Виды пространств по международному праву
Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.
В пределах перечисленных пространств различают:
территории государств;
территории с международным режимом;
территории со смешанным режимом.
В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.
Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.
К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.
Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.
К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.
К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).
26. Понятие «дипломатическое и консульское право»
Дипломатическое и консульское право - одна из старейших отраслей современного международного права, определяющая правовой статус дипломатических учреждений и международных должностных лиц, а также - регламентирующая процедуру осуществления дипломатии и консульской службы.
Дипломатия - деятельность специально уполномоченных органов и должностные лиц по решению вопросов, имеющие межгосударственное значение. Консульская служба - деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, состоящая, главным образом, в защите на иностранной территории интересов физических и юридических лиц отечественного государства.
И дипломатия, и консульская служба - два основных способа осуществления внешней политики государств. Разница между ними - в тактике деятельности, но не в ее политическом содержании. Не случайно и дипломатический аппарат, и аппарат консульский традиционно существуют в структуре одного ведомства – иностранных дел.
Внешняя политика государства осуществляется посредством двух категорий органов – внутригосударственных и зарубежных (подробная информация об этом содержится в учебниках и специальной литературе).
27. Дипломатический класс- это уровень отношений между государствами. Дипломатический класс в соответствии с международным правом определяется по соглашению между заинтересованными государствами и присваивается главам дипломатических представительств.
Существует 3 уровня (класса) отношений между государствами:
1) класс послов
2) класс посланников
3) класс поверенных в делах
Дипломатические классы присваиваются только главам дипломатические представительств. От отнесенности главы представительства к тому или иному классу зависят существенные юридические последствия.
1. При достижении договоренности между государствами об установлении дипломатических отношений на уровне первого либо второго классов глава представительства подлежит аккредитации (прикреплению) к главе иностранного государства. Представительство в этом случае будет именоваться посольством.
2. Если же глава представительства имеет класс поверенного в делах, то может быть аккредитован только при главе ведомства иностранных дел, а соответствующее представительство будет называться миссией.
Дипломатический ранг - это специальное звание сотрудника ведомства иностранные дел, которое присваивается в соответствии с внутригосударственным законодательством (все сотрудники, относящиеся к «дипломатическому персоналу» заграничных дипломатические учреждений, имеют дипломатические ранги).
Дипломатические ранги, поскольку они присваиваются в соответствии с внутригосударственным законодательством, по своим наименованиям могут не совпадать.
В Российской Федерации существует следующая иерархия дипломатических рангов:
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Чрезвычайных и Полномочный Посланник 1, 2 классов
советник 1,2 классов
1-й секретарь 1,2 классов
2-й секретарь 1, 2 классов
3-й секретарь
атташе
Примечательно, консульские ранги во многих странах по наименованию совпадают с названиями классов и присваиваются в зависимости от занимаемого служебного положения. Обычно определенная консульская должность соответствует консульскому или дипломатическому рангу.
28. Дипломатический персонал. К дипломатическому персоналу относится все «рангированные» сотрудники и члены их семей. Формальный признак, позволяющий определить дипломатический статус лица - наличие дипломатической карточки, выданной внешнеполитическим ведомством государства пребывания. Совокупность всех в лиц в данном государстве пребывания, отнесенных к категории дипломатического персонала, охватывается понятием «дипломатический корпус в широком смысле слова» (дипломатический корпус «в узком смысле» - совокупность глав всех дипломатических представительств в данном государстве). Наиболее существенные свойства правового статуса дипломатического персонала состоят в следующем.
Соответствующая категория лиц, по общему правилу, не подлежит привлечению ни к административной, ни к уголовной ответственности государством пребывания. К ним не могут быть применены какие-либо меры принуждения. Однако важно понимать, что иммунитеты лиц дипломатического персонала являются функциональными. Потому и существуют исключения из общего правила, которые необходимо знать.
Если запрет применения мер административной ответственности является абсолютным, то несколько иначе обстоит дело с возможностью привлечения соответствующего лица к уголовной ответственности по законодательству государства пребывания: оно подлежит юрисдикции данного государства в случае, если аккредитующее государство откажется от иммунитетов своего представителя ( например, в январе 1997 года Грузия отказалась от иммунитетов советника своего посольства в США Георгия Махарадзе, который, управляя автомобилем в Нью-Йорке в нетрезвом состоянии, стал виновником автомобильной аварии, в которой погибла 16-летняя американка).
Функциональность дипломатических иммунитетов обусловливают и особые случаи, в которых к дипломатическим агентам могут применяться и меры принуждения. Такие меры применимы только в ситуациях необходимой обороны и крайней необходимости. Один из таких случаев прямо называется в Венской конвенции о дипломатических сношениях. Он связан с возможностью таможенного досмотра личного багажа дипломатического сотрудника при наличии оснований полагать, что в этом багаже имеются предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законодательством государства пребывания. Однако такой досмотр допустимо осуществлять только в присутствии владельца или его представителя.
Кроме того, не менее важно знать, что, если аккредитующее государство в случае совершения преступления своим дипломатическим агентом, не откажется от его иммунитетов, оно обязано решить вопрос о его ответственности по национальному законодательству.
Дипломатический сотрудник вправе, но не обязан давать свидетельские показания.
В консульских представительствах те же категории персонала (естественно, первая категория именуется не дипломатическим, а консульским персоналом). Иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, как правило, обладает только консульский персонал.
Для привлечения к уголовной ответственности сотрудника консульского персонала достаточно установить, что им совершено тяжкое преступление. При этом необходимо исходить из международно-правовой трактовки понятия «тяжкое преступление».
Действующие консульские конвенции двояко решают этот вопрос. В большинстве случаев под тяжким понимается такое преступление, которое квалифицируется как таковое по законодательству государства пребывания. Однако отдельные консульские конвенции предусматривают, что тяжкое - такое преступление, за которое по законодательству государства пребывания может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок не менее пяти лет.
Консульские сотрудники подлежат привлечений к административной ответственности за действия, не связанные с выполнением служебных обязанностей.
Они, в отличие от сотрудников дипломатического персонала, обязаны дать свидетельские показания и явиться по вызову органа предварительного расследования или суда. Однако (и это тоже весьма существенное обстоятельство) в случае неявки, они не могут быть подвергнуты принудительному приводу.
В заключение подчеркнем: таковы наиболее типичные свойства иммунитетов сотрудников консульского персонала. Тем не менее консульские конвенции России с отдельными государствами могут предусматривать иное - например, приравнивать персонал консульских представительств в отношении иммунитетов к персоналу представительств дипломатических.
Из этого необходимо сделать вывод: для решения вопроса о возможности применения принудительных мер к лицам, относящемуся к любому из трех категории консульских представительств, необходимо ознакомиться с правилами, предусмотренным консульской конвенцией России с конкретным иностранным государством.
29. Административно-технический персонал. К этой категории относятся «нерангированные» сотрудники представительства, помогающие дипломатическим агентам выполнять их функции: переводчики, шифровальщики, сотрудники секретариата, а иногда - службы безопасности (если таковая, по согласованию с государством пребывания, имеется в представительстве).
В принципе, административно-технический персонал пользуется теми же иммунитетами, что и персонал дипломатический, но с некоторыми изъятиями: а) его сотрудники могут привлекаться к административной ответственности, если правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей; б) личный багаж сотрудников административно-технического персонала подлежит таможенному досмотру.
Еще одно важное обстоятельство: по специальным договорам с некоторыми государствами административно-технический персонал в отношении иммунитетов полностью приравнивается к дипломатическому.
Обслуживающий персонал. В состав этой категории персонала входят рабочие и служащие различных специальностей, обеспечивающие нормальное функционирование предстательства.
Важно понять, что иммунитетами пользуются только иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в государстве пребывания. Они привлекаются и к уголовной, и к административной ответственности за деятельность, не связанную с выполнением служебных обязанностей. Лица без гражданства и граждане государства пребывания иммунитетами не обладают.
30. Режим наиболее благоприятствуемой нации в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ): цель, содержание, сфера и механизм действия, пример нарушения.
Ст.1 ГАТТ
Каждое новое соглашение члена ВТО с каким-либо иным государством (не/участвовавшим в ВТО) об изменении условий торговли между ними к-л товаром в льготную сторону, изменяет и условие торговли подобным товаром в отношениях со всеми членами ВТО в льготную сторону. Принцип носит договорный характер.
1978 год - доклад
Анализ договорных положений РНБ позволяет следующие виды оговорок:
-безусловная форма, ст.1 ГАТТ режим РНБ предоставляется без требования к-л возмещения, компенсации или эквивалентности. Наиболее распространена. Если двустороннее соглашение мжд членом ВТО и не членом, то другой член ВТО автоматически будет пользоваться этими льготами.
-условная, редко используется, раньше в США. Сторона, кот предположительно меньше выиграет от получения другой стороне РНБ, имеет право на получение от этой другой стороны некого возмещения. Концепция эффективной взаимности.
Сфера действия РНБ в ГАТТ 94:
(те условия мн торговли товарами, в отношении которых действует принцип рнб - льготы автоматом)
1. Там пошлины и сборы всякого рода, налагаемые на ввоз и вывоз товара или в связи с ними
2. Сборы, на перевод за границу платежей за импорт или экспорт
3. Методы взимания вышеуказанных пошл сборов
4. Правила регулирования и формальности в связи с ввозом и вывозом
5. Внутреннее налогообложение и правила торговли товарами
РНБ действует только в отношении like product - подобный товар, дефиниции нет, практика органа по разрешению споров ГАТТ ВТО выработаны критерии отнесения товаров к подобным:
1) физические, химические, органолептические (вкусовые, дело про кофе!!) характеристики товара
2)привычки и вкусы потребителей
3) конечная цель использования товара
4) безопасность товара для потребления (дело об асбесте)
31. Национальный режим в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ): цель, содержание, сфера и механизм действия, пример нарушения.
Ст.3 ГАТТ
Если режим наибольшего благоприятствования нацелен на недопущение дискриминации между товарами, ввозимыми в страну из любых 3х государств, то принцип нац режима направлен на обеспечение недискриминации любых импортных товаров, по сравнению с товарами внутреннего производства
Структура ст.3 ГАТТ 94
Ч.1 - (общая)установлен общий запрет протекционизма (защита внутреннего производства)
От этой части две стрелочки:
Ч.2 - внутреннее налогообложение: есть 2 предложения, кот устанавливают разные требования
1) налоги, применяемые к товарам импортного производства не должны превышать прямо или косвенно налоги, применяемые к отечественному товару. Концепция подобных товаров здесь работает.
2) более того, никакая из договаривающихся сторон не должна применять по-другому внутр налоги и сборы к импортные и отеч товарам так, чтобы создавать защиту для внутреннего производства
С учетом примечания, второе предложение ч.2, ст.3 ГАТТ применятся только в тех случаях, когда это связано с наличием конкуренции между облагаемым налогом товаром с одной стороны и непосредственно конкурирующим или заменяющим его товаром, кот не облагается аналогичным образом с другой стороны. Концепция непосредственно конкурирующих товаров связана с понятием эластичность спроса
Схема рассмотрения дел:
1. Товары подобны?
Да - налог на имп товар больше, чем на отечественный?:
-да : нарушение 1 предложения, ч 2, ст 3 ГАТТ
- нет : нет нарушения
Нет - товары непосредственно конкурируют друг С другом?
-да : различия в налогообложении имеет протекционистский эффект?
-- да : нарушение 2 предложения ч2 ст 3 ГАТТ
-- нет : нет нарушения
- нет : нет нарушения
Ч.4 - нац режим применительно к правилам торговли товарами
Дело о бананах
Любые законы, правила ...
дело о дискриминационных мерах италии против импортной с/х техники 1957
Инициировано по жалобе Англии
Некоторым категориям итальянских фермеров или фермерских кооперативов предоставлялись льготные кредиты для покупки с/х техники, произведенной в Италии, а кредит на покупку импортной техники не предоставлялся. Великобритания посчитала, что есть нарушение ч.4 ст.3 ГАТТ
Аргументы: кредит не подпадает под правила торговли, принятие закона было направлено на повышение экономики Италии.
Группа взяла текст и применила буквальное толкование. Если б было написано rules governing (регулирующие) trade, тогда бы они согласились с Италией, а в договоре написано - affecting (затрагивающие). Италия проиграла.
основной вывод "в ч.4 ст.3 ГАТТ имеется ввиду не только законы непосредственно регулирующие условия торговли, но также и любые законы, кот могут негативно изменить условия конкуренции между отечественными и импортными товарами на внутреннем рынке.
Здесь речь идет только о ПОДОБНЫХ товарах