Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Глава 16. Экономическая система
Глава 16. Экономическая система
СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От анализа экономических систем на макроуровне мы перейдем к микроуровню, связанному с индивидуальной экономической деятельностью. В этом разделе мы рассмотрим, в каких ситуациях она реализуется и, какое влияние оказывают на людей различные экономические тенденции.
Условия труда и обмена
Характер труда в промышленно-развитых обществах
Воздействие технологии и организаций труда
Психические нагрузки, испытываемые управленческим персоналом
Психические нагрузки профессионалов
Социальный контекст досуга
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 16. Экономическая система
УСЛОВИЯ ТРУДА И ОБМЕНА
В большинстве случаев мы трудимся за деньги. Если задача сама по себе нас не привлекает, большинство из нас будут работать над ее решением только за деньги. Мы приобретаем товары и пользуемся услугами тоже в обмен на деньги. Мы считаем это самим собой разумеющимся.
Однако антропологи показали, насколько ограничены наши взгляды в контексте многообразия культур.
Более 60 лет назад Бронислав Малиновский впервые осуществил исследование экономической деятельности меланезийских племен Новой Гвинеи. По его наблюдениям, производственные отношения среди меланезийцев основывались главным образом на родственных связях и подчинении вождю племени. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени, мастером-специалистом и различным количеством помощников. Однако они трудились не ради денег. Лодка должна была стать собственностью вождя племени, и членам общности разрешалось пользоваться ею. По словам Малиновского "общественный труд... основан на обязанностях... родственников жены. Они должны помогать ее мужу, когда он нуждается в помощи. Что касается вождя, то помощь ему оказывается в широком масштабе, помогают целые поселки. Однако простому смертному помогут лишь несколько людей. После работы членам племени всегда выдается пища, но ее вряд ли считают платой за труд, ведь она не соответствует усилиям, затраченным каждым из работавших" (с. 160).
Конечно, необязательно отправляться в далекое путешествие к Тихому океану, чтобы выяснить влияние родственных и дружеских отношений на производство товаров и услуг. Брат был бы оскорблен, если бы сестра предложила ему плату за помощь в перестановке тяжелой мебели. Точно так же, когда люди переезжают в новый дом, группа друзей может оказать им помощь. В конце дня они с удовольствием выпьют несколько кружек пива, но если бы учитывалась продолжительность работы каждого из них и предлагалась соответствующая плата, это вызвало бы глубокую обиду.
Отмечая роль неэкономических факторов в производстве товаров, Малиновский считал их столь же важными и в сфере обмена. Он показал, что некоторые виды обмена нельзя объяснить на экономической основе, например, подарок. Тот, кто дарит его кому-нибудь из членов семьи, ничего не получает взамен. Малиновский отметил и другие случаи обмена материальных вещей (например, продуктов, раковин, принадлежностей для рыбной ловли) на привилегии неэкономического характера (скажем, на благосклонность вождя племени). В других случаях товары обменивались на вознаграждение, соответствующее местным обычаям. Малиновский подчеркивал, что образцы такого обмена нельзя объяснить с помощью традиционной экономической теории. В нашем обществе тоже существует подобный обычай дарить подарки на рождество и в день рождения. Члены семьи и друзья дарят друг другу подарки, но не получают за них деньги; в самом деле даже неприлично отдавать за такой подарок деньги. И в этом случае экономическая теория не может дать адекватного объяснения.
Связи между членами семьи не единственные неэкономические факторы, воздействующие на экономическую деятельность. В нашем обществе возраст и пол часто оказывают влияние на распределение трудовых ролей. Так, запрещено использовать труд малолетних детей, а пожилые прекращают участвовать в экономической жизни. Кроме того, некоторые виды труда (например, канцелярская работа, педагогическая деятельность, профессия медицинской сестры, преподавание в начальной школе, общественная работа) считаются главным образом женскими, хотя за последнее время все существенно изменилось.