Динамический подход к развитию организационных способностей
В наше время, и прежде всего среди экономистов-практиков, популярна точка зрения, которая состоит в том, что стратегия зависит от обучения, а обучение зависит от способностей, «Ответственность» за распространение данной концепции несут К/Прахалад иГщщХамед. Их опубликованные в «HarvardBusiness Review» работы, в том числе статьи «Стержневые компетенции корпорации» (Hameland Prahalad,l99Q) и «Стратегия как напряжение и рычаг» (1993), а также книга «Конкуренция за будущее» (1994) оказали очень сильное влияние на весь деловой мир. Если мы и можем говорить об «особом стиле 1990-х гг.» в стратегическом менеджменте, то он выражается в динамическом подходжражит
Поскольку в соответствии с ним стратегический менеджмент рассматривается как процесс «коллективного обучения» (Prahaladand Hamel, 1990:82), нацеленный на создание и затем использование особых, отличительных компетенций, воспроизвести которые весьма сложно, данный подход естественным образом укладывается в систему нашей школы обучения (см., в частности, Elf rind and Volberda, 1998). С другой стороны, его приверженцы нередко делают, в духе школы дизайна, особый акцент на отличительные компетенции компании. Одна из характеристик динамического подхода — положение о важнейшей роли высшего менеджмента:
Поскольку способности многофункциональны, процесс изменения [связанный с их формированием] нельзя оставлять на откуп менеджерам среднего звена. Он требует практического руководства исполнительного директора и активного участия менеджеров высшего уровня (Stalk et al., 1992:65).
1кола обучения
1*9
К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Джозеф Лэмпел
Для многих обучающихся мастерству разработки стратегии студентов в качестве чаши Грааля выступает организация, способная к коллективному обучению и постоянному самообновлению. Такая организация сочетает гибкость с эффективностью, она способна учиться на опыте, не попадаясь в расставляемые им ловушки, обучение в ней организованно прямо на рабочих местах. Речь идет о так называемой «обучающейся организации», представляющей собой полноценное воплощение школы обучения/стремящейся к превращению обучения в центральную, а не случайную организационную деятельность. Основные отличительные особенности обучающейся организации выражаются в следующих принципах:
1. Неудача может научить организацию в не меньшей, а, возможно, даже и
в большей степени, чем успех. Обучающиеся организации борются с ес
тественным желанием как можно быстрее навсегда забыть о допущен
ных ошибках. Неудачи могут обходится очень дорого, но обучающиеся
организации понимают, что часть связанных с ними издержек впослед
ствии возмещается в процессе тщательного рассмотрения причин фи
аско.
2. Обучающаяся организация отвергает принцип «если не сломано, то и чи
нить не надо». Все те процессы, которые регулируют работу организации,
могут быть усовершенствованы, даже если при поверхностном изучении
они представляются достаточно эффективными. Источник совершен
ствования иногда скрыт глубоко внутри привычного хода развития собы
тий. Обучающаяся организация периодически проводит переосвидетель
ствование систем, рутинной деятельности и процедур, чтобы обнаружить,
выполняют ли они, как и прежде, свои функции или им требуется «подпит
ка». Новая технология, новые знания и новая практика часто позволяют
организациям перестраивать рутинную деятельность, делая ее более
эффективной.
3. Обучающиеся организации считают, что менеджеры и работники, которые
ближе всего стоят к дизайну, производству, распределению и сбыту про
дукции, зачастую гораздо более компетентны в них, чем начальство. Мо
билизация знаний сотрудников — один из высших приоритетов обучаю
щейся организации. Большие надежды при этом возлагаются на команды,
члены которых могут обмениваться знаниями. Такой обмен сочетается
с политикой открытых дверей, которая поощряет работников и контроли
рующих лиц выносить свои проблемы на рассмотрение высшего руковод
ства. Наконец, и это, вероятно, самое главное: менеджеры должны на
учиться искусству своевременно задавать нужные вопросы — лучше
всего, если это будет происходить при непосредственном выполнении
операций. В обучающейся организации менеджеры приучены находиться
рядом с работниками, постоянное ними взаимодействуя.
4. Обучающаяся организация активно способствует передаче знаний из од
ной части организации в другую, заботясь о том, чтобы соответствующий
опыт нашел дорогу в ту часть организации, которая нуждается в нем боль
ше всего. Это означает поощрение взаимодействий на официальном
уровне — посредством производственных совещаний, ротации персона-
Глава?
ла между отделами и создания многофункциональных или многосекторных проектных групп.
5. Обучающиеся организации затрачивают большие усилия на поиск информации во внешней среде. Они учатся у заказчиков, поставщиков и конкурентов. В прошлом организации имели склонность ограничивать свои взаимодействия с покупателями и поставщиками, но сегодня многие компании стремятся к вовлечению и клиентов и потребителей в процесс развития и дизайна. Организации могут учиться у своих конкурентов, сопоставляя вырабатываемую продукцию, выбирая критерии для оценки собственной деятельности, знакомясь с политикой и культурой компаний-соперников.
Обучающаяся организация является антитезой старой бюрократической организации: она децентрализована, поощряет открытые коммуникации и вдохновляет людей к командному труду. Сотрудничество заменяет иерархию, более всего ценится готовность пойти на риск, честность и доверие. Фактически складывающаяся картина очень похожа на утопические взгляды социальных реформаторов на заре XIX в. — да и реализация задуманного на практике может оказаться делом не менее сложным, чем тогда. Однако эти трудности не должны затушевывать важный аспект обучающейся организации, который нередко упускают из виду интерпретаторы: организации, способные учиться на своем собственном опыте, работают куда лучше, чем компании, просто приспосабливающиеся к обстановке.
Короче говоря, организационное обучение способствует не только выпуску более качественной продукции и росту прибыли, но и означает повышение степени готовности организации к изменению внешних условий. Стратегии таких компаний достаточно открыты неожиданностям, а их навыки организационного обучения помогают адаптироваться к постоянным переменам во внешней среде.
Приводя эту цитату, А. Нонака и Г. Такеучи далее говорят, что «ключевую роль в идентификации, развитии и контроле» способностей К. Прахалад и Г. Хэмел отводят высшему руководству, в то время как мера ответственности менеджеров среднего уровня и работников передней линии «остается неясной» (flonaka and Takeuchi, 1995:48-49).
Кроме того, в работе К. Пралахада и Г. Хэмела присутствует добрая доля представлений, родственных школе предпринимательства. В окончательном анализе мы склонны рассматривать динамический подход к развитию организационных способностей как гибрид школ дизайнами обучения — если хотите, это современное видение адаптивной стратегии как процесса концептуального дизайна.
Разумеется, такой гибрид может совершенно запутать тщательно выверенные категории наших десяти школ. Но мы приветствуем появление таких комбинаций, так как они предполагают, что эта область становится все более комплексной, выходит за рамки заранее заготовленных категорий прошлого. В последних главах книги вы познакомитесь с целым рядом таких гибридов из уже описанных школ. Мы будем рады, если структура, представленная в этой книге, поможет читателю увидеть, как более современные подходы комбинируют характерные особенности уже укоренившихся.
Ниже мы рассмотрим три наиболее популярные концепции К. Прахалада и Г. Хэмела — стержневых компетенций, стратегического замысла, а также напряжения
Школа обучения
и системы рычагов. Обратите внимание, что речь в них идет не столько о процессах,
сколько о характерных особенностях организации. ""*' \
СТЕРЖНЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. Истоки этих идей можно проследить на примере работы Хироуки Итами «Мобилизация невидимых активов» — книги по объему небольшой, но оказавшей заметное влияние на развитие экономической теории (Itami, 1987). X. Итами утверждает, что «суть успешной стратегии заключается в... ее динамичной стратегической подгонке», в согласованности внешних и внутренних факторов и в содержании стратегии как таковом. «Любая компания достигает стратегической подгонки посредством эффективного использования и результативной аккумуляции ее невидимых активов — таких, например, как технологическое ноу-хау и лояльность потребителей» (1).
Невидимые активы «служат фокальной точкой развития и роста стратегии» (31), их «трудно накапливать, они пригодны для синхронного разнопланового применения, а также являются входом и выходом деловой активности». Подразумевается, что невидимые активы содержатся внутри стратегии, но в дальнейшем могут аккумулироваться как ее последствия (12-13).
X. Итами также обсуждает возможности «динамического несбалансированного роста». Предполагается, что для того чтобы «повысить текущий уровень невидимых активов», компания должна «перенапрячься» (159):
Накапливаемые в сложных условиях ресурсы должны быть стойкими, подобно растениям, которые пережили сильные зимние ветры. Невидимые человеческие активы компании должны иметь глубокие корни и быть достаточно сильными, чтобы выстоять против суровых ветров конкуренции. Такие выносливые растения трудно отыскать в теплице; то же самое можно сказать и о выносливых невидимых активах... ресурсы необходимо подвергнуть воздействию жесткой конкурентной среды для того, чтобы они стали сильными, и лучшим способом для достижения этого может стать стратегия перенапряжения (162).
К. Прахалад и Г. Хэмел разработали аналогичный набор концепций. По их мнению, «корни» преимуществ перед конкурентами можно обнаружить в стержневых компетенциях компании. При разработке этой идеи авторы использовали образ «дерева компетенций»:
...Компании с разветвленной структурой подобны большому дереву: ствол и самые большие ветви — основная продукция, ветки поменьше — подразделения, а листья, цветки и плоды — конечная продукция. Корневая система, которая обеспечивает питание, поддержку и устойчивость всего растения, — стержневые компетенции. Если вы обращаете внимание лишь на конечную продукцию конкурентов, вы рискуете не заметить факторы, определяющие их силу. Это все равно, как если только смотреть на листья дерева, не обращая внимания на его корни (Prahalad and Hamel, 1990:82).
В качестве примеров таких «деревьев» К. Прахалад и Г. Хэмел рассматривают компании Casio и Canon. Стержневые компетенции последней, к примеру, — оптика, которая «распространяется на такие сферы бизнеса, как производство кинокамер, копировальных машин и полупроводникового литографического оборудования» (90).
Итак, К. Прахалад и Г. Хэмел полагают, что в основе конкурентных преимуществ компании — ее глубоко укоренившиеся способности, которые способствуют вне-
Глава»!
л 1 |
дрению на новые рынки, в тех случаях когда фирма Находит новое применение ^ тому, что у нее лучше всего получается. Кроме того, поскольку компетенции, подоб-< \ | но корневой системе дерева, глубоко «запрятаны», подражать им не так-то просто. * -Следовательно, секрет успеха здесь заключается не в хорошей продукции, а в уникальном наборе способностей, которые позволяют компании производить отличные товары. Отсюда следует вывод, что менеджеры должны рассматривать свою деятельность не как совокупность производимой продукции или подразделений, а как портфель ресурсов и способностей, которые могут комбинироваться самыми невероятными способами.
Авторы рассматривают стержневые компетенции как результат «коллективного обучения организации — в первую очередь координации различных производственных навыков и интеграции многочисленных технологических потоков» (1990:82). Здесь требуются «коммуникации, вовлеченность в процесс и глубокая преданность работе в пределах организации...» Компетенции являются клеящим раствором, связывающим различные направления деятельности компании. Кроме того, они выступают движущей силой развития новых видов бизнеса компании (1990:82)*.
К. Прахалад и Г. Хэмел полагают, что наличие стержневых компетенций определяется тремя условиями. Во-первых, они должны обеспечивать «доступ к большому числу рынков»; во-вторых, «вносить существенный вклад в создание учитывающей запросы потребителей конечной продукции»; и в-третьих, «должны быть трудновоспроизводимы для конкурентов... Какие-то технологии, входящие в состав стержневых компетенций, конкурент, конечно же, может получить, но копирование более-менее исчерпывающей схемы внутренней координации и обучения должно представлять для него значительные трудности» (83,84).
М. Тампоу предлагает особую методику определения стержневых компетенций, которые, по мнению автора, «должны обеспечивать корпоративное выживание в краткосрочном и долгосрочном периодах; должны быть невидимыми для конкурентов; трудновоспроизводимыми; уникальными для корпорации; должны представлять комплекс навыков, ресурсов и процессов; обладать потенциалом, который организация сможет реализовывать в течение длительного времени; они должна быть больше, чем компетенции отдельной личности; должны играть решающую роль в совершенствовании основной продукции, а также при внедрении стратегического видения; ну, и наконец, должны играть существенную роль при принятии стратегически важных решений корпорации... ценных с коммерческой и рыночной точек зрения» (Татрое, 1994:68-69).
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАМЕРЕНИЯ. Еще одна важная концепция Г. Хэмела и К. Прахалада — концепция стратегических намерений:
С одной стороны, стратегические намерения определяют лидерские позиции, к которым стремится данная организация, одновременно будучи критерием, позволяющим оценить степень продвижения к желанной цели. Компания Komatsu намеривалась «ок-
*В определенном смысле, мы могли бы добавить концепцию стержневых компетенций к нашей модели школы обучения, поскольку она во многом сходна с поведенческим подходом К. Вейка. Стержневые компетенции могут быть идентифицированы и развиты посредством расширения обучения и следования развивающимся стратегиям.
Школа обучения
ружить Caterpillar», Canon ставила перед собой задачу «разгромить Xerox*, Honda прилагала усилия для того, чтобы стать второй Ford — пионером автомобильной промышленности. Все это примеры стратегических намерений.
Но в то же время стратегические намерения — это нечто большее, чем просто безудержные амбиции. (Многие фирмы заявляли о своих амбициозных стратегических намерениях, но вскоре потерпели фиаско.) Данное понятие также предполагает активный менеджмент, включающий в себя нацеленность всей организации на победу, мотивирование людей путем разъяснения значимости поставленной цели, наличие определенной свободы для индивидуальных и коллективных предложений, поддержание энтузиазма постановкой по мере развития ситуации новых задач, а также хорошо продуманное распределение ресурсов (Hamel and Prahalad 1989:64).
Итак, стратегические намерения устанавливают главные цели, определяют новые рыночные возможности и выступают как вдохновляющий сотрудников девиз. По мнению М. Бойсота, особую ценность эта концепция приобретает в ситуации неопределен-, ности внешней среды: «Стратегические намерения основываются на интуитивно сформировавшейся модели или гештальте'— некоторые называют это представлением, что позволяет придать происходящему ощущение связности и единства... Это обеспечивает простую, но здравую ориентацию, интуитивно понятную всем служащим компании, — ориентацию, которой в виду ее ясности можно следовать в течение длительного времени [несмотря на турбулентность] внешней среды» (Boisot, 1995:36).
НАПРЯЖЕНИЕ И СИСТЕМА РЫЧАГОВ. Далее Г. Хэмел и К. Прахалад развивают дуальные концепции «напряжения» и «системы рычагов». Термин напряжение они определяют буквально как «несоответствие между ресурсами [компании] и [ее] устремлениями» (Hamel and Prahalad, 1993:78). С одной стороны, есть много компаний, которые обладают значительными ресурсами, но они не перенапрягаются в своих устремлениях — зачастую из-за самодовольства, считая себя и так «номером один». С другой стороны, есть компании со скудной ресурсной базой, но ими движет сильное честолюбие — и они отдают все свои силы на то, чтобы достичь желаемого. Именно это позволяет маленьким Давидам побеждать огромных голиафов.
Но напряжение — еще не все: компаниям также необходимо знать, как добиться расширения, как правило, весьма ограниченной ресурсной базы. Авторы предлагают следующие пути:
1. Более эффективная концентрация ресурсов на достижение стратегических
целей (пример тому — мечта Теда Тернера о создании глобальной системы
передачи новостей).
2. Более эффективное аккумулирование ресурсов, извлечение знаний из опыта
и использование ресурсов других компаний — например, путем налажива
ния связей с основными поставщиками с целью использовать их инновации.
3. Дополнение одного вида ресурса другим, повышение качества изделий,
стремление к сбалансированному развитию в производстве продукции или
оказании услуг, а также расширение поставок товаров, маркетинга и инфра
структуры сервиса.
4. Сбережение ресурсов там, где это только возможно, используя переработку
или кооперацию с ресурсами других компаний (например, совместные дей
ствия с конкурентом в сражении с общим врагом).
Глава 7
5. Восстанавление рыночных ресурсов в кратчайшие сроки.
В своих последних работах Г. Хэмел рассматривает стратегию как «революционный процесс» (Hamel, 1996,1997). Компании утратили возможность игры по установленным правилам, и поэтому им приходится радикальным образом менять «основу конкуренции в их отраслях» (1997:72). Г. Хэмел ссылается на опыт таких компаний, как IKEA, Body Shop, Charles Schwab, Dell Computer, Swatch и Southwest Airlines, называя их нарушителями законов, которые «ниспровергают порядок в отрасли» (1996:70). 23 июня 1997 г. в опубликованной в журнале «Fortune», статье Г. Хэмел представил лишенные, на его взгляд, здравого смысла мифы конкурентного анализа (см. «Нарушение законов отрасли»).