Россия и страны дальнего зарубежья
После августовских событий 1991 г.( А́вгустовский путч-18—21 августа 1991 года в Советском Союзе. Цели: остановить распад СССР,не допустить создания Союза Суверенных Государств. Результат: провал и самороспуск ГКЧП(гос.ком.по чрезв.пол.); победа Бориса Ельцина; срыв подписания нового Союзного договора, резкое усиление «парада независимости» союзных республик; отставка Кабинета министров СССР; упразднение Президиума Верховного Совета СССР и поста вице-президента СССР; фактический самороспуск Съезда народных депутатов СССР; образование Государственного совета; реорганизация Верховного Совета СССР с переводом союзного парламента в раздельную работу по палатам (Совет Республик и Совет Союза); утрата КПСС статуса правящей партии и её запрет; фактическое крушение социалистического строя. Изменения: Ликвидация СССР (с 8 по 26 декабря 1991 года)
началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества.
В 1993—1994 гг. были заключена соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.
Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.
В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток.Переломным событием в развитии отношений России и Запада стал Балканский кризис. Косовский кризис разразился в 1998 г. Югославское правительство начало борьбу с албанскими сепаратистами в крае Косово. Военные столкновения привели к страданиям гражданского населения. Международное сообщество потребовало прекратить нарушения прав человека. Но в этом конфликте страны НАТО стали на сторону косовских албанцев. Запад обвинил Югославию в геноциде и 24 марта 1999 г. напал на нее, не имея санкций со стороны Совета Безопасности ООН.
На 78-й день бомбардировок, когда Белград был готов бороться и дальше, администрация Президента Б.Н. Ельцина направила в Белград B.C. Черномырдина, который в буквальном смысле заставил президента дома в Югославии, разрушенный в Югославии С. Милошевича подписать капитуляцию перед Западом.
Но даже эта помощь не вызвала у американского руководства желания видеть в России партнера. Стремление России получить под временный контроль небольшую территорию Косова (чтобы уберечь от репрессий сербское меньшинство Косовского края) было отвергнуто Вашингтоном
1999-2002 гг. В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны.
В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами.
Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.
В 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.
Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.
В число основных целей внешней политика вошли: - обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности; формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права; создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.
Сепаратистские конфликты
Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.
Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:
1.Приднестровье и Гагаузия, конфликты за независимость от Молдавии
2.Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии.
3.Чеченская Республика Ичкерия, конфликт за независимость республики от России.
4.Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана.
5.Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика, конфликт за независимость регионов от Украины. В конце мая 2014 года республики заявили о создании союза Новороссия, претендующего на весь юго-восток Украины.( с 7 апреля 2014 года.Причина: Согласно позиции Украины: разжигание сепаратистских настроений Россией, военная агрессия России против Украины, Согласно позиции повстанцев: силовой характер смены власти на Украине в феврале 2014 года, усиление национализма при поддержке олигархического капитала, отказ центральной власти учитывать интересы Юго-Востока Украины.Статус: С 15 февраля 2015 года объявлен режим прекращения огня. Отдельные стычки продолжаются, обе стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия)
После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.
1.Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.
2.Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).