Шавшин Дмитрий Анатольевич

Профессиограмма

I Общая характеристика профессии и ее значение:

Государственный служащий - представитель государственной власти, призванной обеспечивать порядок в обществе и структурировать протекающие в нем процессы.

Существует объективная потребность в упорядочении, структурировании общественных отношений. Конкретные формы власти могут различаться, однако в любом обществе должен быть порядок, который и вносит государственное управление.

Если этого не происходит, то усиливаются разрушительные процессы в обществе, и в итоге оно может даже погибнуть. В принципе, в демократическом государстве источником любой власти является народ. Однако устройство современного общества настолько сложно, что большинство людей не могут непосредственно управлять протекающими в нем процессами, для этого им не хватит специальных знаний и умений. Поэтому и выделилась прослойка специально подготовленных людей, занимающихся управлением.

«Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации». (Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», статья 3.)

Госслужащие обеспечивают деятельность органов власти, руководствуясь законодательством. Их основная функция — это управление различными принадлежащими государству ресурсами, общественными процессами, реализация законодательных актов. Суть их труда - это не создание товаров или услуг, а обеспечение в обществе оптимальных условий для их производства и справедливого распределения.

II Особенности трудового процесса. Выполняемая работа:

1) Где он может работать:

Большинство госслужащих трудятся в федеральных и региональных органах власти: различных комитетах, администрациях, министерствах и т. д.

2) Специфика деятельности:

• Ознакомление с поступившей информацией: письмами, новостями, текущим состоянием дел на объекте работы, проектами решений, изменениями в законодательстве и т. п.

• Рассмотрение различных предложений, проектов в той области, за которую отвечает тот или иной служащий. Принятие обоснованных решений о том, что и как будет реализовываться.

• Координация и контроль деятельности подчиненных, хода реализации принятых решений и проектов.

• Прием посетителей, рассмотрение их вопросов и жалоб.

• Участие в различных мероприятиях: заседаниях, совещаниях, тематических конференциях, торжествах и т. п.

• Подготовка различного рода аналитических материалов,

• Подготовка нормативно – правовых актов для последующего их утверждения в соответствующих вышестоящих инстанциях.

Госслужащие в своей работе обязаны исходить из позиции: «допустимо лишь то, что прямо разрешено законом, все остальное для меня запрещено». Государственные служащие не придумывают новые законы, а лишь выполняют принятые, обеспечивают оптимальное управление различными сферами жизни в рамках этих законов. Законотворчество — это прерогатива законодательной власти, хотя госслужащие имеют право выступать (и очень часто выступают) с законодательными инициативами, то есть предлагать к рассмотрению новые законы и поправки к существующим.

Суть их труда - это не создание товаров или услуг, а обеспечение в обществе оптимальных условий для их производства и справедливого распределения.

3) Характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей:

· соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

· исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

· исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

· соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

· соблюдать служебный распорядок государственного органа;

· поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

· не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

В соответствии с законом гражданский служащий обязан:

· исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

· исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

· не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

· не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

· соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

· не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

· проявлять корректность в обращении с гражданами;

· учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

· не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

· соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Кроме того, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией,

· осуществлять предпринимательскую деятельность;

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

· допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

· использовать должностные полномочия в интересах политических партий.

4) Кем осуществляется внутренний и внешний контроль:

Внутренний контроль осуществляется руководством, внешний контроль осуществляется правоохранительными органами государства.

5) Особенности общения:

Для данной профессии характерно постоянное общение с широким кругом лиц, непосредственное и с использованием технических средств. Характер общения варьируется в зависимости от собеседника: от узкопрофессионального, до разговора «за жизнь», в случае личной беседы с посетителем.

6) Требования к навыкам, способностям, квалификации, образованию:

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Чаще всего госслужащими становятся люди с опытом работы в соответствующей сфере, имеющие образование по специальности. Специалисты не только должны быть компетентными в той сфере деятельности, к управлению которой они имеют отношение, но и должны прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии, уметь бесконфликтно общаться.

В большинстве случаев госслужащие имеют высшее образование, некоторые являются кандидатами или докторами наук (кроме обеспечивающих специалистов, где достаточно среднего профессионального образования). Образование может быть получено как в специализированном вузе, готовящем служащих госаппарата, так и в других вузах.

7) Возможности карьерного роста:

Говоря о карьерном росте госслужащего, следует иметь в виду, что система госуправления — это ярко выраженная «пирамидальная» структура, в которой рабочих мест на каждой из следующих ступеней в несколько раз меньше, чем на предыдущей. Первый признак, позволяющий претендовать на повышение, - выслуга лет, достаточный опыт успешной работы на нижестоящих «ступеньках».

Карьерный рост зачастую тормозится тем, что подходящих вакансий просто нет, все места на следующей ступеньке заняты. Когда они освобождаются, то для того, чтобы на них претендовать, нужно, с одной стороны, быть яркой личностью, уметь обращать на себя внимание, но, с другой, проявлять лояльность, не строить из себя «революционера» и быть готовым действовать в соответствии с правилами, принятыми в этой среде. Конечно, требуется и соответствующий уровень образования, компетентность, позволяющая занять вышестоящую должность.

8) Престиж, имидж, статус, оклад профессии:

По поводу престижности профессии существует две точки зрения: с одной стороны считается престижным работать в органе государственной власти, так как у населения имеет место представление о госслужащем, как о хорошо зарабатывающем человеке с большими полномочиями и рядом льгот и привилегий; с другой стороны имеет место оценка деятельности государственного служащего как вредящей государству, так как на сегодняшний день растиражирован негативный образ государственного служащего - уже приняли негативный оттенок слова «чиновник» (человек, имеющий чин) и «бюрократ» (последователь иерархического управления).

Оклад большинства госслужащих не превышает примерно полутора уровней от средних доходов работников, занятых в промышленности. Однако существует довольно большая разница между зарплатами специалистов и руководителей (которых значительно меньше), что и порождает слухи о высокой зарплате всех госслужащих. Кроме того, государственные служащие зачастую пользуются рядом предусмотренных законом социальных льгот: медицинским обслуживанием, оплачиваемым по льготной цене отдыхом, служебным транспортом и т. д., а также имеют повышенную пенсию.

Психограмма

1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества:

· хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход);

· способность руководить;

· коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, общая профессиональная компетентность);

· способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и рефлексии);

· умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности;

· хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее).

2) Личностные качества, интересы и склонности:

· эрудированность, энергичность;

· внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная и живая речь);

· уверенность в себе, принимаемых решениях;

· навыки владения компьютерной и другой информационной техникой;

· целеустремленность (приоритет мотивов организаторской деятельности);

· терпеливость;

· тактичность (способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений);

· требовательность;

· критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм);

· гибкость (способность гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях);

· креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации);

· наличие развитой интуиции;

· стремление к постоянному личностному росту;

· наличие чувства юмора (оказание положительного влияния на психологический климат в коллективе).

3) Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;

· неуверенность в себе, нерешительность;

· неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность;

· беспринципность, отсутствие чувства долга;

· неуравновешенность, бестактность;

· косность, ригидность (неумение, нежелание изменяться, изменять

· поведение под влиянием окружающей среды);

· склонность перекладывать ответственность на других.

4) Профессиональные диструкции:

· авторитарность,

· демонстративность,

· доминантность,

· консерватизм,

· профессиональная агрессия,

· социальное лицемерие,

· сверхконтроль.

5) Особенности восприятия пространства и времени:

Необходимо уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени. Ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем.

В самом общем виде умение ориентироваться в пространстве. Узкоспециально – знать подведомственную тебе территорию, уметь на ней ориентироваться, знать нужные для деятельности адреса, и как до них добираться.

6) Напряженность работы в различные периоды:

Напряженность работы зависит от конкретного ведомства, места работы. На определенных местах она может иметь сезонный характер; может повышаться как следствие грядущих «важных» событий: проверка, визит высшего руководства, выборы и т.д.

7) Требования к мышлению, памяти:

Необходимость обладать высокоразвитой памятью, необходимо эффективно владеть очень большим количеством информации.

Необходима быстрота, гибкость, критичность мышления, высокая скорость переработки данных. Высокая скорость в принятии решений.

8) Частота стрессовых ситуаций, эмоциональная устойчивость:

Высокая личная ответственность за принимаемые решения, постоянные контакты с различными людьми, огромные объемы информации – все это может характеризовать профессию как сверхстрессовую. Стрессовые ситуации частое явление, так что необходимы:

· стрессоустойчивость,

· сдержанность,

· терпеливость,

· тактичность,

· эмоциональный контроль,

· умение эффективно и правильно снимать напряжение.

План интервью, возможные вопросы для выявления сильных и слабых сторон претендента

1) Работа госслужащего подразумевает высокую личную ответственность за принимаемые решения и, при этом, отсутствие права на ошибку. Так вот, не боитесь ли Вы принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу?

Сопутствующие вопросы: Приведите пример.

2) В каком же режиме Вы живете сейчас, и какие у вас представления о режиме госслужащего, его рабочем дне, результативности?

Сопутствующие вопросы: кто и что, по вашему мнению, поможет Вам быть результативным на этом рабочем месте?

3) В здоровом теле – здоровый дух. Удается ли Вам поддерживать физическую форму, заботиться о своем здоровье?

Сопутствующие вопросы: каким спортом вы увлекаетесь?

4) Постоянный рост информационных технологий обуславливает необходимость формирования электронного правительства. Ваше отношение к происходящим процессам, готовы ли вы осваивать новые виды деятельности, напрямую связанные с освоением информационных технологий?

Сопутствующие вопросы: Как вы вообще относитесь к внедрению инноваций в вашу деятельность? По Вашему мнению, чье электронное правительство достигло того уровня, который можно считать адекватным для XXI века?

5) По Вашему мнению, чем измеряется качество работы госслужащего: наградами, полезными результатами для людей, связями, которые он получил и т.д. ?

6) Считается, что на государственную службу в основном идут две категории людей: Первые - которые хотят иметь за спиной мощь всего российского государства или хотя бы конкретных государственных структур. По меркам системы корпоративных ценностей это люди не смогут построить успешной карьеры в бизнесе.

Вторые - ориентированы на дополнительные доходы; эксклюзивный доступ к информации может помочь им идентифицировать потенциальные коммерческие возможности.

К какой группе вы себя относите? Быть может ни к одной из них?

7) Ваше отношение к взяткам в любом виде. Ваши действия, если кто-то предложил Вам взятку? Знаете ли вы куда обращаться?

8) Судились ли Вы когда-нибудь? Насколько Вам известны судебные процедуры?

Сопутствующие вопросы: Есть ли у Вас адвокат, которому Вы доверяете?

9) Опишите, как вы ведете себя в стрессовой ситуации, как вы снимаете стресс?

10) Опишите самую трудную ситуацию в Вашей прошлой профессиональной деятельности, как вы с ней справились/ не справились?

Сопутствующие вопросы: Какие меры вы приняли для предотвращения таких ситуаций в дальнейшем, какие выводы вы сделали, и какую самостоятельную работы вы провели с собой?

11) Самая главная ошибка в Вашей прошлой профессиональной деятельности? Каковы были её причины, Ваш анализ результатов.

12) Ваше представление о нынешней политической, социальной ситуации в Российской Федерации? В Вашем регионе?

13) Назовите 5 – 7 книг, или авторов, которые сформировали Ваше представление о государстве, политике, социальном устройстве, справедливости.

14) Какие источники информации Вы предпочитаете: телевидение, газеты, интернет?

15) Величайший государственный деятель, по Вашему мнению: в мировой истории, в истории России.

Резюме

Шавшин Дмитрий Анатольевич

Ноября 1989

Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 14, кв. №2

Цель: работа в органах государственного управления

Образование: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

2008-2013

Факультет: Философско-теологический

Специализация: Социальное управление

Данные о курсовых и дипломных работах:

Курсовая работа: «Осуществимость христианских моральных норм в повседневной жизни»

Дипломная работа: "Гражданско-правовая охрана личности и гражданина"

Дополнительное развитие:

Курсы делового английского языка в крупнейшей сети школ английского языка EF English First.

Опыт работы, практика:

Лето 2007 , «Автосервис на Совхозной», помощник менеджера

· общение с клиентами (прием заказа на работы)

· работа на кассе

· услуги: химчистка салона, контактная и бесконтактная мойка, пылесос

Лето 2008, 2009, 2010, работа в организациях «ОРМ» и «СТО», сотрудник

· широкий спектр вакансий: наборщик, грузчик, фасовщик, разнорабочий, кассир

Октябрь 2010, принимал участие во «Всероссийской переписи населения» в должности переписчика

· перепись граждан

· работа с документами, анализ документов

· мониторинг процесса переписи по своему участку

· деятельность по совершенствованию процессу переписи

· общение с контрольными органами

Зимой 2012 проходил практику в МОУ СОШ № 63 , студент-практикант

Личные качества:

· способность к обучению,

· умение работать в коллективе,

· целеустремленность, коммуникабельность, ответственность,

· желание совершенствоваться в профессиональной сфере,

· высокая работоспособность, доброжелательность, трудолюбие.

Компьютерные навыки:

· Пакет программ MS Office (Word, Excel, Access)

· Графический редактор Adobe Photoshop

· Уверенное владение компьютером

· Работа с кассовым аппаратом

Знание ин. языков:

Английский – «Advanced level», продвинутый уровень.

Участие в общественной жизни (мероприятия, общественные организации и пр.)

· Участие в студенческих научных конференциях

· Участие в выставках и олимпиадах

· Участие во Всероссийской переписи населения

Хобби и увлечения:

· Художественная и научная литература

· Философия

· Политика

· Кино

Наши рекомендации