Экономическое развитие россии

В НАЧАЛЕ XX в.

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современ­ной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной держа­вой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку круп­нейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глуб­же втягивалась в мировую систему хозяйства.

На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополи­стическую стадию. Образовывались мощные производственные и фи­нансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и фи­нансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике — регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сфе­ры влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополи­стического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым ис­торическим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Процесс формирования монополистического капитализма был ха­рактерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерно­стей в России имелись свои особенности монополистического капи­тализма. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, истори­ческих— она перешла к капитализму позднее многих стран Европы. Во-вторых, экономико-географических — необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением. В-третьих, социально-политических — сохранение самодержавия, по­мещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения. Раз­личный уровень экономического и социокультурного состояния мно­гочисленных народов империи также предопределял своеобразие рос­сийского монополистического капитализма.

Особенности экономики.Главная — современная капиталистиче­ская промышленность и финансово-банковская система сочетались в

экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим по­лукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Капиталистическая эволюция деревни не поспевала за быстрым тем­пом промышленного прогресса. Это обусловливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства.

Сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах: Северо-Западном, Центрально-Промышленном, Уральском, Южном и Закавказском (Баку). Экономическое состояние этих районов резко контрастировало с огромными, неосвоенными в промышленном отно­шении территориями Российской империи. Налицо была неравномер­ность развития страны по районам.

Политическая система — самодержавие с его мощным бюрократиче­ским аппаратом — и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государ­ственно-монополистического капитализма (ГМК). Это выражалось в за­конодательном регулировании и покровительственной политике прави­тельства при создании монополий, финансовой поддержке Государст­венным банком крупнейших промышленных предприятий, наделении их казенными заказами (Комитет по распределению железнодорожных заказов, Совещание по судостроению и др.). Отдельные государствен­ные чиновники входили в управленческий аппарат мощных промыш-ленно-финансовых групп. Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с госу­дарственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имев­шие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам. Свое­образие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и по­мещиков, и крупной монополистической буржуазии.

Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьянства, пат­риархальные традиции в общественном сознании обусловили закреп­ление многоукладное™ экономики России и в период формирования монополистического капитализма. Частнокапиталистический уклад (заводы и банки, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с по­лунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремеслен­ным производством).

Еще одной особенностью, в отличие от других монополистических государств, была сравнительно невысокая активность в вывозе капита­лов за пределы страны. Это обусловливалось нехваткой отечественных капиталов и широкой возможностью их внутреннего вывоза на окраи­ны империи (Сибирь, Средняя Азия, Север Европейской части Рос­сии). Наоборот, Россия была объектом широкого приложения ино­странных капиталов. Это объяснялось возможностью получения сверх­прибылей из-за дешевизны рабочей силы и огромных сырьевых ресурсов. Иностранные инвестиции проникали в Россию через отече-

ственные банки, становясь частью российского капитала. Они вклады­вались в добывающую, обрабатывающую и машиностроительную про­мышленность. Такое распределение финансовых средств способствова­ло экономическому прогрессу, ускоряло темп индустриализации и предотвращало превращение страны в сырьевой придаток Запада.

Промышленность.Для России, как и для других капиталистиче­ских стран, была характерна неравномерность экономического разви­тия (цикличность). За промышленным подъемом 90-х годов XIX в. последовал мировой кризис начала XX в. В России он проявился наиболее остро. Кризис 1900—1903 гг. выразился в падении цен на основные виды продукции, резком сокращении производства, массо­вой безработице. Государственная поддержка производителей оказа­лась недостаточной. Большое количество промышленных предпри­ятий, став нерентабельными, разорились. Кризис затронул не только промышленность, но и сельское хозяйство. Он усложнил социальную ситуацию, вызвал глубокие политические потрясения.

В этих условиях усилился процесс монополизации. Продолжали создаваться картели, которые начали появляться в России еще в 80—90-х годах XIX в. Участники этих объединений договаривались об объемах производства, условиях сбыта продукции и найма рабо­чей силы, сохраняя при этом независимость производственно-ком­мерческой деятельности. В 1901 г. Путиловский, Брянский и другие паровозостроительные заводы объединились в «Продпаровоз». Скла­дывались новые формы монополий — синдикаты. Эти объединения регулировали получение заказов, закупку сырья, вели централизован­ный сбыт продукции по согласованным ценам. В производственной сфере предприятия, входившие в синдикат, оставались самостоятель­ными. В 1902 г. в металлургической промышленности были созданы «Продамет» и «Трубопродажа». Позднее возникли синдикаты в до­бывающей промышленности («Продуголь», «Нобель-Мазут»).

В отличие от стран Европы, где с 1904 г. начался промышлен­ный подъем, в России продолжался в 1904—1908 гг. спад темпов роста производства (депрессия). Это бьшо вызвано двумя факторами. Застой был связан с резким ухудшением финансово-экономического состояния страны в результате огромных затрат на ведение русско-японской войны 1904—1905 гг. Революция 1905—1907 гг. вызвала широкую дезорганизацию производства, сокращение капиталовложе­ний в промышленность, разорение сельского хозяйства.

В 1909—1913 гг. Россия переживала новый промышленный подъем. Он был следствием увеличения покупательной способности населения по­сле отмены выкупных платежей (1906 г.) и проведения аграрной реформы (1906—1910 г.), которая- активизировала капиталистическую эволюцию сельского хозяйства. Рост военных заказов правительства в связи с обост­рением международной ситуации также способствовал промышленному подъему. В эти годы углубился процесс монополизации. Создавались но­вые синдикаты («Проволока», «Электропровод») и монополии высшего

типа—тресты и концерны. Они регулировали добычу сьфья, производст­во и сбыт готовой продукции. Дальнейшее развитие концернов было свя­зано с возникновением крупных финансово-промышленных групп, объеди­нявших предприятия разных отраслей на основе банковского капитала. Так, в группу Русско-Азиатского банка входили Путиловский завод, Ба­кинский нефтяной концерн, табачный, ниточный тресты и др. По степени монополизации Россия не отставала от развитых стран Европы и США.

Широкое вложение финансовых средств привело к увеличению объема производства в разных отраслях промышленности к 1913 г. в 5—13 раз. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. По темпам роста отдельных отраслей промышлен­ности Россия обгоняла другие страны. Она занимала 2-е место в мире по добыче нефти, 4-е— по машиностроению, 5-е — по добыче угля, железной руды и выплавке стали. В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте, а некоторых отраслей промышленности (автомобиле-, самолетостроение и др.) вообще не было. В производстве товаров на душу населения Россия отставала от европейских капиталистических стран и США в 5—10 раз.

Сельское хозяйство.Аграрный сектор, несмотря на ускоренное развитие промышленности, оставался ведущим по удельному весу в экономике страны. Буржуазная эволюция затронула и сельское хозяй­ство. Однако капиталистические отношения в этой сфере формирова­лись значительно медленнее, чем в промышленности. Это объяснялось сохранением помещичьего землевладения и крестьянского малоземе­лья, агротехнической отсталостью и общинными отношениями в де­ревне. Между тем рост промышленных центров и городского населе­ния, развитие транспортной сети, втягивание России в систему миро­вого хозяйства способствовали увеличению спроса на сельскохозяйст­венную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В России в начале XX в. существовали различные формы земле­владения и землепользования. В частном землевладении по-прежнему был велик удельный вес помещичьих латифундий. В них производи­лась примерно половина товарного хлеба России. (Подобное положе­ние подводило почву под один из аргументов правительства, настаи­вавшего на сохранении помещичьего землевладения.) В большинстве имений осуществлялась капиталистическая реорганизация, применял­ся вольнонаемный труд, повышался агротехнический уровень, что приводило к увеличению товарности и рентабельности хозяйства. Некоторые помещики продолжали отдавать часть земли в аренду, получая плату в форме отработков. В 20% помещичьих имений со­хранялись полукрепостнические методы эксплуатации. Они постепен­но деградировали и разорялись.

Новая форма землевладения сложилась после покупки земли бан­ками, монополиями и некоторыми буржуазными династиями (Рябу-шинские, Морозовы и др.). Эти владельцы вели хозяйство по капита­листическому типу.

Примерно половина земельного фонда страны принадлежала кре­стьянам. Однако на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли (по 2,5 на одну душу мужского пола), что было не­достаточно для ведения рентабельного и товарного хозяйства. В ев­ропейской части России остро стояла проблема «земельного голода» крестьян. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у поме­щика. Высокая арендная плата в совокупности с выкупными плате­жами (до 1906 г.) не позволяла большинству крестьян (около 85%) развернуть рентабельное производство. Их хозяйство имело полуна­туральный характер. Только 15% крестьян вели товарное производст­во. В деревню постепенно проникали капиталистические отношения, что приводило к социальному расслоению в ней.

Отдельные крестьянские хозяйства развивались по интенсивному пути. Это проявлялось в применении многопольной системы сево­оборота, использовании первых сельскохозяйственных машин (жней­ки) и создании (после аграрной реформы) кредитной, закупочной и сбытовой кооперации. Вместе с тем в основном русская деревня ос­тавалась отсталой. Агротехнические новшества внедрялись крайне медленно. Методы обработки земли, как правило, оставались рутин­ными. Урожайность была крайне низкой. Климатические условия по-прежнему предопределяли состояние сельского хозяйства. Неуро­жаи начала XX в. привели к массовому голоду в русской деревне. Наоборот, урожайные 1909—1910 гг. способствовали оживлению крестьянского хозяйства и всей экономики страны. К 1916 г. кресть­янство давало 53% сельскохозяйственной продукции.

Проникновение капитализма в сельское хозяйство определяло его поступательное развитие. Особенно оно усилилось после аграрной реформы 1906—1910 гг. С 1900 по 1913 г. общий объем сельскохо­зяйственной продукции увеличился в 3 раза. По валовому сбору хле­бов Россия стояла на 1-м месте в мире. Возросло производство тех­нических культур (во многом за счет развития хлопководства в Средней Азии и Закавказье). В 2,5 раза увеличилось поголовье круп­ного рогатого скота. Заметные сдвиги произошли в техническом и агрокультурном перевооружении сельского хозяйства. Аграрный сек­тор стал доходной отраслью российской экономики.

Финансы.В условиях монополистического капитализма финансо­вая система России определялась государственной и частной форма­ми банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кре­дитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дво­рянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Заметную роль играла система акционерных коммерческих бан­ков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

В России шла концентрация и централизация капитала крупными ак­ционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международ­ный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской и др.). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финан­совая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворян­ством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

Развивались также общества взаимного кредита, сеть городских и региональных банковских учреждений, сберегательных касс и др.

В конце XIX — начале XX в. государственная финансовая систе­ма находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложи­лись расходы на содержание бюрократического и полицейского аппа­рата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, по­давление народных выступлений.

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900—1903 гг. Правительственная казна была фактически опустоше­на попытками спасти убыточные промышленные предприятия и под­держать разваливающуюся банковскую систему. После русско-япон­ской войны 1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государст­венный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культур­ные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые плате­жи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной циф­ры в 405 млн. рублей.

Торговля.Формирование монополистического капитализма вызва­ло значительные сдвиги во внутренней торговле. В ней большую роль стали играть крупные промышленные объединения и коммерческие банки. Они подчинили себе оптовую торговлю промышленной и сель­скохозяйственной продукцией. Одновременно бурно развивалась бир­жевая (свободная) торговля хлебом, мясом, лесом и др. продуктами.

Изменилась розничная торговля. В ней повысилась роль универ­сальных и специализированных магазинов («Петровский пассаж» и «Верхние торговые ряды» в Москве, «Большой Гостиный двор» и «Новый пассаж» в Петербурге).

Наряду с новыми формами торговли сохранялись и старые. Боль­шая часть товарооборота приходилась на мелкие лавки, лабазы, разнос­ную торговлю. Популярны были ярмарки, имевшие сезонный характер.

Развитие внутренней торговли тормозилось низкой покупательной способностью населения, несовершенством транспортной системы, недостаточной торговой инфраструктурой (средства хранения, достав­ки и распространения товаров). Несмотря на это, в 1900—1913 гг. внутренний товарооборот вырос на 64%.

Ю Орлов История России 289

Внешняя торговля России неуклонно возрастала. В ней первое место занимала Германия, за ней следовали Англия и Франция. Од­нако российский вывоз и ввоз составляли всего 4% мирового товаро­оборота. Россия вывозила сырье и продукты сельского хозяйства (в основном хлеб — 647,6 млн. пудов). Экспорт промышленной продук­ции был ничтожным. Большая часть его шла на Балканы, Дальний и Ближний Восток. В импорте преобладала промышленная продук­ция— машины, оборудование, химикалии и др. По-прежнему одной из главных статей импорта были предметы роскоши — экзотические продукты, вина, модная одежда и некоторые предметы быта.

Транспорт.В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое госу­дарственное строительство железных дорог было свернуто из-за не­хватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обес­печенности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красново-дска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябин­ска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Реч­ной флот России по своей численности превосходил флотилии дру­гих стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перево­зилась иностранными кораблями.

Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гу­жевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.

В целом для экономики России начала XX в. характерно совпаде­ние процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономи­ки. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней полити­ки. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

Глава 28.

Наши рекомендации