Методические рекомендации. В процессе изучения темы студенты должны выявить причинно-следственную связь между отменой крепостной зависимости и реформами
В процессе изучения темы студенты должны выявить причинно-следственную связь между отменой крепостной зависимости и реформами, проводимыми правительством Александра II, в первую очередь, речь идет о судебной реформе. По первому вопросу необходимо рассмотреть структуру дореформенной судебной системы, показать принцип сословности судов и роль административных органов в исполнении судебных функций.
Знакомясь с вопросом о подготовке судебной реформы, студентам следует выявить различие во взглядах на преобразования в судебной сфере консервативного министра юстиции В.Н. Панина и сменившего его либерала С.И. Зарудного.
Важным является усвоение главных принципов судебной реформы: гласность судопроизводства, независимость суда, введение в судебную систему суда присяжных, презумпция невиновности и др. Студентам необходимо разобраться в структуре новых судебных учреждений; правильно оценить положение и роль прокуратуры, адвокатуры, нотариата.
В заключение рассматривается роль нового судопроизводства в создании гражданского общества в России и деятельность наиболее известных правоведов (А.Ф. Кони, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако и др.). Оценивая значение судебной реформы, следует обратить внимание не только на ее позитивные черты, но и на недостатки: сохранение специальных судов, длительное пребывание на должностях чиновников прокуратуры в статусе «исполняющих обязанности» и т.д.
Для того чтобы уяснить себе принципы формирования, структуру и сферу деятельности земств и органов городского самоуправления, необходимо проанализировать «Положение о земских учреждениях» и «Городовое положение». Студенты должны рассмотреть систему выборов в органы местного самоуправления; уяснить полномочия земских собраний и земских управ. При изучении материалов, связанных с реформой городского самоуправления, студентам необходимо выяснить компетенцию городских властей в соответствии с Городовым положением 1870; знать функции Городской думы, городской управы и городского головы.
Важно не только определить место земских и городских учреждений в общей структуре органов власти в России, но и понять те изменения, которые произошли во взаимоотношениях власти и общества с появлением земств и городских дум. Важно также остановиться на изучении роли земств в формировании российского гражданского общества.
Составной частью изучения реформ органов местного самоуправления является изучение их конкретной деятельности по развитию народного образования, здравоохранения, статистике, агрономии, благоустройству городов и др.
Реформы в военной сфере являлись одними из важнейших преобразований Александра II. Необходимость их проведения была вызвана поражением России в Крымской войне. Студенты должны вспомнить основы дореформенной системы управления армией; познакомиться с первыми мероприятиями, проводимыми в этой области. Подготовка военной реформы связана с деятельностью военного министра Д.А. Милютин. В соответствии с разработанной им программой реформ, в 1860-х гг. начались преобразования системы управления, подготовки военных кадров, судебной сферы и др.
Центральным является вопрос об истории разработки и содержании Устава о всеобщей воинской повинности 1874 г. Студенты должны познакомиться с основными положениями этого документа, понять общие принципы новой системы комплектования войск, обратить внимания на те льготы, которые Устав предоставлял разным категориям населения страны.
Рассматривая вопрос о претворение военных реформ в жизнь и их значении, необходимо понять, почему реформа долгое время не распространялась на национальные окраины империи. Реформы образования были вызваны, в первую очередь, весьма низким уровнем образования населения Российской империи. Студентам необходимо найти подтверждение этому тезису в литературе. Преобразования в сфере образования в начале 1860-х гг. проводились министром народного просвещения А.В. Головниным, которому пришлось преодолевать значительное сопротивление со стороны консервативных кругов. Благодаря его настойчивости, в 1863 г. был принят новый университетский устав, возвративший университетам их былую автономию; серьезным изменениям подверглись начальные и средние учебные заведения страны.
Студентам необходимо проанализировать причины замены либерального министра А.В. Головнина убежденным консерватором Д.А. Толстым на посту министра народного просвещения (1866 г.); выяснить, какие изменения были связаны с деятельностью Д.А. Толстого.
Для более глубоко изучения внутренней политики Александра II важно познакомиться с реформами в сфере печати, проводимыми в 1860-х гг. При этом следует отметить некоторое смягчение цензуры в документах 1862 и 1865 гг.
Темы рефератов:
1. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в отечественной историографии.
2. Реформа русской православной церкви.
3. А. Ф. Кони - судебный деятель России.
4. Российская адвокатура 60-х годов XIX - начало XX вв.
Источники и литература
1. Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.
2. Дневник Милютина Д.А. М., 1947-1950. Т. 1-4.
3. Речи известных русских юристов. М., 1985.
4. Российское законодательство Х–ХХ вв. М., 1991.
5. Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. / Сост. С. М. Казанцев. Л., 1991.
ХХХ
1. Абрамов В. Земская избирательная система // Родина. 1991. № 11-12.
2. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
3. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973.
4. Боботов С. В., Чистяков Н. Ф. Суд присяжных: история и современность. М., 1992.
5. Богатырева, О. Н. Губернская администрация и земское самоуправление: Вторая половина XIX – начало XX века // Вопросы истории. 2004, № 8.
6. Великие реформы в России. 1856-1874. Под ред. Л. Г. Захаровой. - М., 1992.
7. Верещагин, А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002.
8. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1963.
9. Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.
10. Гетманский А.Э. Петр Александрович Валуев \\ Вопросы истории. 2002. № 6.
11. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. - М., 1990.
12. Еремян, В. В. История местного самоуправления в России (ХII- начало ХХ в. М., 1999.
13. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
14. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 -1870 гг. в России. М., 1952.
15. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России 1861-1881 гг. // Знание-сила. 1992. № 2.
16. Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.
17. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 - 70-х гг. поворотный пункт российской истории. // Отечественная история. 2005. №4.
18. Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж, 1989.
19. Лаптева Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993.
20. Литвак Б.Г. Реформы и революции в России// История СССР,1991, №2.
21. Ларин А. М. А. Ф. Кони – судебный деятель. М., 1988.
22. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60 - начале 90-х гг. XIX в. М., 1984.
23. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе в начале XX в. М., 1986.
24. Российские реформаторы XIX - начала XX вв. Сб. ст. М., 1995.
25. Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова // Русские судебные ораторы второй половины XIX – начала XX вв. М., 1984.
26. Смолярчук В. И. А. Ф. Кони. М., 1985.
27. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866- 1904 гг. Тула. 2000.
28. Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформ и проблема организации местного управления в России в 50-70-е годы XIX в. //Отечественная история. 2000, № 1.
29. Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. М., 1987.
30. Чернуха В.Г. Самодержавие и печать (60-70-е годы XIX в.) //Вопросы истории. 1986, № 11.
31. Шумилов М. М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х - начале 80-х гг. XIX в. М., 1991.
32. Шутов, А. Ю. Политические дискуссии о земской избирательной системе в России (50-60-е годы XIX века) // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 1998, №3, 6.
33. Эймонтова Р.Г. Российские университеты на путях реформ 60-е гг. XIX века. М., 1993.
Тесты
к теме: «Буржуазные реформы 1860-х – 1870-х гг.».
1. Указ о новых Судебных уставах был принят:
А. - В 1861 г.
Б. - В 1866 г.
В. - В 1881 г.
Г. - В 1864 г.