Гражданственность и патриотизм
В современных социокультурных условиях воспитательная технология реализации идеологии белорусского государства выступает способом формирования патриотизма, гражданственности, социальной активности у подрастающего поколения.
Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.
Система национальных ценностей как идейная основа воспитательной системы:
1. Патриотизм– любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.
2. Гражданственность– долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.
В процессе проведения внеурочных занятий с учащимися по вопросам национальной идеологии значимое место занимают уроки гражданской культуры, основу которой составляют общечеловеческие ценности: права человека, свобода, справедливость, равенство, патриотизм.
Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.
В содержательном плане важно выделять и рассматривать основные характеристики национальных ценностей белорусского народа, особенности белорусской модели развития, а также содержание государственных минимальных стандартов.
Актуально обучение навыкам моделирования социально значимого поведения в конкретных ситуациях, при решении жизненных задач.
В ходе проведения уроков гражданской культуры рекомендуется использовать групповые, парные, коллективные формы работы; творческие задания и воспитывающие ситуации; самоанализ и самооценку.
Важной задачей совершенствования социально значимых отношений является привлечение подростков к оценочной деятельности, организации их на уровне самооценки, что дает возможность каждому воспитаннику реально оценивать свое поведение, отношения, видеть результаты деятельности, планировать собственное развитие. Самооценка способствует воспитанию, социализации и самовоспитанию, которое возникает только в подростковом возрасте. Благодаря самовоспитанию, подросток находит новые способы самоопределения.
Наряду с отношениями к внешнему миру необходимо вырабатывать и отношение к себе, т.е. приобщать к самопознанию, самоактулизации, саморегуляции и в итоге к самосовершенствованию.
Основные социально значимые ценности (совестливость, дружба, долг, семья, мир, добро) усваиваются при проведении коллективных, групповых творческих дел, тестов, ролевых игр и личном участии в организации воспитательных занятий.
Каждый, кто желает приобщиться к системе социально значимых ценностей, достигнет этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Вполне понятно, что стремления учащихся различны, но если согласиться с тем, что социальные знания необходимы всем воспитанникам, то становится необходимой разработка уровней, целей идеологического воспитания и ценностных навыков с учетом собственных способностей учащихся.
Следует отметить, что эти понятия едины. Действительно, нельзя процесс формирования социально зрелой личности в условиях социума отделить от процессов воспитания социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям и элементарных социальных навыков при решении жизненных задач.