Право – это справедливый порядок общественных отношений, который исходит из формально-равной свободы каждого члена общества.
16. В этой связи возникает проблема соотношения формального и фактического равенства.
17. Равенство отрицает свободу, если мы за критерий уравнивания возьмем не свободу, а что-то другое.
18. Фактическое равенство предполагает учет изначально присущих людям характеристик.
19. Но по сути мы приходим не к фактическому равенству, а к фактическому неравенству.
20. «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям» -- принцип, основанный на неравенстве.
21. Проблема соотношения формального равенства и уравниловки.
22. Уравниловка – это процедура предоставления льгот. По сути, любое равенство может стать формальным равенством при его формализации.
23. Социальный порядок, который исходит из указанного триединства, объективно по своему содержанию носит всеобщий характер, он должен поддерживаться принудительной властью.
24. Всеобщность носит содержательный характер.
25. Принцип формального равенства применяется в отношениях между физическими лицами.
26. Право упорядочивает отношения между людьми как носителями социальных ролей. Любой человек должен находиться в равном положении с людьми, которые находятся в одной социальной среде.
27. Гражданин как человек равен Президенту как человеку.
28. Право устанавливает пределы и ограниченность общественных отношений, которые им регулируются.
29. Еще Ключевский говорил, что свобода – это одно из оснований общества.
30. Либертарная теория права вырабатывает свои ценности, которые содержательны и отличны от моральных.
31. Эта теория преодолевает дуализм естественного и позитивного права.
32. Право – это реально существующий в обществе порядок, которому присущи определенные качества.
33. Генезис права рассматривается социально-исторически. Право выводится из развития человеческой социальности.
34. Возможность социального бытия человека обеспечивается возможностью частной собственности, но эта свобода не абсолютна.
35. Человек получает возможные альтернативы поведения и определенную степень свободы. В связи с этим возникает проблема согласования различных социальных интересов, которые формируются в обществе.
36. В обществах, где процесс эмансипации человека от общества шел быстро, свобода признается базовой ценностью, а социальный порядок обеспечивается правовым порядком.
37. Свобода и право – это некоторая привилегия. По мере развития общества все люди должны получить равную по объему свободу.
38. Свободный рынок вырабатывает способ эквивалентсности поведения. Чтобы правовой порядок утвердился в обществе, необходима частная собственность и свободные товарно-денежные отношения.
39. Оболонский утверждал, что персонацентристские цивилизации развиваются более устойчиво.
40. В этом случае возникновение права объясняется исторически.
41. С точки зрения генезиса и онтологии права важной становится проблема изучения права на уровне явления – феноменология права.
42. Право как явление подчиняется тем же закономерностям, что и любое другое явления социальной действительности.
43. С точки зрения содержания право – это правовая норма и субъективное право человека как его притязание не некоторую свободу.
44. Субъективное право первично, а норма вырабатывается как форма его признания.
45. Правовая норма – это абстракция субъективных прав.
46. Реализация правовой нормы представляет собой вторичные субъективные права.
47. Право объективируется в трех формах:
· В форме юридического текста,
· В форме правоотношения,
· В форме правосознания.
48. Первичными формами возникновения права являются правосознание и правоотношение.)))
Еще ВАР
Либертарное понимание права и
Юридическое государство.
2. Формально эта концепция схожа с кельзеновской. Но содержание существенно изменено.
3. Власть, существующая вне правопорядка, -- это не власть, а деспотия.
4. Следовательно, государство – это институциональная гарантия правопорядка.
5. Право первично и не производно от государства.
6. Право – это правопорядок, который исторически складывается в обществе на основе принципа формального равенства и свободы индивидов-членов этого общества.
7. Право – это содержательный правопорядок.
8. Право рассматривается также в качестве способа обеспечения защиты этого правопорядка, однако, для этого необходимым становится государство, связанное правом.
9. Алексеев говорит об «идеальном государстве законности».
В то же время при социалистическом понятии законности не отрицается, что государство вправе издать любой по содержанию закон. И такое государство будет правовым, если оно соблюдает действующие законы, какими бы они не были
№ 12