Мировоззрение, его виды и формы. Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Формы мировоззрения:
§ мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;
§ мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассуждения, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;
§ миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и последовательное стремление к нему.
Виды мировоззрения:
§ обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
§ религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
§ научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
§ философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Виды знаний
Знание - результат познавательной деятельности.
Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
§ субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);
§ объект (то, на что направлено познание);
§ знание (результат познания).
Формы познания:
1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее непосредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:
а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;
б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;
в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.
2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рационального познания:
а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по существенным признакам и обобщает их в класс;
б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;
в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суждений переходит к новым.
Виды знаний:
1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия
2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение
3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное
4. художественное - основанное на субъективном творческом откровении
5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.
6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:
§ гносеологический пессимизм (познание невозможно или существенно ограничено);
§ гносеологический оптимизм (познание возможно).
В рамках пессимизма различают:
§ крайнее направление - агностицизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;
§ и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверного познания.
Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.