Империя Хань рухнула, отчистив дорогу феодальным отношениям.
Проблема социально-экономического строя империи Хань не может считаться решенной. С одной стороны в ней консервировалось изжившее себя рабовладение. В источниках находятся данные, говорящие о тысячах рабов. Рабский труд находит применение всюду. Так, усыпальницу Цинь Ши-хуанди в течение 37 лет строили 720 тысяч рабов. Часты упоминания о восстаниях рабов. С другой стороны, императоры Ханьской империи раздавали своим родственникам и чиновникам огромные земельные наделы с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. В китайском обществе активно идет процесс феодализации.
§ 2. Государство различных эпох и династий.С падением Ханьской династии единое китайское государство распалось на три самостоятельные царства: Вэй, У и Шу, Наступила эпоха «троецарствия». Длительные войны между царствами привели к победе северного царства Вэй.
Император Сыма Янь в 265 г. основал новую династию Цзинь. Опираясь на идеи конфуцианства, новый император пытался реформировать разрушенное хозяйство. Земельная реформа Сыма Яня заключалась в ведении императорской (государственной) собственности на землю и надельной системы землепользования. Все крестьяне объявлялись податными держателями государственных земельных наделов первого и второго разрядов. Первый разряд состоял из крестьян в возрасте от 16 до 60 лет и получал «наделы в пользование» и «наделы для подати». «Надел в пользование» составлял 70 му (1 му равен 1/16 га) земли для мужчин и 30 му для женщин, а «надел для подати» - 50 му и 30 му соответственно. Второй разряд, состоявший из крестьян в возрасте от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получал 50 % земли от земельного надела крестьян первого разряда.
С первого надела крестьяне кормились сами, а урожай полученный со второго надела шел в казну. Кроме того, крестьяне несли разнообразные повинности и вносили в казну шелк.
Государственные чиновники получали наделы в соответствии с рангом. Их наделы не облагались налогом и повинностями. Концентрация земель в руках чиновников приводила к их экономическому и политическому усилению.
В конце III века в Северный Китай вторглись кочевые племена. В результате вторжения гуннов на территории Китая появляются новые династии: Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу, Южная Сун, Поздняя Лян.
Кочевые племена растворились среди коренного населения, восприняли государственно-правовую культуру Китая. Вторжение способствовало миграции части китайского населения на юг. В целом традиционные устои Китая не претерпели кардинальных изменений.
Во время правления династии Суй и Тан (581-907 гг.) начинается разложение государственной надельной системы. Это было вызвано серьезными изменениями в экономической жизни. Быстро развивается сельское хозяйство, совершенствуются способы обработки земли, расширяется поливное земледелие. Большие успехи достигнуты в ремесленном производстве, в городах начинает складываться цеховая организация. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. Рост товарного производства приводит к расслоению общества по имущественному признаку. В 755 г. число надельных крестьян, облагавшихся податями и повинностями составляло 60 %, а к 780 г. 4-5 % от общего числа хозяйств в стране. Реальная власть в государстве переходит к владельцам феодальных поместий. Вводится единый налог с имущества, который взимался два раза в год. Обложению подлежали все лица, имеющие земли, в том числе и владельцы поместий. Следовательно, в законодательном порядке была официально признана земельная собственность, находившаяся в руках отдельных феодалов, государство больше не ограничивало размеров землевладения.
Высшее и центральное управление. Главой государства являлся император. Он обладал неограниченными полномочиями в законодательной, исполнительной, судебной, военной сферах. «Сын неба» обожествлялся, власть его передавалась по наследству.
Исполнительную власть китайский император осуществлял через двух цзайсянов. Левый цзайсян (старший) руководил деятельностью трех ведомств: чинов (назначение и подбор кадров), обрядов (пропаганда идей конфуцианства, организация праздников, охрана общественного порядка), налогов (ведение земельных кадастров, взимание налогов и податей). Правый цзайсян координировал деятельность других трех ведомств: военного (содержание оборонительных сооружений, комплектование армии), наказаний (контроль за судебной системой и судопроизводством, тюрьмами и приведением приговоров в исполнение), общественных работ (надзор за осуществлением строительных работ, поддержанием ирригационных сооружений, дорог, мостов).
При императоре существовал законосовещательный орган - Государственный совет из числа высокопоставленных чиновников. Важную роль в государственном аппарате Китая занимали палата по подготовке императорских указов и протоколов и управление по делам императора.
Местное управление. Территория Китая делилась на провинции, области, уезды, селения. Во главе территориальных единиц стояли назначаемые двором чиновники, за исключением старост, которых избирало сельское население.
Ликвидация надельной системы и разложения государственной собственности на землю в период Танской империи привели к ослаблению центральной власти. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. По мере усиления своего могущества наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него. В 755 г. Анъ Лу-шань выступил против императора и даже изгнал его из столицы. Восстание было подавленно, но восстановить былую силу Танской династии не удалось. В конце правления династии Тан местные феодалы полностью вышли из-под контроля центральной власти. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях. Сами назначали военных и гражданских чиновников, взимали налоги и подати, вступали в междоусобицы, заключали союзы. Их власть в большинстве случаев передавалась по наследству.
Основными податными единицами выступали объединения пяти и десяти дворов. Старосты объединений выполняли административные функции, рассматривали мелкие гражданские и уголовные споры, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.
Во времена династии Тан воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились на своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. В структурном плане армия состояла из пехоты, кавалерии, императорской гвардии, наемных тюркских отрядов. Имелся речной и морской флот.
Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами единого сюзерена — императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титул соответствовал определенный размер земельного владения.
Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.
Самый многочисленный слой населения — крестьянство — так же не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.
Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передвижения по иерархической лестнице не исключалась.