Типы государства. формационный и цивилизационный подходы к типологии государств
Понятие и признаки государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
Государство - организация, характеризующаяся наличием публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.
Признаки:
1) власть - способность оказывать с помощью использования различных инструментов (воли, силы, атвторитета) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей, а также достигать подчинения воли одних людей воле других людей.
2) гос.власть- разновидность сложной социальной власти, оказывающей воздействие на общество в целом с помощью особой организации -государства.
3) публичная власть- внешняя по отношению к обществу сила, стоящая над обществом, реализующая управление.
4) территория- ограничивает пределы осуществления гос.власти.
5) суверенитет - верховенство гос.власти внутри страны, независимость на международной арене во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство - полнота гос.власти на всей территории государства. Единство суверенитета - принадлежит государству в целом, а не единственным частям. Независимость гос.власти.
Сущность гос-ва –значит выявить, в чьих руках сосредоточена гос.власть, чьим интересам служит гос-во, чью волю оно выражает.
Классовый подход – сущность гос-ва определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Марксистский подход. Ленин считал, что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим. Гос-во трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет господство эконом.господствующего класса.
Второй подход – основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом; он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку соц.компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия; подчеркивает ценность для общества гос.организации.
Два подхода не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности гос. В ней присутствуют стремление правящих классов выражать волю тех соц.сил, интересы которых они представляют, с другой стороны современное гос.отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.
Типы государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.
Типология – общие систематизирующие сущностные признаки, присущие конкретной группе гос.и раскрывающие закономерности их организации и развития.
В основе типологии лежит группировка гос.по типу гос. Типология не абстрактная конструкция, базируется на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявление объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования гос.-правовых систем и явлений.
Формационныйбыл разработан в рамках марксистско-ленинской тгп. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции. Согласно ему под типом гос-ва понимается система основных признаков, свойственным гос-вам общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и соц.назначения. Типы: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Достоинства: продуктивность деления гос-в на основании соц-экон факторов; возможность объяснения поэтапного развития. недостатки: односторонность, не учитываются духовные факторы.
Цивилизационныйпри характеристики развития стран учитывается не только развитие процессов производства, но и духовно-культурные факторы. Разработан английским историком Тойнби. Цивилизация характеризуется общностью множества фактов: культурных, экономических, географических, религиозных. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Положительное: выделение духовных, культурных факторов; более четкая типология гос-в. Недостатки: низкая оценка соц-экон фактора, преобладание типологии общества над типологией гос-ва.
Виды государств по отношению к религии:-
светское – все религиозные организации отделены от государства, не могут вмешиваться в дела государства (государство не вправе вмешиваться в деятельность церкви, государство не оказывает никакой помощи церкви). (РФ, Франция);
клерикальное – та или иная религия имеет статус государственной (признание за церковью права собственности, получение от государства различных субсидий, наделение церкви правом участвовать в политической жизни и юр. полномочиями). (Швеция, Дания);
теократическое – (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы это основной источник, глава государства одновременно является верховным священнослужителем)(Пакистан, Марокко);
атеистическое (религиозные организации преследуются властями, церковь лишается собственности). (Албания);
переходное – (Монголия).
В зависимости от уровня экономического развития
- развивающиеся или страны третьего мира (аграрные) - основу экономики составляет с/х, продажа полезных ископаемых, т.е. развита сырьевая промышленность);
- индустриальные (основу экономики гос-в составляет промышленность);
- постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются и в непроизводственной сфере, и в индустриальной сфере).
В зависимости от политического режима
демократические гос-ва – признание народа в качестве основного соц.насителя власти;
авторитарные - сильная личная диктатура;
тоталитарные – полное (тотальное) господство гос-ва над всеми сферами жизнедеятельности общества.
В зависимости от формы правления государства
Монархия, то есть власть одного лица; абсолютная – вся власть полит.и религ.власть в руках монарха, и конституционная - власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды.
Республика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами:
Олигархия, т.е. власть немногих лиц;
Полиархия, власть большинства;
В зависимости от господствующей идеологии государства
Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.