Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Чтобы первым одержать победу, сначала выстави напоказ врагу свои слабости и только после этого вступай в битву. И пусть твоя попытка будет лишь половиной дела, но зато и достижения удвоятся.

Один из шести секретных принципов Тай‑гуна гласит: «Притвориться раненым может быть выгодно в двух отношениях. Во‑первых, враг успокаивается и ослабляет свою охрану, поскольку он больше не считает тебя первоочередной угрозой. А во‑вторых, это является способом внедриться к врагу, если ты притворишься, что раны нанес тебе ваш общий враг».

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Во времена Троецарствия, в последние дни существования рушащейся империи Хань только что назначенный генерал Сун Цэ отправился в поход на мятежную провинцию. Он преследовал врага до стен города Мулин, и армии противника удалось там укрыться. Сун знал, что атака укрепленных позиций достается слишком дорогой ценой, а потому он решил возбудить гнев врага, приказав своим солдатам выйти на парад прямо перед стенами города. Но командир защитников Мулина отказался выйти на битву, несмотря на все уловки Суна.

Однажды, когда Сун выехал на лошади, солдат на городской стене выпустил в него стрелу, которая ударила Суна в бедро и лишь слегка поцарапала его доспехи. Сун быстро поскакал в лагерь, где его лечили так, будто у него была серьезная рана. Быстро распространились слухи о том, что генерал смертельно ранен. Командиры считали, что ему следует выйти из палатки и показаться войскам. Но Сун использовал ситуацию, чтобы применить стратагему.

Он не опровергал слух о своем смертельном ранении, и солдаты по его же приказу начали готовиться к погребальной церемонии. Прослышав, что Сун Цэ мертв, Сю Ли усмотрел в этом свой шанс и быстро поднял армию в атаку. Войско Сун Цэ притворилось, что отступает, и завело нападающих в ловушку, которая захлопнулась, как только Сун выехал на лошади, и раздались крики: «Сун Цэ жив!» Потрясенный гарнизон города сдался, в то время как Сю Ли и несколько преданных ему охранников были убиты при попытке побега.

***

Во времена Троецарствия Чжоу Ю был главным советником в государстве У, а оно находилось в состоянии войны с могущественным царством Вэй, которым руководил военачальник Цао Цао. Цао Цао послал двух шпионов, чтобы те покрутились вокруг столицы, но Чжоу Ю сразу же заметил их. Он не стал казнить шпионов, а использовал стратагему «Губительный шпион».

Чжоу Ю послал за своим старшим и самым надежным морским командиром Хуань Гаем. Вместе они разработали стратегию. На следующий день при всем дворе Хуань начал ссориться с Чжоу Ю, и дело дошло до того, что Чжоу Ю приказал казнить командира. Напуганные тем, что сейчас они потеряют своего самого опытного и способного командира, другие придворные советники начали заступаться за Хуаня.

Неохотно Чжоу Ю согласился приговорить военачальника к пятидесяти ударам палками на городской площади. Часто такое наказание становилось смертельным, и вэйские шпионы, которые наблюдали это, убедились, что Хуань Гай и Чжоу Ю на самом деле рассорились. На следующий день, якобы страдая от ран, Хуань тайно отправил письмо в вэйский лагерь, предлагая им свои услуги.

Сначала Цао Цао не поверил, но его шпионы подтвердили, что лично видели, как Хуаня избили до полусмерти на городской площади. Цао Цао был крайне необходим опытный морской командир (он недавно казнил двух высших адмиралов по подозрению в предательстве), поэтому он дал приказ тайно доставить Хуаня в его лагерь. После обычных формальных приветствий Цао Цао попросил совета у Хуаня, как обучить его солдат битве на воде. Хуань Гай сказал: «Поскольку люди из Вэй привыкли сражаться на твердой почве, нам следует сделать так, чтобы военные джонки не качались. У вас большое количество лодок, и, если мы свяжем их друг с другом цепями, а промежутки между лодками закроем досками, они будут такими устойчивыми, будто находятся на земле».

Когда шпионы Чжоу Ю доложили о новой стратегии Цао Цао, тот был готов сражаться. На следующий день, как будто в дело вмешались сами небеса, ветер изменил направление, что дало Чжоу Ю возможность послать подожженные корабли на флотилию вэйцев. Когда Цао Цао увидел, что ветер поменял направление, и увидел, как на его лодки несутся горящие корабли, он понял, что все пропало. В течение нескольких минут пламенем был объят весь флот, и уничтожить его не составило труда: ведь корабли были связаны друг с другом, ни одна лодка не смогла ускользнуть. Вся вэйская армада сгорела, а Цао Цао и горстка солдат с трудом смогли бежать.

Итак, тактика симулирования ран снижает внимание противника или дает возможность избежать проявления его силы. Это правило настолько верное, что применение его можно наблюдать у птиц, рыб и животных. Принцип прост: если ты болен или ранен, ты представляешь меньшую угрозу.

Цепь уловок

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Не повторяй тактики, которые принесли тебе победы в прошлом, но соединяй их, используй сразу несколько в различных обстоятельствах.

Сунь‑цзы говорил: «Внешний вид и намерение, если использовать их умело, неизбежно обманывают людей, даже если люди чувствуют, что за внешним видом скрываются тайные намерения. Когда ты расставляешь сети и противник идет в них, ты по бедишь, если позволишь противнику попасться на твою уловку. А увидев, что кто‑то не поддался обману, ты должен расставить ему другую ловушку. Тогда, если противник не попал в одну западню, он попадет в другую».

Книга Ягю Мунэнори и его клана об искусстве войны[42]гласит: «В важных делах следует использовать несколько стратагем, которые нужно применять одновременно – одну за другой как целую цепочку уловок. Держи в голове не только отдельные приемы, но и общий план. Однако в такой ситуации при провале одной стратегии порвутся звенья цепочки и рухнет вся схема».

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Во времена Сражающихся царств наследник Чу по имени Цинь Сюн был заложником при дворе Ци, когда пришла новость о смерти его отца. Он попросил разрешения у царя Ци вернуться домой, дабы присутствовать на похоронах.

Царь ответил: «Если ты дашь нам пять сотен ли твоих восточных земель, то мы позволим тебе вернуться. Если откажешься, останешься здесь».

Цинь Сюн согласился отдать землю за свою свободу, и ему разрешили вернуться в Чу и стать новым царем. Вскоре после этого из Ци прибыло посольство на пятидесяти повозках с требованием вступить в права владения новой территорией. Царь Чу позвал трех высших генералов – одного за другим – и каждого спросил совета.

Первый генерал сказал:

– Царю ничего не остается, как отдать землю. Ведь правитель должен держать слово. Если он что‑то пообещает и не выполнит, это подорвет веру в него, никто потом не будет доверять его обещаниям. Я считаю, что нужно отдать им землю, дабы показать свою добрую волю, а потом напасть на Ци и отвоевать землю обратно, дабы показать свою силу.

Когда об этом же спросили второго генерала, тот ответил:

– Нельзя ничего отдавать. Страна сильна землями. Отдать пять сотен ли – значит потерять половину государства. Я просил бы вашего позволения отправиться на защиту восточной границы.

Затем позвали третьего генерала, и он сказал так:

– Вы не можете отдать им землю, однако мы недостаточно сильны, чтобы одним защищать ее. Я умоляю вас разрешить мне поехать на запад и просить помощи у Цинь.

Выслушав всех трех советников, царь обратился к своему министру Шен Ци с просьбой помочь ему выбрать одну из трех стратегий. Тот сказал:

– Используйте все три!!! Пусть каждый генерал выполняет свой план, но не знает о планах других. Вот тогда мы увидим, какой лучший.

Итак, на следующий день царь послал первого генерала встретиться с посольством из Ци и отдать территорию. Через день он вызвал второго генерала и велел ему защищать восточную границу. На третий день царь отправил третьего генерала в Цинь с просьбой о помощи.

Первый генерал поехал в восточную часть страны, чтобы встретиться с послами из Ци, которые прибыли вступить во владение землями. На следующий день их перехватил второй генерал, который велел им убираться из Ци и заявил, что он должен защищать свою территорию. Послы повернулись к первому генералу и спросили:

– Ты ведь прибыл отдать территорию, а сейчас другой генерал здесь, чтобы защищать ее. Как это так?

Первый генерал ответил:

– Царь лично разговаривал со мной об этом деле. Этот человек нагло захватил власть правителя. Нужно атаковать его.

Посол Ци послал за подкреплением, и когда оно прибыло через несколько дней, то оказалось, что войско ведет сам царь. Они как раз сформировали боевые линии, как прибыл третий генерал с воинами из Цинь.

Генерал Цин заявил царю Ци: «Удерживать наследника Чу было несправедливо, а захватить пять сотен ли его земли – нечестно. Если вы хотите отозвать свои войска, то можете это сделать. Если нет, то вам придется считаться с нами».

Царь Ци был напуган таким неожиданным поворотом событий и тихо отступил. Так царь Чу спас и свою территорию, и свою репутацию.

***

Во времена Сражающихся царств[43]государство Янь атаковало Ци и нанесло ему поражение. Уцелевшие силы Ци под командованием Тьян Дэна бежали в город Цзимо, чтобы там встретиться с врагом в решающем бою. Знаменитый генерал Янь по имени Юэ И окружил город, когда пришла новость о том, что царь Янь умер и его преемником стал принц Хуэй.

Несколькими годами раньше, когда принц еще был наследником, он и генерал Юэ вступали в бесконечные споры и ссорились. Когда Тьян Дэн услышал новость, он послал тайных агентов к новому царю, чтобы те распространили слухи, что Юэ И готовит мятеж, потому что боится казни за его прошлые стычки с нынешним правителем. Когда принц Хуэй услышал об этом, он послал в лагерь другого генерала, дабы он сменил Юэ И, который перешел на сторону врага.

Вновь назначенный генерал Ци Чэ был дерзким и высокомерным человеком, который начал отменять старые распоряжения и выпускать новые приказы, что привело к путанице и излишней суете среди офицеров.

Затем Тьян Дэн выстроил на городской стене ряд из женщин и просил дать ему возможность мирной сдачи города, а он же пошлет генералу Ци Чэ золото и драгоценности, собранные самыми богатыми жителями. Это своеобразное посольство должно было также доставить и письмо, в котором выражалась просьба о пощаде в отношении женщин и детей в обмен на сдачу города.

Все это убедило Ци Чэ, что город на самом деле собирался сдаться. Он позволил войскам ослабить охрану. Тьян Дэн, тщательно подготовившись, поджидал нужный момент для атаки, и вот он настал. Во‑первых, он раздал жителям города барабаны и горшки для приготовления пищи, а затем велел им по сигналу начать шуметь как можно сильнее. Затем он изнутри проделал дыры в городских стенах. Далее военачальник велел ярко раскрасить стадо, привязать к рогам коров ножи и серпы, а факелы – к их хвостам. Все началось незадолго до рассвета. Горожане начали страшно шуметь, и это разбудило солдат Янь. Затем зажгли факелы на хвостах коров, и стадо выпустили через проемы в стенах.

Взбешенные и обезумевшие животные бросились в лагерь Янь, убивая опешивших солдат рогами и поджигая факелами их палатки. Тогда из городских ворот вылетели воины Дэна и атаковали полностью деморализованную армию противника. Тьян Дэн разбил войско Янь и, возглавив армию, завоевал более семидесяти городов.

Итак, для гарантии победы нужно знать, как начинать атаку одновременно в нескольких направлениях: слева и справа, снаружи и изнутри, сверху и снизу. Те, кто атакует в нескольких направлениях, получают преимущество. А вот в невыгодном положении оказываются те, на кого нападают сразу со всех сторон.

Если все провалилось – беги

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Если ты сильно уступаешь в численности, отступай. Пусть порой кажется, что малые силы могут противостоять большим, но в конце такая уверенность чаще всего оборачивается огромными потерями.

Сунь‑цзы говорил: «Если стало ясно, что твой нынешний ход действий приведет к поражению, отступай и перегруппируйся. Когда твоя сторона терпит поражение, у тебя остается лишь три выхода: сдаться, идти на компромисс или бежать. Сдаться врагу – значит потерпеть полное поражение, компромисс – это полпоражения. А вот побег – это не поражение. Пока ты не потерпел поражения, ты все еще имеешь шанс».

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Во времена Вёсен и Осеней[44]государства Чу и Цзинь вступили в сражение с Би. За несколько дней до битвы две армии встретились, еще не будучи уверенными, будет ли битва. Было несколько небольших стычек, которые позволили офицерам размяться, но выяснилось, что вместо сражения начались мирные переговоры.

Командующий левого фланга со стороны Цзинь по имени Ши Хуэй, советуя быть осторожным, сказал: «Надо быть очень внимательными. Если у Чу нет враждебных намерений, тогда мы отбросим предосторожности и заключим союз. Но если Чу все же задумали напасть на нас, то меры предосторожности предотвратят наше поражение. Даже если главнокомандующие согласятся на встречу друг с другом, им не стоит отпускать личную охрану».

Но командующий основными войсками Сянь Го не согласился с ним. И только Ши Хуэй предпринял меры предосторожности, устроив засаду близ своих позиций. На следующий день во время небольшой стычки солдаты Чу неправильно приняли суматоху за нападение со стороны Цзинь и начали серьезную атаку. Армия Чу рванулась вперед так быстро и решительно, что линии Цзинь дрогнули.

Другое подразделение Чу было готово к атаке на левом фланге, которым командовал Ши Хуэй. К нему подъехал какой‑то офицер и спросил:

– Нам нужно ждать их атаку?

Ши Хуэй ответил:

– Армия Чу сейчас на пике своих сил. Если они начнут атаковать нас, наша армия будет стерта! Лучше собрать наши силы и бежать с поля, хотя мы и будем плохо выглядеть в глазах других подразделений, мы сохраним жизнь наших людей. Разве это не лучший исход в данной ситуации?

У Ши Хуэя были солдаты в засаде, и это сделало возможным его отступление, при котором он смог сохранить почти всех своих людей. Главные силы Цзинь очень сильно пострадали. Командир Сянь Го, который бездумно пренебрег советом предпринять меры предосторожности, был обвинен в воинской несостоятельности и казнен.

***

Во времена Сражающихся царств, когда Вон Чу был в плену в Янь, царь хотел его казнить, а потому он бежал. При попытке пересечения границы он был захвачен пограничным отрядом. «Царь Янь хочет меня убить, – сказал Вон Чу солдатам, – потому что кто‑то сказал ему, что у меня есть жемчужина огромной ценности. Он потребовал ее у меня. Честно говоря, я ее давным‑давно потерял, но царь мне не верит. Если вы задержите меня, то я скажу, что вы забрали у меня жемчужину и проглотили ее. Ваш правитель убьет вас и вытряхнет кишки в поисках жемчужины. Если вы позволите мне уйти, я не смогу вам ничего предложить, но помните: если я окажусь в плену, то вас порежут на куски». И пограничная охрана отпустила его.

Во времена династии Мин[45]император Сюаньдэ устранил всех своих дядей, за исключением одного, который притворился сумасшедшим. Этот единственный дядя, принц Янь, привел огромную армию в столицу Наньцзин с целью захвата трона. Город был окружен, и император думал о самоубийстве, когда его остановил евнух, который сказал ему, что его дед, император Хун У, оставил сундук на его попечение с приказом рассказать обо всем императору и открыть этот сундук, в случае если возникнет любая серьезная угроза существованию династии. «Давай сейчас же откроем его, – сказал император, – и посмотрим, что бы мой дед сделал, будь он на моем месте».

Когда крышка была открыта, взору предстали одежды буддийского монаха, хранившиеся в сундуке. Кроме того, там были грамота, бритва и десять слитков серебра. Император сразу понял значение послания деда и с горсткой верных слуг бежал из дворца через тайный ход в буддийский храм. Там он побрил голову и надел монашеские одежды. Затем он вышел в город и в таком виде проделал весь путь до провинции Сычуань, где начал жизнь в одном из темных помещений отдаленного монастыря. Между тем дворец сожгли во время битвы, и все были уверены, что император погиб в огне.

Нанеси себе увечья, дабы завоевать доверие врага - student2.ru

Через сорок лет, во время правления императора Инь Сун (он был четвертым после Сюаньдэ), ко двору прибыл старый буддийский священник и заявил, что он император Сюаньдэ. Оказалось, что этот человек самозванец, но начал распространяться слух о том, что Сюаньдэ жив. Чтобы прекратить слухи и как‑то исправить ситуацию, было проведено официальное расследование, которое показало, что Сюаньдэ действительно не погиб и ведет сейчас жизнь буддийского священника. Старого императора возвратили в столицу с большими почестями, и он доживал свои дни в качестве гостя во дворце. Однако с него не спускали глаз!

Итак, древние даоистские мудрецы придумали принцип «бездействия», или «умения плыть по течению», «следования за ходом времени». Уметь не упустить счастливый шанс – это нарушение данного принципа. Однако ни одна битва не может быть выиграна без воли небес. В искусстве войны порой жизненно важным становится талант знать, когда бежать.

Наши рекомендации