Сфера государственной безопасности

Главе государства в большинстве случаев принадлежат определенные права и в сфере государственной безопасности – это проявляется в координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями и т.д. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности и т.д.). При главах государств есть специальные органы, которые занимаются этими делами, помощники по национальной безопасности и т.д. Это также одна из сфер деятельности главы государства.

Чрезвычайные полномочия

В ряде стран законодательство предоставляет главе государства право введения или назначения чрезвычайного положения. Таким образом, можно выделить группу полномочий, которые можно назвать полномочиями в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства. В большинстве стран эти полномочия предусмотрены либо соответствующими статьями конституции (так, например, во Франции это ст. 16 конституции), а в некоторых странах есть специальное законодательство. В ФРГ есть целый пакет законов, посвященных чрезвычайному законодательству. (Однако следует отметить, что если наступят предусмотренные этим законодательством события и в стране будет объявлено чрезвычайное положение, то во главе страны, по немецким законам, становится не Президент, а Канцлер – глава правительства, потому что ФРГ – парламентская республика.)

Экономическая сфера

Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов. Это очень важные полномочия, особенно для современного мира. Выбор экономических направлений, экономической стратегии иной раз является главным стержнем предвыборной программы, главным приоритетом в деятельности того или иного кандидата на должности президента. В качестве примера приведем Рональда Рейгана. Будучи кандидатом в президенты, он выдвинул тезис "рейганомики", т.е. перераспределения налогового бремени, освобождения крупного бизнеса от слишком тяжких налогов и уменьшения государственных расходов на социальную помощь. Эти идеи действительно были экономической стратегией, и экономика США отозвалась на принятые президентом Рональдом Рейганом меры, отозвалась повышением экономической активности, ростом всех направлений и сфер экономики. Выбор вектора экономической стратегии часто определяет судьбу страны и его граждан на длительное время. Поэтому полномочия президента в сфере экономической стратегии следует выделить в отдельную группу. Это те полномочия, которые в примитивном переводе с английского можно назвать полномочиями главы государства как главного экономиста. Американцы, говоря о своем президенте, говорят, что он главный дипломат, законодатель, командующий, а в данном случае, он еще и главный экономист страны.

Естественно, такие полномочия принадлежат главе государства, наделенному сильными полномочиями: это президент президентской республики или монарх абсолютной или дуалистической монархии. При парламентских формах правления президент "главным экономистом" не является.

Другие полномочия

В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства. В переводе это означает выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе. Их сфера очень редкая и незначительная. Чаще всего приводят пример "спящих полномочий" монарха, т.е. таких полномочий, которые не действуют и не возникают в обычной ситуации, а появляются лишь в какие-то кризисные моменты. Так, например, известно, что премьер-министром Великобритании, по обычаю, становится лидер партии, победившей на выборах. Но если ни одна из партий не одержала победу, если произошла такая ситуация, когда голоса разделились пополам и число консерваторов в Палате Общин равно числу лейбористов, то в таких случаях в Великобритании "просыпаются спящие полномочия" монарха, и монарх может назначить премьер-министра.

В главе девятой мы упоминали случай применения "спящих полномочий" монарха. Добавим к этому, что после отставки премьер-министра Антони Идена в консервативной партии оказалось два претендента на пост премьер-министра – Макмиллан и Батлер. За королевой оказался выбор, но королева обратилась за советом к самым опытным политическим деятелям Британии Уинстону Черчиллю и лорду Солсбери. Они посоветовали выбрать Гарольда Макмиллана, который и стал премьер-министром.

В заключение следует остановиться на вопросе об отстранении главы государства от должности. Поскольку монарх – это пожизненная должность, то отстранение его практически невозможно, за исключением тех случаев, когда монарх в силу душевной болезни или физического нездоровья не может выполнять свои функции. В этих случаях есть институт регентства, когда назначают кого-нибудь из ведущих политических деятелей регентом (т.е. как бы опекуном) и он выполняет функции главы государства либо при больном и недееспособном монархе, либо при малолетнем. В некоторых случаях парламент может принять решение об отстранении монарха от власти, либо этот вопрос решает династия, королевская семья, по предложению законодательных органов, либо по совместному решению законодательной и исполнительной власти.

Импичмент

Что касается главы государства, президента, то чаще всего в отношении президентов упоминают процедуру импичмента. Импичмент – это отстранение главы государства президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, т.е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово "импичмент" – это английский термин, появившийся еще в конце XIV века и применявшийся для осуждения высших должностных лиц британской монархии. Термин был заимствован американцами, и они включили эту процедуру в конституцию. Президент США, к примеру, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, взяточничества либо другого тяжкого преступления. Процедуру импичмента там совершает парламент – Конгресс США. Нижняя палата – Палата Представителей – возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая в качестве суда присяжных. Конгрессмены как бы решают голосованием: виновен или не виновен Президент. Если виновность Президента будет подтверждена нижней палатой, то дело по существу будет рассмотрено Сенатом под председательством главы Верховного Суда.

Для того чтобы "утвердить статьи импичмента", необходимо простое большинство голосов палаты Представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов Сената, только в этом случае он отстраняется от власти. Если сенаторы не наберут 2/3 голосов, президент остается на должности.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Так, например, есть такой порядок в конституции Франции. Дело о правонарушении, совершенном главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, обе палаты должны подтвердить обвинение 2/3-ми голосов. Затем формула обвинения будет рассматриваться Верховным Судом.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедура импичмента, например, недавно была реализована в Бразилии. В результате импичмента за допущенные правонарушения парламентом был отстранен от власти президент Фернандо Коллор де Мелло.

Глава 9. Судебная власть

Наши рекомендации