Немецкое Барокко. Гриммельсгаузен. «Симплиций Симплициссимус»
Английское барокко. Джон Донн как представитель метафизической поэзии.
Поэзия Барокко проходит в Англии те же три этапа, что и английская литература в целом: период кризиса ренессансных идеалов, участия в гуще революционных схваток, художественное отображение и осмысление их итогов. Английскую поэзию Барокко на 3-х этапах отличают 2 черты: творческая мощь и окрашенное разными оттенками ощущение ломки существующих устоев. Представители: Джон Донн, Бен Джонсон, Драйден, Батлер.
Центральная фигура 1-го периода – Джон Донн. Д. сразу вступил как выразитель умонастроений, непривычных для ренессансных поэтических традиций, заговорил самобытным голосом. Поэт сам называет свой стих «грубым и диким». В более ранней поэзии Д. примечательна, прежде всего, склонность к острым контрастам, свобода, с которой совершаются переходы или скачки из «высокого» в «низкий» план, от возвышенно-платонической к натуралистической трактовке любви, от экстазов и восторгов к проклятиям и единой насмешке. Д. привлекали сложные чел-ва, преисполненные мучительных противоречий, их столкновение, переплетение, ожесточенная борьба. Художественные контрасты для Д. – отражение той парадоксальности, которая дарит, согласно его убеждению в жизни, композиция стихов у него строится не на логичном развертывании поэтической мысли, а на смене настроений и порождаемых ими образных ассоциаций.
К истокам восходит и избыточная метафоричность Д. Вещи и явления не наз. своими именами. Все в мире относительно и познается только через сопоставление, замещение и отождествление: одно через другое. Нередко метафоры становятся у Д. развернутыми, перерастают в аллегорию.
Показательные темы, охотно разрабатываемые Д.: муки и противоречия любви, страдание, причиняемое разлукой; смерть и ее философский смысл; превосходство осени, символа зрелости и заката, над весной, олицетворением юности и неосознанного слепого бурления жизненных сил.
Творчество Мильтона.
Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развитияхудожественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи сэтой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее.Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом,духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы.Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека.Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Совсем молодымчеловеком он переложил в стихи благочестивые псалмы, написал оду "Утророждения Христа", элегии, скорбные эпитафии. Среди набожных размышлений обедах и бренности жизни только однажды попадутся читателюиронически-шутливые поминальные стихи об университетском вознице. Хотя поним можно видеть, что юмор не совсем был чужд Мильтону, но другихсвидетельств об этом не сохранилось. В целом стихи говорят нам о серьезнойнастроенности молодого поэта.
диптих "L'Allegro" и "Il Penseroso".
Почти вся поэзия молодого Мильтона проблемна, как только что названныедве поэмы, противопоставляющие два мироощущения. Молодого Мильтона волнуетвопрос - как жить не бесплодно, каким быть, чтобы не посрамить высокогоназначения человека?
меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай".
мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности. Основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды,то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали какпоэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящемуразобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что"П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчасвступает в прямое противоречие с ним.В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались дверазные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения ипуританская религиозность."П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; наодной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; надр падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклитдемонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речиобитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небесдухи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, какони его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он длянизвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог былвыстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличнаявласть. В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейскогопредания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог -воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот жебог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется сземными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствоватьтем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическимнепокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость поотношению к любой тирании, земной и небесной.Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизируетборьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" являетсяотражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностьюопределена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжатьборьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовитсясоздать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с путидобра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовалозло. Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящихчеловека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтонподнял на новую философскую высоту.История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символическийсмысл. В ней противопоставляются два состояния человечества - изначальноерайское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и незнали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде,М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когдаони вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Номог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо какзнание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природечел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии.Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в ихлюбви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своейтелесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всегоэто проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить сней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляюти любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но оназавершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адамапосле изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве.Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что ониобречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы иопасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всехсвоих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна. Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдьне проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позицийгуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека. "П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаилизлагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба идвижение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовномначалах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности, Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданногоблагородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучатвеличественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог,проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительностипроисходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разныетональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны,медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полныедостоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатанакак вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но,выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логикуи хитрость искусителя. Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны игромадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующийсодержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучимвоображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказамногокрасочными описаниями.Немецкое Барокко. Гриммельсгаузен. «Симплиций Симплициссимус».
Гораздо более глубоко барокко затронуло немецкую культуру и литературу. Художественные приемы, мироощущение барокко распространились в Германии под влиянием двух факторов.
1) Атмосфера княжеских дворов 17 в., во всем следовавших элитарной моде Италии. Барокко было обусловлено вкусами, потребностями и настроениями немецкого дворянства.
2) На немецкое барокко оказала влияние трагическая ситуация Тридцатилетней войны.
В силу этого в Германии существовало аристократическое барокко наряду с народным барокко (поэты Логау и Грифиус, прозаик Гриммельсгаузен). Крупнейшим поэтом Германии стали Мартин Опиц (1597–1639), поэзия которого достаточна близка к стихотворным формам барокко, и Андреас Грифиус (1616–1664), в творчестве которого отразились и трагические пертурбации войны, и типичная для литературы барокко тема бренности и тщетности всех земных радостей. Его поэзия была многозначна, использовала метафоры, в ней отразилась глубокая религиозность автора. С барокко связан крупнейший немецкий роман 17 в. Симплициссимус Х.Гриммельсгаузена, где с потрясающей силой и трагизмом были запечатлены страдания народа в годы войны. Барочные черты в нем отразились в полной мере. Мир в романе – не просто царство зла, он беспорядочен и изменчив, причем изменения происходят только к худшему. Хаос мира определяет и предназначение человека. Судьба человека трагична, человек – воплощение изменчивости мира и бытия. Еще в большей мере мироощущение барокко проявилось в немецкой драматургии, где трагедия кровава и изображает самые дикие преступления. Жизнь и здесь видится как юдоль скорби и страдания, где тщетны любые человеческие начинания.
Не б поэта, пис-ля в Германии в 17в., кот так или иначе не отозвался бы на события 30-тилетней войны. Войне посвящён и знаменитый роман Г-на «Сим-с». Г-ну б 27 лет, когда кончилась война. Его юность прошла в самые тяжёлые годы страданий народа. 20 лет он носил в себе мрачные наблюдения юности, ч/бы потом запечатлеть их в потрясающих по трагизму и худ яркости образах. Г-н верен жизн правде. Никаких украшений. Речь его проста, почти обыденна, часто грубовата, как те нравы, кот он описывает. Роман его не что иное, как филос раздумье о чел мире. Мысли автора, выр-ые в пёстрой галерее картин и лиц его романа, мрачны. Ни один луч света не прорезывается сквозь тёмную пелену обрисованных кошмаров. Грим-н мрачен до отчаяния. Он не верит ни в какую стабильность бытия – всё изменчиво, причём изменчивость мира – трагического порядка. Меняется всё к худшему. Судьба чела плачевна. Часто Г-н смеётся, смеётся нарочито громко, но этот смех мрачен. Стиль б-ко особенно сильно сказался в драматургич л-ре Германии 17в. трагедия на нем почве превр-ся поистине в сгусток крови, в изобр-е самых диких злодеяний. Убийство, разврат, кровосмешение – вот темы трагедий. Настроения Г-на, наиб яркого таланта в Герм 17в., б настроениями, присущими всем тогдашним мастерам пера.
10. Театр П. Корнеля , трагедия «Сид»
Вдни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах — времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью, смело их нарушал.
Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. «Сид» (средневековая Испания), «Гораций» (эпоха царей в римской истории), «Цинна» (императорский Рим), «Помпеи» (гражданские войны в Римском государстве), «Аттила» (монгольское нашествие), «Гераклиус» (Византийская империя), «Полиевкт» (эпоха первоначального-'христианства) и т. д.—все эти трагедии, как и другие, построены на использовании исторических фактов. Корнель брал наиболее острые, драматические моменты из исторического прошлого, изображая столкновения различных политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов. Корнель по преимуществу писатель политический.
Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Он, конечно, понимал, что театр — это не парламент, что трагедия — не политический трактат, что «драматическое произведение есть...— портрет человеческих поступков... портрет тем совершеннее, чем больше он походит на оригинал» («Рассуждения о трех единствах»). И тем не менее строил свои трагедии по типу политических диспутов.
Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Сид был поставлен на сцене театра Маре, на премьеру Сида, съехалась вся придворная знать. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность. Герои Корнеля выше обыкн чел, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и - они люди большой воли…(образы по чит дн)
Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну – историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев
Конфликт.Корнель раскрывает новый конфликт – борьбу между чувством и долгом – через систему более конкретных конфликтов. Первый из них – конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй – конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий – конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены – первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо – третий.