Глава 7. финансирование выборов

Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Расходы избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов производятся за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

2. В случае если соответствующий орган местного самоуправления в Санкт-Петербурге отсутствует либо соответствующим органом местного самоуправления в Санкт-Петербурге не принят муниципальный правовой акт о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год, либо в установленный законом срок средства на финансирование расходов избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов не были перечислены, финансирование расходов избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Порядок перечисления средств на финансирование расходов избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

3. Главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на выборы, является избирательная комиссия муниципального образования.

4. Расходование выделенных избирательным комиссиям средств производится по сметам расходов, составляемым соответствующими избирательными комиссиями самостоятельно, на цели, определенные настоящим Законом Санкт-Петербурга.

5. За счет средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

а) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;

б) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;

в) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий;

г) на транспортные расходы;

д) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;

е) на сувениры впервые голосующим гражданам;

ж) на командировки членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий;

з) на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.

6. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления избирательной комиссии, в соответствии с федеральным законом сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Порядок выплаты и размеры дополнительной оплаты труда (вознаграждения) и компенсации устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования за счет и в пределах средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов.

7. Участковая избирательная комиссия представляет отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных ей на подготовку и проведение выборов, в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

8. Окружная избирательная комиссия представляет отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных ей на подготовку и проведение выборов, в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 20 дней со дня голосования.

9. Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчет о расходовании средств местного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, в соответствующий муниципальный совет не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

10. Если выборы признаны состоявшимися, действительными и избранные кандидаты сложили с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, не израсходованные избирательными комиссиями средства, полученные из местного бюджета, возвращаются в местный бюджет не позднее чем через один месяц со дня представления избирательной комиссией муниципального образования отчета о расходовании средств местного бюджета в соответствующий муниципальный совет.

11. В случае назначения повторных выборов, если по результатам основных выборов муниципальный совет не был сформирован в правомочном составе, неизрасходованные средства остаются на счетах избирательной комиссии муниципального образования для использования на цели, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга.

12. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств.

13. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из средств местного бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

14. Закупка товара, работы или услуги, связанных с подготовкой и проведением выборов, может осуществляться избирательными комиссиями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью соответствующего местного бюджета до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Статья 46. Избирательные фонды кандидатов

1. Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для его регистрации этой окружной избирательной комиссией.

2. Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

3. Избирательный фонд кандидата может создаваться за счет следующих денежных средств:

а) собственных средств кандидата;

б) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

4. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:

а) иностранным государствам и иностранным организациям;

б) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

к) организациям, учрежденным государственными органами и(или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

м) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

н) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;

о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах;

п) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:

иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "г", "е" - "з", "л" - "о" настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

организаций, учрежденных государственными органами и(или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;

организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

5. Некоммерческие организации, указанные в подпункте "п" пункта 4 настоящей статьи, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта "п" пункта 4 настоящей статьи (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.

6. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, информацию о гражданстве.

7. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

8. Кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, которые не имеют права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 6 и 7 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом Санкт-Петербурга максимальный размер такого пожертвования, оно в течение 10 дней с момента внесения подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом Санкт-Петербурга максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в течение 10 дней с момента внесения данного пожертвования. Кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат своевременно не получил информацию о неправомерности данных пожертвований.

9. Сумма добровольного пожертвования одного гражданина в избирательный фонд кандидата не должна превышать 3000 рублей.

10. Сумма добровольного пожертвования одного юридического лица в избирательный фонд кандидата не должна превышать 7000 рублей.

11. Сумма вносимых в избирательный фонд собственных средств кандидата не должна превышать 10000 рублей.

12. Сумма вносимых в избирательный фонд кандидата средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, не должна превышать 10000 рублей.

13. Предельная сумма денежных средств, подлежащих расходованию из избирательного фонда кандидата, составляет 20000 рублей.

14. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения окружной избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

15. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации, в которых кандидаты либо их уполномоченные представители по финансовым вопросам открывают специальные избирательные счета, определяются Санкт-Петербургской избирательной комиссией по согласованию со Сберегательным банком Российской Федерации.

16. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

Статья 47. Уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам

1. Кандидат вправе назначить своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

2. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании выданной кандидатом доверенности по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией, которая должна быть удостоверена нотариально.

3. В доверенности, выданной уполномоченному представителю по финансовым вопросам, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), перечислены переданные ему полномочия.

4. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат вправе передать ему следующие полномочия:

а) открытие и закрытие специального избирательного счета;

б) распоряжение средствами избирательного фонда;

в) учет и контроль за поступлением и расходованием средств избирательного фонда;

г) право подписания от имени кандидата расчетных документов;

д) иные полномочия, связанные с финансированием избирательной кампании данного кандидата.

5. Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в окружную избирательную комиссию кандидатом представляются следующие документы:

а) заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией;

б) заявление гражданина о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией;

в) доверенность, указанная в пункте 3 настоящей статьи.

6. Окружная избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

7. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации и истекает через 60 дней со дня голосования на выборах.

8. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив в соответствующую окружную избирательную комиссию и в филиал Сберегательного банка Российской Федерации, где открыт специальный избирательный счет кандидата, соответствующее заявление кандидата.

9. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Статья 48. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.

2. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

3. Средства избирательных фондов могут использоваться на:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.

4. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами, а также гражданами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Требование о безналичном порядке распространяется в том числе на расчеты с любыми третьими лицами, привлекаемыми исполнителем работ (услуг) для выполнения принятых на себя по договору обязательств. Любые выплаты наличных денежных средств гражданам и юридическим лицам по договорам на выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией, запрещаются.

5. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату только через избирательный фонд данного кандидата. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств избирательного фонда данного кандидата. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

6. Кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.

7. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по требованию окружной избирательной комиссии или кандидата обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном избирательном счете данного кандидата. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по представлению окружной избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду по требованию кандидата обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.

8. Кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 26 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.

9. Кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в окружную избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией муниципального образования.

10. В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представления в окружную избирательную комиссию финансовых отчетов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, не требуется.

11. Финансовые отчеты, указанные в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, представляются кандидатами в окружные избирательные комиссии на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

Копии финансовых отчетов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются окружными избирательными комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.

12. После дня голосования кандидат обязан перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в его избирательный фонд, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии муниципального образования в бесспорном порядке перечислить оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства в доход местного бюджета.

13. Избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с федеральным законом в пятидневный срок со дня поступления к ним представления избирательной комиссии обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию.

14. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.

Наши рекомендации