Валютный контроль при пересечении границы
Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Основными направлениями валютного контроля являются:
· определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза;
· предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, финансирования иной экстремистской деятельности;
· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля), Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – Государственный таможенный комитет), если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Таможенного союза валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством. Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.
Правовое понятие иностранной валюты установлено в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» № 226-З от 22.07.2003г., которое включает в себя:
Иностранная валюта:
· денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
· средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.
Иностранная валюта по степени конвертируемости делится на следующие виды:
1) свободно конвертируемые, т. е. без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. Фактически свободно конвертируемыми являются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса;
2) частично конвертируемые, к которым относятся валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
3) неконвертируемые – это валюты, где для резидентов и нерезидентов введен запрет на обмен валют.
В законодательстве некоторых стран, а также в литературе встречается также понятие «валютный курс». Под ним следует понимать стоимость одних денег, выраженную через стоимость других денег. Различают фиксированные валютные курсы; плавающие, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты; колеблющиеся в установленных государством пределах.
В соответствии с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010г. (далее – Договор) ввоз и вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на (с) таможенную (ой) территорию (и) Таможенного союза осуществляется без ограничений. При этом при единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.
Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
В случае перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США или денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в обязательном порядке заполняется дополнительный формуляр пассажирской таможенной декларации в двух экземплярах. Представления каких-либо разрешительных документов на ввоз или вывоз наличных денежных средств в рассматриваемом случае не требуется.
В соответствии с Договором под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.[7]
Следует отметить и другие возможности перемещения денежных средств за границу без декларирования, а именно: путем использования банковских переводов и международных пластиковых карточек.
Системы денежных переводов (без открытия счета) широко представлены в Республике Беларусь. Однако при данном способе следует учесть не только комиссию за данный перевод, но и обязанность получателя данного перевода сообщить о полученном доходе в соответствующие государственные органы. При банковском же переводе (с открытием счета) кроме комиссии банка-отправителя необходимо уточнить комиссию банка-получателя при снятии переведенных денежных средств.
В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена Таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства-члена Таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ст. 78 ТКТС).
Таким образом, при одновременном перемещении наличных денежных средств в национальной валюте и в иностранной валюте для разрешения вопроса о необходимости декларирования денежных средств, необходимо произвести перерасчет всех наличных денежных средств, перемещаемых через границу, в долларовый эквивалент по курсу валют, установленному на день пересечения Государственной границы.