Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Функционалистская точка зрения
Глава 14. Образование
Структура главы
Введение
Функционалистская точка зрения
Образование как средство социального контроля
Образование как фильтрующее устройство
Теория "человеческого капитала"
Взгляд с позиций конфликтологического подхода
Иллих и "отказ от массового образования"
Образование как борьба за статус
Неомарксистская теория
История современного образования
Демократическая революция
Промышленная революция
Образование как институт
Образование в обществе
Массовое и элитарное образование
Государственные и частные учебные заведения
Британская модель
Американская модель
Централизованное и децентрализованное образование
Техническое и общее образование
Образование в Америке
Ролевые конфликты
Воздействие группы сверстников
Влияние образования
Влияние социальных факторов на образование
Социальный класс
Расовое и этническое происхождение
Пол
Политическое влияние
Педагогические советы школ
Государственные законодательные органы
Федеральное правительство
Образование и социальная мобильность
Влияние количественных факторов (численности лет обучения)
Воздействие качественных факторов
Краткое содержание
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 14. Образование
Глава 14
ОБРАЗОВАНИЕ
"Мы вынуждены конкурировать друг с другом, когда дело касается отметок, почестей, отличий, поступления в колледж и спортивные команды, а также социального признания. В ходе этой конкуренции совершенствуются не наша порядочность, понимание жизни и интеллектуальные способности, а скорее умение носить маску, неискренность, приспособленчество и стремление идти по безопасному и проторенному пути, готовность предать своих товарищей ради собственной выгоды. Но все это усваивается учащимися непроизвольно. Они просто приспосабливаются к школьной обстановке, усваивают нормальный способ достижения "успеха" в мрачном, обезличенном мире средней школы. Эта конкуренция сопряжена с многими унижениями для всех, даже для тех, кто добивается успеха. Главная цель школы - воспитание приспособленцев, подчиняющихся власти школьной системы" (Либарле, Селигсон, 1970, с.20).
Резкая критика, содержащаяся в этом высказывании, отражает опыт учащегося средней школы из пригорода Нью-Йорка, где живут богатые. В нем также выделяются некоторые общие черты, характерные для образования в нашем обществе. Во-первых, говорится, что в процессе обучения учащимся навязывают определенные культурные ценности - в частности, стремление к конкуренции и уважение к власти. Во-вторых, подразумевается, что для передачи такого рода ценностей требуется наличие формальных организаций, например средних школ. В-третьих, имеется в виду, что весь процесс обучения направлен на социализацию людей, в данном случае учащихся средней школы. И, наконец, речь идет о том, что содержание обучения не всегда соответствует подлинным интересам учащихся; на самом деле иногда оно может вступать в конфликт с ними.
Как мы узнали из 4-й главы, в процессе социализации с самого рождения происходит формирование личности. Социализация предполагает усвоение широкого круга ценностей, понятий и ожиданий, на основе которых складывается повседневная жизнь людей. Образование - часть этого процесса. Хотя государственные школы, религиозные училища и колледжи предназначены для передачи знаний, в них непроизвольно усваиваются и другие уроки. Итак, образование можно определить как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим.
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 14. Образование