дети сироты» и т.д.).
Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) является одним из основных соисполнителей Республиканской программы «Молодежь Беларуси».
В рамках этой программы БРСМ были разработаны и реализуются: программа по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи «Олимп»; совместные с Комчернобылем, Министерством культуры и Министерством образования программы «Чернобыльский шлях – дорога жизни», «В будущее – с надеждой»; программы попатриотическому воспитанию молодежи «Отечество», «Молодежь – ветеранам»; программа «Занятость» и др.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖЬ БЕЛАРУСИ»:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь реализуется в соответствии с Республиканской программой «Молодежь Беларуси» на 2004–2005 годы. В качестве ее основных направлений выделены социальная защита молодежи, пропаганда здорового образа жизни, вопросы образования, спорта, культуры, патриотического воспитания и др.
Социальная защита молодежи
Государственная политика в области занятости молодежи является частью общей задачи оптимизации рынка труда. В январе–сентябре 2004 г. среди безработных, состоявших на учете в органах государственной службы занятости, молодежь составила 46,9%, то есть каждый второй безработный в Беларуси – молодой человек в возрасте 16-29 лет.
Ежегодно часть молодежи после окончания школы остается неохваченной дальнейшим обучением. На 1 октября 2004 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 8,9 тыс. безработных из числа выпускников школ.
Для смягчения ситуации с молодежной безработицей законодательством о труде и занятости предусмотрены дополнительные государственные гарантии. В первую очередь, это бронирование рабочих мест, гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений.
Государственная служба занятости обеспечивает комплекс мер, позволяющих регулировать процесс обеспечения занятости молодежи. Основными формами работы с молодежью, обратившейся в службу занятости, являются: содействие в трудоустройстве; помощь в выборе профессии, а при необходимости переквалификации за счет средств государственного фонда содействия занятости; предоставление временной работы молодежи в свободное от учебы время.
В ходе выполнения Государственной программы занятости с начала 2004 года трудоустроено почти 55 тыс. человек в возрасте от 16 до 29 лет (50,1% от нуждающихся), в том числе 3,1 тыс. – несовершеннолетних. А для 3,4 тыс. безработных в возрасте до 18 лет было организовано профессиональное обучение.
Особое внимание уделяется профессиональной подготовке безработных юношей призывного возраста по профессиям (специальностям), необходимым в Вооруженных Силах Республики Беларусь и обеспечивающим трудоустройство после службы в армии. Например, с января по сентябрь 2004 г. по ходатайствам военкоматов направлено на профессиональное обучение 508 юношей-допризывников.
Важным направлением работы по обеспечению занятости юношей и девушек является их привлечение к открытию собственного дела путем выдачи ссуд и субсидий из средств государственного фонда содействия занятости. За 9 месяцев 2004 года их получили и смогли стать предпринимателями более 350 безработных в возрасте до 29 лет.
В рамках подготовки учащейся молодежи к будущей трудовой деятельности осуществляется организация летней временной занятости несовершеннолетних (14-18 лет). Здесь важны и воспитательный эффект, и получение подростками первых трудовых навыков. Как правило, предлагаются такие виды работ, как благоустройство территорий, озеленение и уход за скверами, сельскохозяйственные работы, восстановление историко-архитектурных памятников, приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, уборка помещений, доставка корреспонденции, расклейка объявлений и т.д.
Для молодых людей ежегодно формируются строительные, сельскохозяйственные, педагогические отряды, организуются волонтерские (экологические, археологические, историко-краеведческие) лагеря как на территории Беларуси, так и за ее пределами: в России, Украине, Молдове, Чехии, США, Великобритании, Германии и других странах. За 9 месяцев 2004 года была обеспечена занятость в свободное от учебы время более 30 тысяч учащихся и студентов.
Кроме того, благодаря активной деятельности государственной службы занятости за указанный период этого года 23,6 тыс. студентов и учащихся получили временную работу на предприятиях и в хозяйствах республики во время каникул и в свободное от учебы время.
В сфере социальной защиты молодежи важное значение имеет поддержка молодых семей, поскольку именно с ними государство связывает надежды на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи. От этого во многом зависит будущее Беларуси.
Основными формами государственной помощи семьям с детьми являются: денежные выплаты (пособия, пенсии), материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).
В первом полугодии 2004 года пособия получили почти 700 тысяч детей.
На решение демографической проблемы направлен Указ Президента Республики Беларусь от 14.10.2004 г. №505 «Об усилении материальной помощи семьям при рождении детей», которым предусмотрено с 1 января 2005 года увеличить единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей до размера трехкратного бюджета прожиточного минимума. Кроме этого, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2004 г. №1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» предусмотрено с 1 января 2005 года выплачивать семьям за счет средств местных бюджетов денежную компенсацию в размере 2-х бюджетов прожиточного минимума на каждого из близнецов.
Одним из важных направлений по укреплению института семьи является содействие решению ее жилищных проблем. Подписание Указа Президента Республики Беларусь от 10 сентября 1996 г. №358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» дало толчок к созданию целостной системы государственной финансовой поддержки молодых семей, желающих улучшить жилищные условия. Одновременно с предоставлением льготных кредитов указом предусмотрены различные формы помощи. В частности, предоставление одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений, льготные кредиты на приобретение домашнего имущества, финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам, выданным ОАО «Беларусбанк».
В 2003 году правом на получение безналичных жилищных субсидий за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами воспользовались свыше 300 тыс. молодых семей.
В целях содействия реализации права многодетных семей на жилье в 2004 г. приняты Указы Президента Республики Беларусь №124 от 1 марта 2004 г. и №493 от 6 октября 2004 г., в соответствии с которыми предусматривается ряд дополнительных льгот, дающих им возможность приобрести собственное жилье. Это безвозмездные субсидии, льготные кредиты сроком на 40 лет под 5% годовых, а также погашение задолженности по кредитам в размерах, зависящих от числа детей в семье.
Помощь молодой семье не должна сводиться только к улучшению материального благосостояния или стимулированию рождаемости. Речь идет о задачах гораздо более широкого плана - укрепления семьи как социального института, выполняющего важные экономические и социальные задачи. Такая политика должна быть ориентирована в будущее.
Образование, наука, культура и молодежь
Многие вопросы молодежной политики решаются в системе образования. Это обусловлено тем, что наряду с обучением образовательный процесс в Республике Беларусь включает воспитательный компонент, направленный на формирование личностных качеств молодого человека, его активной гражданской позиции и социальной ответственности. Основная цель образования – не только дать знания, но и грамотно подготовить молодого человека к самостоятельной жизни.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «вопросы повышения качества работы школьной системы – это дело государственной важности». В настоящее время реализуются такие государственные программы, как «Информатизация системы образования», «Иностранные языки», «Сельская школа», «Одаренные дети».
В числе приоритетов современной молодежи находится получение соответствующей профессии и дальнейшее перспективное трудоустройство.
Преобразования в сфере профессионального обучения сопровождаются принципиальными изменениями в системе школьного образования. Обучение в старших классах общеобразовательной школы должно быть в значительной степени сопряжено с выбором будущей профессии. С этой целью в стране разработана Концепция профильного обучения, направленная на оптимизацию учебной нагрузки с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся. Введение профильного обучения обеспечит более тесную связь и преемственность между школой и системой образования в профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, вузах.
С 1 сентября 2004/2005 учебного года на базе 18 экспериментальных школ республики начата апробация различных вариантов организации профильного обучения. Это значит, что каждому старшекласснику предоставляется возможность выбора учебных предметов и профиля обучения согласно его интересам и склонностям. Предусмотрена организация профессионального обучения на базе учебно-производственных комбинатов и центров профессионального образования.
Дальнейшее развитие профессионально-технического образования в республике будет проходить с учетом потребностей регионов в специалистах того или иного профиля. Поэтому продолжен процесс преобразования традиционных ПТУ в профессиональные лицеи, дающие возможность получить более высокий уровень квалификации. Сегодня подготовка рабочих кадров осуществляется на основе договоров с организациями-заказчиками, благодаря чему решаются сразу две задачи: обеспечение предприятий рабочими кадрами и предоставление выпускникам первого рабочего места.
О новом качестве профтехобразования говорит повышение его мобильности. Только в минувшем году на основе анализа трудоустройства выпускников прекращен прием по 166 и открыта подготовка по 174 новым профессиям. Около 70% выпускников за период обучения получают две и более квалификации. Это позволяет выпускникам чувствовать себя более уверенно на рынке труда, а государству - не выбрасывать средства на подготовку никому не нужных, не востребованных специалистов.
Реформа среднего специального образования осуществляется в республике в направлении его интегрирования в структуру высшей школы с целью развития системы непрерывного профессионального образования. Выпускники многих средних специальных учебных заведений могут получить высшее образование по своей специальности в сокращенные сроки. В нынешнем году из числа выпускников ССУЗов на сокращенные сроки обучения в вузы зачислено 911 студентов (в 2003 году – 167 студентов).
Характерная особенность развития высшей школы в Республике Беларусь – увеличение числа лиц, получивших высшее образование. На сегодняшний день численность студентов вузов составляет 338 тысяч человек. В 2004 году Правительством республики одобрена Концепция перехода на многоступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием, которая вводит две последовательные ступени (бакалавриат и магистратуру), каждая из которых представляет собой завершенный цикл обучения и обеспечивает получение профессиональной квалификации. Такая система высшего образования принята во всех развитых странах мира. Жесткий отбор, сложность, насыщенность программ второй ступени позволят сформировать хорошо подготовленную отечественную интеллектуальную элиту для государственного управления, области высоких технологий, науки и высшей школы. Массовый переход на двухступенчатую систему начнется с 2010 года, когда завершится перевод общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения.
Реализация молодежной политики в республике предусматривает постоянное улучшение материального благосостояния учащихся и студентов. С 1 ноября текущего года стипендии выросли в 1,5 раза. В средних специальных учебных заведениях они составляют сегодня от 51,6 до 77,3 тыс. рублей, в высших учебных заведениях – от 61,4 до 92,1 тыс. рублей. На контроле государственных органов управления образованием находится также вопрос обеспечения иногородних студентов общ