В Постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от
29 февраля 1992 года «О судебной реформе в Республике Башкортостан» было определено, что проведение судебной реформы в Республике Башкортостан является «необходимым условием функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства и одним из важнейших направлений законопроектной деятельности», а в качестве важнейшего направления судебной реформы рассматривалось создание самостоятельной судебной системы республики.
Для реализации данного документа ВерховныйСовет Республики Башкортостан 27 октября1992 года принял Постановление «О Концепции судебнойреформы в Республике Башкортостан». Согласно Концепции судебной реформы важнейшей задачей определялось утверждение судебной власти в государственном механизмекак самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятие и подписание вышеуказанных документов позволило открыть дорогу коренному преобразованию судоустройства и создать предпосылки для формирования в республике самостоятельной судебной системы.
Данные нормы нашли свое подтверждение и в действовавшей тогда Конституции Республики Башкортостан путем внесения в нее соответствующих изменений. Так, в Конституции было закреплено, «что республика имеет собственную судебную систему». Во исполнение этого конституционного требования в республике был принят целый ряд законов в области судоустройства, таких, как «О судоустройстве в Республике Башкортостан», «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан», «О Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, к принятию новой Конституции Республики Башкортостан в республике был заложен фундамент для формирования собственной системы законодательства, что позволило регулировать различные аспекты, в том числе судоустройства республики.
Положения Конституции Республики Башкортостан1993 года, определяющие Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство (статья I), являющееся самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации и входящеев ее состав на добровольной и равноправнойоснове, дали новыйтолчок процессу создания законодательства, регулирующего вопросы функционирования судебной системы республики,
Глава ХП Конституции Республики Башкортостан 1993 года дает четкое толкование понятию судебная система Республики Башкортостан.
Согласно статье 132 Конституции «судебнуюсистему в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе настоящей Конституции».
Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, местные суды.
Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа1994 года «О разграничении предметов ведения ивзаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» позволил проводить вэтом направлении дальнейшую работу. Так, были принятыЗаконы «О судебной системе Республики Башкортостан», «О статусе судей Республики Башкортостан» (новая редакция), «О Судей-ном департаменте Республики Башкортостан», «О мировых судьях», что позволяет констатировать: в республике существует достаточно разработанноезаконодательство, регулирующеевопросы судебной системы республики и опирающееся как на республиканские,так и на федеральные нормативные правовые документы.
.. Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который не учитывает федеративный характер Российского государства, фактически лишил субъекты Российской Федерации и в первую очередь республики в составе Российской Федерации, возможности формировать органы судебной ветви государственной власти, что идет вразрезне только с нормами республиканской Конституции, но и с положениями Конституции Российской Федерации и Концепции о судебной реформеs Российской Федерации.
, Конституция РоссийскойФедерации в отношении республик достаточно последовательно ориентирует федерального законодателя на формирование «федеративной» судебной системы. Это и статья 5 Конституции, подчеркивающая государственную природу республик, и статья 10, провозглашающая в качестве одной из основконституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей.
Выход из создавшейся ситуации видится в изменении существующей централизованной судебной системы России в сторону большей федерализации, позволяющей, с одной стороны, обеспечить проведение судебной реформы в Российской Федерации, с другой, - на деле показать стремление России к реальному федерализму.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН:
ПРИРОДА, ПРИНЦИПЫ
Р.Н.Юмагужина,