Вопрос.53Великая Отечественная война:действия 1944-1945гг
В январе 1944 г. войска И. С. Конева окружили и разгромили немцев под Корсунь-Шевченковским. Армии Л. А. Говорова и К. А. Мерецкова сняли осаду с Ленинграда. Весной освобождены Южная Украина и Крым. 6 июня 1944 г. союзники высадкой в Нормандии (Франция) открыли второй фронт. Советские войска прорвали линию Ман-нергейма в Карелии, Финляндия вышла из войны. К 27 января 1944 г. снята осада Ленинграда. 23 июня Красная Армия начала наступать в Белоруссии (операция «Багратион») и окружила группу армий «Центр» (взято в плен более 100 000 человек). Очищены от врага Белоруссия, часть Польши и Литвы. Завязались бои за Варшаву, где вспыхнуло восстание поляков против немцев. В августе войска Р. Я. Малиновского и Ф. И. Толбухина начали Ясско-Кишинёвскую операцию, в результате которой Румыния и Болгария вышли из войны. В сентябре началось освобождение Югославии, в октябре — бои в Венгрии. В январе 1945 г. в ходе Висло-Одерской операции Красная Армия взяла Варшаву, Краков и вышла к Одеру. В ходе Восточно-Прусской операции 13 апреля советские войска под руководством маршала А. М. Василевского овладели Кенигсбергом.
4-11 февраля 1945 г. в Крыму прошла Ялтинская конференция. На ней было решено создать ООН. США и Англия признали созданное в 1944г. просоветское правительство Польши. Союзники договорились о согласованных ударах по врагу.
16 апреля 1945 г. началась Берлинская операция, руководимая маршалом Г. К. Жуковым. 30 апреля Гитлер покончил с собой. 2 мая гарнизон Берлина сдался. 9 мая войска Конева взяли Прагу. В ночь на 9 мая Германия подписала акт о капитуляции. В июле-августе 1945 г. на Потсдамской конференции были обсуждены вопросы о послевоенных границах, репарациях, денацификации и демилитаризации Германии и др. 6 и 9 августа 1945 г. США сбросили на два японских города — Хиросиму и Нагасаки — атомные бомбы. 9 августа СССР объявил войну Японии. Ее войска были разбиты в Маньчжурии и Корее. 2 сентября она капитулировала. Итоги войны. Потери СССР — 27-31 млн человек, 1/3 национального богатства. В подконтрольных СССР странах возникла социалистическая система. СССР стал сверхдержавой. Истоки победы. Военный и трудовой героизм советских людей, огромные ресурсы страны, вера в победу.
Вопрос №56,изменения отношения к русской православной церкви в 1943-1945г.
Изменение политики церковно-государственных отношений в Советском государстве характеризовалось изменением отношения атеистического государства в первую очередь к Русской Православной Церкви[i]. Отношение к Церкви в государстве после 1943 года становятся терпимым, а не враждебным, как было прежде. По предложению лично Сталина[ii] был создан особый правительственный орган, на который была возложена задача осуществления связи между правительством Союза ССР и Русской Православной Церковью. Реализация самого плана существования в стране Советов подобного органа должна была показать, что РПЦ рассматривается как общественно-социальная структура, которая не только контролируется государством. Через Совет Русская Церковь могла просить правительство о необходимой помощи и обращаться для консультаций и получения определенных разъяснений по различным вопросам. Данная публикация ставит своей целью рассмотреть некоторые аспекты деятельности существования Совета по делам РПЦ в хронологический период с 1943 по 1946 гг.Сам факт появления отдельного ведомства, которое занималось и специализировалось исключительно на вопросах Русской Православной Церкви, говорит о том, что именно православию государство и лично Сталин уделяли особое внимание. Совет по делам религиозных культов, который занимался всеми остальными религиозными течениями, появился несколько позже. Нельзя не согласиться с большинством исследователей, которые приписывают образование Совета патриотической деятельности Русской Церкви в годы войны. Несомненным остается и то, что Сталин уже тогда планировал вовлечь Русскую Церковь в планы своей внешней политики. Но образование специального особого политического органа при правительстве говорит об исключительно особом улучшении отношений, впервые за многие годы власти большевиков.Совет по делам Русской Православной Церкви был создан постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 993 от 14 сентября 1943 года. Тем же постановлением Г.Г. Карпов был утвержден в должности Председателя Совета.
Вопрос№57,СССР в 1946-1952г.экономическое и общественное развитие.
С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Намечалось дальнейшее укрепление социализма в СССР и в восточноевропейских странах.Переход к мирному строительству.Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы проходило в сложных условиях. Страна, особенно ее европейская часть, находилась в полной разрухе - промышленность и сельское хозяйство практически надо было восстанавливать заново. Страна потеряла около 30% национального богатства. Положение усугубилось нехваткой финансовых и людских резервов. Около 28 млн. человек погибли на фронтах войны, в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Последствием войны явились сотни тысяч сирот, вдов, стариков, чьи дети и близкие родственники погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В течение пяти лет было восстановлено, построено заново и введено в действие свыше 6,2 тыс. крупных предприятий. Значительно возросло по сравнению с довоенным уровнем производство важнейших видов оборудования, машин и механизмов: металлургического оборудования - в 4,7 раза; нефтяной аппаратуры - в 3; угольных комбайнов - в 6; газовых турбин - в 2,6; электрооборудования - в 3 раза и т.д. В ряде отраслей промышленности, особенно в машиностроении, существенно обновилась номенклатура выпускаемой промышленности. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства, которая к концу пятилетки превзошла уровень 1940 года в 1,5 раза.К концу пятилетки выросло производство зерна, хлопка, льна, сахарной свеклы, масличных и кормовых культур, положительные сдвиги наметились в развитии животноводства. Однако сельское хозяйство СССР еще серьезно отставало от темпов общего хозяйственного развития страны
Вопрос№58,внешняя политика СССР в 1946-1952г.
Внешнеполитическая деятельность Советского государства во 2 половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитетСССР. В 1945г он имел дипломатические отношения с 52 государствами. Советский союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в европе. В 7 странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании,Болгарии,Венгрии,Румынии,Пльши и т.д провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. в 1947г. На совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро. На него возлагалась координация действий компартий государств народной деморатии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря- империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности в работе И.В Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор пока существует империализм. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.
Вопрос№ 59,СССР в годы «Хрущевской оттепели» экономическое и общественное развитие.
Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.Период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и насилию, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём говорилось: «Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям… для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства». Далее говорилось об имеющей место за последнее время «активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов». Прежде всего, это «контрреволюционный заговор против венгерского народа», задуманный под вывеской «фальшивых лозунгов свободы и демократии» с использованием «недовольства значительной части населения, вызванного тяжёлыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии». Также указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия»[1]. Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2 948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.)[2]. Студенты за критические высказывания исключались из институтов[1].Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры
Вопрос№60, внешняя политика СССР в 1953-1964г.Во внешней политике после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первая из них, защищаемая министром иностранных дел В.М.Молотовым, исходила из того, что общий курс советской внешней политики, основанный на идее непрерывной и неизбежной борьбы между блоками, должен был остаться прежним. Главная задача внешней политики СССР, считали сторонники этой стратегии, – дальнейшее укрепление социалистического лагеря и руководящей роли в нём первой страны социализма.Вторая стратегия, впервые высказанная Г.М.Маленковым и поддержанная Н.С.Хрущевым и А.И.Микояном, исходила из более оптимистических оценок, настаивая на благоприятном соотношении сил для СССР, признавала возможность мирного сосу-ществования двух блоков, а также "зоны мира" в лице стран "третьего мира", к которым советская дипломатия, начиная с 1954-1955 гг., стала проявлять всё большее внимание.Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению слож-ных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное дестилетие. Об-новлённое советское руководство (с февраля 1957 г. в течение 28 лет министром ино-странных дел СССР являлся А.А.Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее сни-жение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благо-даря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный эко-номический и военный потенциал (прежде всего ядерный).
Вопрос№61 СССР в 1965-1984 экономическое и общественное развитие.
Одним из основных источников постоянных трений и конфликтов в руководстве страны было разное понимание смысла экономической реформы.
Хотя отставка Хрущева означала отказ от энергичного проведения реформ, она не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем в социально-экономической сфере.
По отношению к реформе второй половины 60-х годов в руководстве выделялось два течения: первое олицетворялось Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, а второе - Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона. Предпоч Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась перманентным падением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 г., она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали резко снижаться. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей.
Уравниловка на производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х годов свыше 50 млн. человек в промышленности, строительстве, на транспорте были заняты ручным трудом, характерным для доиндустриальных технологий. С 1967 г. и на протяжении 70-х годов продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинпев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике. Эксперимент так и остался экспериментом.
Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинском обслуживании, образовании. Но несмотря на все негативные процессы в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Характерной особенностью 70-х годов было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики. Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, руководство страны развернуло в стране массовые празднества, на организацию которых требовались многомиллионные суммы. тения второго были отданы легкой промышленности.
Вопрос№62,Внешняя политика СССР 1965-1984г.
В октябре 1964 г., когда новое руководство взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами "третьего мира".
Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика "мирного сосуществования"); продолжать политику последовательной поддержки "прогрессивных" движений и режимов во всем мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР.
Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившими ее особенности в период 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза в Афганистан.
63) "Перестройка в СССР"экономическое и общественное развитие:
В марте 1985 г. руководителем партии и страны стал М.С. Горбачев. К этому времени было ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик, необходимы перемены.В основу нового внешнеполитического курса легла философско-политическая концепция, получившая название "нового политического мышления". Новая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимосвязанном и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений между Востоком и Западом через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных взаимовыгодных экономических и политических контактов с различными странами, без предпочтения странам "социалистического содружества". Новый внешнеполитический курс создавал благоприятные условия для внутренних реформ.Комплекс преобразований 1985–1990 гг. касался всех сфер общественной жизни и прежде всего сферы экономики, переживавшей глубокий кризис. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его движителем виделись научно-технический прогресс и активизация "человеческого фактора". Горбачев и его окружение, начиная перестройку, основной задачей ставили обновление социализма при сохранении власти КПСС. С 1987 г. руководство заговорило о консерватизме, о торможении реформ. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул на первый план уже не "ускорение", а задачу демократизации общественной жизни.Реформы управления промышленностью и сельским хозяйством имели половинчатый, непоследовательный характер; это был не переход к экономическим методам руководства, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей она привела лишь к росту цен и отказу от производства "невыгодной" продукции.Положение усложнил и ряд субъективных моментов. Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных поступлений и к сокращению импорта. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения в Армении и Чернобыльской катастрофы.На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия во взаимоотношениях друг с другом стали переходить к безденежному товарообмену, отказывались от госзаказа, стремились продавать продукцию не внутри страны, а по любой цене отправить за рубеж. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия.Все это вело к недовольству, к росту забастовочного движения в стране, первым массовым политическим акциям, "параду суверенитетов" союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Это еще более усугубило положение.Стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития потерпела крах, окончательно разбалансировала экономику. Единственный выход был в переходе от административной экономики к рыночным отношениям (программа такого перехода, рассчитанная на 1,5 года и получившая название "500 дней", была разработана осенью 1990 г. группой С. Шаталина и Г. Явлинского).Тем временем утрата инициативы КПСС (демократизация партии явно отставала от демократизации общества), нерешительность преобразований вели к падению ее авторитета, к политическому плюрализму внутри партии и к переходу инициативы от партаппарата к Советам, обновленным в ходе относительно демократических выборов 1989 и 1990 гг., а также к зарождавшимся новым политическим партиям и движениям. Народными депутатами были избраны не только традиционные представители номенклатуры, но и реформаторы-демократы: А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев и другие, выступавшие за радикальное обновление общества.Однако в обстановке острейшей политической борьбы, развернувшейся в стране, осуществление любых преобразований блокировалось противоборствующими силами. Время для реформы было упущено. Шел распад единого экономического пространства в результате конфронтации союзных и республиканских органов власти. Продолжалось нарастание хаоса и безвластия. Правительство В.С. Павлова не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкассах, введение 5% налога с продажи, повышение цен на 50–70% и т.д.). Эти меры не остановили инфляцию и не могли привести к экономической стабилизации. К лету 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. Назревал политический взрыв как средство разрешения накопившихся противоречий.Неудачная попытка путча 19–21 августа 1991 г. была попыткой выйти из создавшейся ситуации путем возврата к чрезвычайным методам управления.Августовский политический кризис 1991 г. означал конец "перестройки". Руководство России воспользовалось им для разгрома руководящих и местных структур КПСС, деятельность которой на территории России была приостановлена. Имущество партии было национализировано, на ее денежные средства был наложен арест. Пришедшие к власти реформаторы-демократы перехватили у руководства КПСС рычаги управления армией, КГБ, МВД, средствами массовой информации. Президент СССР М.С. Горбачев, по сути, стал декоративной фигурой. Большинство республик после августовских событий отказались от намечавшегося подписания нового союзного договора.В декабре 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии – Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.Ю. Шушкевич – заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и подписали договор о ликвидации СССР. Вместо СССР было создано Содружество независимых государств – объединение, статус которого до настоящего времени не определен. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные органы, подал в отставку президент М.С. Горбачев.Начался новый этап существования России как независимого государства. Этот этап проходит достаточно болезненно.
64) Внешняя политика СССР в 1985-1991С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления .. Эта концеп-ция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, ис-ходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерно-го разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений. в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого на-рода на свободный выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интере-сов. В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством при-оритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, ра-зоружению. Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Вос-точной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афгани-стана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось не-сколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о лик-видации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических насту-пательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В нача-ле 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со страна-ми мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в во-енных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Прези-дент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по пре-одолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руко-водство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надеж-де добиться экономической помощи и политической поддержки. Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи,отказ от прежних приоритетов,таких как помощь и поддержка ком-мунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств За-пада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После то-го,как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопо-мощи на валютно - долларовой основе, экономические, а затем и поли-тические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи. Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в полити-ческой системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной Европы. За этот период там при-шли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В много-национальной Югославии начались межнациональные конфликты. Поли-тический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом из-менились. С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сокра-тился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, со-ставлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отри-цательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и меди-каментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, 5(*) 0 не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзни-ками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию эко-номических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и по-литического кризиса. Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желае-мому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышле-ния". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны нача-лись вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложни-лась.
65)Российская Федерация в 1992-2000 экономическое и общественное развитие: В декабре 1992 г. под давлением депутатов Б.Н. Ельцин отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Итоги развития российской экономики к середине 90-х годов оказались неутешительны. Производительность труда в промышленности снизилась до 45%, безработица достигла 13%. Разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1, что в будущем может сказаться самым негативным образом. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Резко упала роль непроизводящих форм труда - учителя, ученого, инженера, врача и т.д. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. — прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов. Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, имели в эти годы конфликтный характер. Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке. Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество — вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.В 2000 г. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.
67)Российская Федерация в 2001-2011 экономическое и общественное движение
[3] Федоров В.А. История России 1861-1917: учебник для вузов.– М.;.,2000г С. 147
[4] Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 - 1880. М., 1978 С.42