КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 29 страница
СИНЯВКА - раньше хутор ст. Елизаветовской с ж.д. станцией, а теперь город на правом возвышенном берегу Мертвого Донца. В 1770 г. командующий Азовской флотилией адмирал Синявин основал слободу по обеим сторонам речки Морской Чулек. Он начал заселять ее крестьянами, но по жалобе Войскового Правления новое поселение было от него отобрано и передано Елизаветовской станице в качестве хутора, куда и переселились многие Казаки.
СИПА - у Казаков пренебрежительная кличка для русских солдат.
СИРАКИ - небольшой скифский народ, перекочевавший на Кубань из Закавказья в II в. до Р. Хр. Проф. Городцов считает, что они принесли с собою особые драгоценные украшения для конской сбруи, подобные тем, которые греческие мастера вырабатывали раньше для Скифов-Сака. Они хоронили своих покойников так же, как Торки. В могильной яме, обычно с ее северной стороны, ниже дна подкапывалась камера или подбой, куда укладывали покойника, а прямо на дно могилы помещали его убитого коня. На Сев. Кавказе С. сначала жили под властью своих князей, но со временем должны были подчиниться боспорским царям. Они постепенно перешли к оседлости, смешались с Торетами и Удзами и от III века исчезают из хроник. Древние географы указывают область их кочевий и поселений там, где позднее по свидетельству Персов располагалась Земля Касак. Тореты и Торки сохранили их погребальный обряд, а потому в археологии его принято называть «торческим».
СИРКО - прозвище запорожского полковника; между 1659 и 1679 гг. он неоднократно избирался Кошевым атаманом. В один из таких годов, перед Рождеством 1678 г. на Запорожскую Сич неожиданно напали Крымские Татары в сопровождении 15 тыс. янычар. Им удалось ворваться в стены укрепления, но казачьи курени в свою очередь бросились на них и после ожесточеннейшего ночного боя изгнали их прочь.
В связи с этим нападением Кошевой атаман С, сам не раз водивший Казаков на Крым, послал Крымскому хану ядовитое письмо, упрекая его в вероломстве и обещая отплатить сторицею. Народное предание предписывает тому же времени грубовато-юмористическое письмо, отправленное Казаками в Стамбул. Художник Репин использовал эту тему для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С. умер в 1680 г.
СИРОМА (запорож.) -люди необеспеченной жизни, бедняки.
СИЧ - местное название поселений в Казачьей Низовой республике; по-русски Сечь. Слово С. не находит на славянских языках соответствия в понятиях «крепость»; «город», «укрепленное поселение» и т.п. Поэтому явилось мнение, что в своей основе оно связано с готским значением слова Sitls (германское Sitz) - поселение - и перешло к Ордынским Казакам от Алано-Готов в то время, когда они в Крыму смешались с остатками этих германских племен. Тогда же у наших предков появился бесспорно готский термин «атаман» - «отец мужей - воинов», а слово «кош» утвердилось в своем татарском смысле, как высшая военная ставка».
СИЧЕВОЕ ТОВАРИСТВО - в XVI-XVIII вв. у Запорожцев так называлась вся корпорация Казаков, способных в любой момент к выступлению с оружием. С Т. делилось по степеням на меньшее С. Т. и старшее С. Т., состоявшее из «знатных войсковых товарищей». В Гетманщине образовалась еще самая высокая степень «Бунчуковое товариство», привилегированная группа заслуженных старшин.
Старшее С. Т. объединяло наиболее образованные кадры народности, людей наиболее стойких в делах гражданства и войны. Поэтому в нормальное время большинство кандидатов на посты командиров и ответственных деятелей выходило из его среды. Состоявшая из них старшинская Войсковая Рада являлась своего рода отдельной парламентской палатой и мозгами общего Народного Собрания, Черной Рады или Большого Кола. Знатные войсковые товарищи, предварительно порешив дело, шли в толпу и уговаривали Казаков принять желаемое ими решение. Зрих Ласота писал в 1594 году: «Через некоторое время после того, как начальники смешались с Большим Колом, Черное Коло снова отделилось от них и, окончив обсуждение, в знак согласия люди подбрасывали вверх шапки».
СИЧ ЗАПОРОЖСКАЯ - название укрепленного поселения на Днепре ниже порогов, но под этим именем понималась и вся Казачья Низовая Республика по той причине, что в этом поселении было сосредоточено управление всем краем. В XV в., по польско-литовским сведениям, С.З. помещалась на острове Хортица. Данных о более раннем времени не сохранилось; известно только, что Татары Золотой Орды застали там повсюду городки казачьих предков Черных Клобуков или Черкасов. Главным их городом от XI в. был Торческ, на юг от реки Рось. При этом почти все поселения Правобережного Низа носили славянские названия. Они разрушены во время хаоса междуусобий в татарских ордах. Их остатки и городища в 1740 г. обнаружены Ригельманом и Неплюевым.
Беспокойные соседи заставляли Казаков несколько раз менять местоположение С. 3. Ввиду этого, археология еще мало уделяла внимания ее городищам; установить точное время возникновения того или иного поселения еще невозможно.
Хортицу Казаки покинули одновременно с уходом из-под власти крымских ханов. Это случилось в самом конце XV века, после того как Крымом завладели Турки, непримиримые казачьи враги. Тогда семейные Казаки переселились на север к границам Вел. Княжества Литовского, а холостые воины остались за порогами на своих старинных юртах, очевидно признанных и ханами. Новый опорный пункт на острове Томаковка стал вскоре столицей небольшой казачьей республики, порвавшей зависимые отношения с крымским ханом и долгое время остававшейся вне подданства какому-либо другому монарху. Но земли ее между Днепром и Ю. Бугом еще долго считались у соседей формально принадлежащими Крымскому ханству.
Ханы не препятствовали возникновению и росту нового политического образования, и только постоянные обиды, которые Казаки причиняли Туркам, в конце концов вызвали ответное нападение турецко-татарских войск; в 1593 г., когда гарнизон передовой Томаковской Сичи состоял всего лишь из нескольких сот бойцов, она была разрушена до основания. После этого Казаки перенесли Главный Кош на остров Базавлук, более удобный для обороны. Здесь С. 3. была окружена глубоким рвом, земляными валами и деревянным частоколом с башнями. Тут же под стенами цитадели обосновался посад, где проживали некоторые Казаки, рабочие (ыргаты - по взятому от Татар названию), купцы, ремесленники и всякий другой иноплеменный люд, находивший здесь пропитание трудом или торговлей. Тут можно было встретить выходцев из Литвы, Польши, Украины, Молдавии и стран Востока. Может быть поэтому некоторые бытописатели утверждают, что среди Запорожцев находились люди разной национальности и веры. Внутри новой крепости выросли коливы (казарменные помещения для куреней), школа, канцелярия, дома атаманов и старшин, кузницы, оружейные и пороховые мастерские, склады и т.п. На центральном майдане воздвигли церковь с гранитной колокольней, оттуда постоянный дозор наблюдал за окрестностями и Днепром. Около нее собирались Казачьи Кола и Рады, где решались общественные дела, совершались суды и расправы. С. 3. жила совершенно самостоятельной и независимой жизнью в своих границах. Ригельман писал: «Если Казаки пожелают ехать в Малороссию или Польшу для торгов или других каких нужд, оные берут себе пашпорты от Кошевого за их войсковой печатью».
Правом участия в общественно-политической жизни страны обладали одни Казаки. Республика принимала на свои земли выходцев из Украины и Белоруссии. Они трудились здесь как сельскохозяйственные рабочие по казачьим хуторам, или как свободные землепашцы на выделенных для них землях. В старых актах нет указаний, что они обращались в Казаков. Здесь они считались «подданными» казачьего товариства, точно так, как раньше были «подданными» польско-литовских магнатов и были обязаны выполнять некоторые повинности. Но и среди самих Казаков разрастался слой крепких сельских хозяев, жаждущих мирной безопасности для своих полей и стад. Они жили по хуторам, пользовались наемным трудом пришлого люда, а их стада и табуны тучнели на свободных пространствах обширных казачьих степей. На севере кое-где зеленели обработанные нивы. По свидетельству вице-адмирала Крейса, служившего русскому царю в конце XVII века, «Казаки, живущие по Днепру у порогов, мало занимаются хлебопашеством, потому что трудно было бы всякого рода хлеб перевозить сухим путем в Азовское море или торговать около него». «Другая причина их несклонности к земледелию та, что как Запорожцы, так и Донские Казаки мало употребляли в пищу хлеба и, вообще, плоды зерновых растений, а более охотники до рыбы, разных мяс, яиц, молока и овощей; всего этого находится в излишестве».
Описывая Казаков, он наделяет их разными положительными свойствами; «Природные качества их суть добродушие и щедрость, они не копят богатства, имеют много ума, хитрости и особенно искусны в военном деле; весьма храбры и готовы равнодушно переносить голод, жажду и все случающиеся в войне тягости. Жаль только, что они так легкомысленны и непостоянны, хотя в бумагах и называют себя всегда верными». «Казаки, как и многие северные народы, охотники до крепких напитков; однако в походе, а особенно в морских поездках, редко встретится пьяного; ибо запрещается им, под опасением строгого наказания, брать с собою вино или водку; обыкновение достойное похвалы в таком народе, который многие почитают варварским; в сем отношении Казаки превосходят наших матросов».
Таковым был военный народ, коренное население С. Запорожской.
В 1709 г. и Базавлуцкая С. 3. была разрушена, на этот раз нападением русских войск, мстивших за активное участие в «измене» Мазепы. После победы под Полтавой Петр I приказал разрушить С. 3-скую. При этом массами уничтожали и Казаков: «Многих из них Россияне порубили и многих, в полон взяв, за их к себе измену, вешали и на плотах пущали в низ реки Днепра» (Ригельман). Курени вместе с Кошем отошли к татарским кочевьям в Олешки. Запорожский Низ формально состоял еще во владении турецкого султана, поэтому русские войска, произведя в нем значительные опустошения, вскоре возвратились назад за старую турецко-татарскую границу. Она подтверждалась и русско-турецким соглашением 1713 г. Между Днепром и Ю. Бугом она тянулась вдоль рек Синие воды и Тясьмин к устью реки Орель.
Запорожцы, ушедшие на юг, были известны у Турок под именем Казаки-путкалы. В одной из турецких хроник 1740 года говорится: «Они происходят из владений Крымских ханов; позже в Очакове, Аккермане, Бендерах и Килии они стали поденными рабочими. По этой причине их называют теп-оглу». Но их притесняли Татары и, захватив некоторых, продавали в рабство стамбульским и египетским купцам. А вместе с тем, «эти Казаки невероятно воинственны, по словам той же хроники, и доблестны. Число их, примерно, 12.000 человек, вооруженных ружьями. Они не хотят иметь у себя женщин и пополняются молодежью из России и Польши, бежавшей оттуда вследствие какого-либо проступка». «Во время войны это был постоянный, готовый к битве, быстрый как ветер, отряд легких войск». «Русские использовали недоразумения между Татарами и Казаками, чтобы предложить Порте взять казацкие отряды под свою руку. Напрасно Татары сопротивлялись этому. Их крик о помощи не был услышан, и прельщенные неверными свыше 12.000 воинственных людей были отделены и отданы России». {Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Москва, 1964, с. 146). Речь тут идет о возвращении Казаков в Запорожье на старые места. Ясно, что уже тогда им пришлось склониться перед волею своего могущественного северного соседа. Они получили возможность построить Новую С. 3-скую, рядом с прежней разрушенной. Отсюда Кош продолжал управлять своими округами. Их было восемь во главе с полковниками и они назывались по турецкому образцу - «паланками» Кадацкая, Прогноинская, Бугогардовская, Ингульская, Протовчанская, Орельская, Самарская и Кулмиусская.
Новая Сич стала центром республики, ее главным населенным пунктом и стоянкой кадров всенародного ополчения, состоявших из 38 куреней. Из них каждый пополнялся жителями одного и того же района всей казачьей земли, т.е. не только низовых городков и паланок, а и Гетманщины, хотя она уже давно находилась под властью русского царя. Соответственно произошли и названия куреней: Каневский, Корсунский, Полтавский, Уманский и др.
Таким образом, непрерывные связи между казачьим населением Низа и Гетманщины не прекратились и после перемен, возникших в результате Переяславского договора, разгромов 1709 года и даже после Белградского мира (1738 г.), по условиям которого Турция передавала свои формальные права на Днепровский Низ Казакам Запорожья, а Россия согласилась считать прежнюю границу по Тясмину и Орели рубежом, теперь отделяющим ее от владений С. 3-ской.
От этого времени молодую республику окружали три сильные монархии: Россия, Польша и Турция, еще державшаяся на сев. берегах Черного моря. Каждая из них посягала на существование независимой С. 3-ской. Но несмотря на это, вековые антагонизмы и боевые встречи с Турцией и Польшей заставляли Казаков искать дружбы с единоверной Россией. Они безотказно помогали ей в борьбе с Турцией и беспрепятственно пропускали русские полки через свои южные земли. Цари приобрели своих сторонников и доброжелателей и среди рядового товариства, и среди старшины, и среди хозяев-хуторян. Духовное единство сичевиков было нарушено, а обстановка полного окружения требовала особенного единомыслия.
«Старожитным местом» для всех Днепровских Казаков, по словам одного акта, от древних времен было Запорожье. Часть их вышла оттуда на Литовскую Украину (Малороссию). А потому и в новых местах они назывались Запорожцами, Запорожскими Казаками, Запорожскими Черкасами. Но в Петербурге считали, что низовцы -только часть «малороссийских» Казаков и если последние в 1654 г. признали власть московского царя, то и жители Сичевого Низа должны были считаться подданными России. Сичевики же, по Словам манифеста Екатерины II, вместо этого «составили из себя мало, помалу совсем особливое, страшное и намерениями самого Творца в размножении рода человеческого, от Него благословенном, противоборствующее политическое общество». «И решили остаться уже навсегда в Сечи на собственной своей воле». Положение, нетерпимое для империи, тем более, что в 1774 году, по мирному договору в Кучук-Кайнарджи, России перешли от Турок устья Днепра и Ю. Буга.
После казни Пугачева и укрощения Яицких Казаков, Совет при Высочайшем дворе постановил истребить и С. Запорожскую.
4 июня 1775 г. у ее стен появились русские войска под командой генерал-поручика П. Текелия. Вначале Казаки предполагали, что это полки, возвращающиеся с Турецкого фронта. Но они окружили Сич со всех сторон и большинство товариства считало необходимым приготовиться к обороне. Тогда выступили свои же миротворцы с уговорами «не поднимать на братьев руки», «не проливать христианской крови».
Воины, непревзойденные в борьбе с иноверцами, Казаки оказались слабыми и нерешительными, когда перед ними появились единоверные полки русской царицы. Никому в Сичи не приходила мысль о возможности уничтожения их оплота и потому Коло порешило выслать к Текелию для переговоров кошевого атамана со старшинами. Текелий принял от послов хлеб-соль и угостил их с честью. Потом, не открывая своих истинных намерений, посетил крепость, а узнав там о колебаниях ее гарнизона, вызвал к себе кошевого и старшин, арестовал их и отправил в Москву. После этого обезглавленная Сич была занята его войсками и подверглась такому основательному разгрому, что от нее не осталось камня на камне. Даже местная церковь во имя Пресвятой Богородицы не избежала разграбления и разрушения.
Пострадали и многие Казаки, а все сторонники вооруженного сопротивления ушли снова на юг в турецкие пределы.
В оправдание такого варварского насилия, императрица Екатерина II 3 августа того же года поспешила издать манифест, где обвиняла Казаков в непослушании ее велениям, в том, что многие из них замышляли передаться на сторону Турок, в том что они изгоняли присланных на их землю (без разрешения Коша) русских поселенцев, а сами принимали в слободы новых «подданных», украинских поселян.
В манифесте говорилось: «Заводя собственное хлебопашество, расторгали они тем самое основание зависимости от Престола Нашего и помышляли конечно составить из себя посреди отечества область совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». Обвинял их манифест также в том, что они препятствовали регулярным торговым сношениям России с Турцией.
«И тако по необходимому уважению на все вышеизложен, -писалось в манифесте, - сочли мы себя ныне обязанным перед Богом, перед Империей Нашею и перед самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя Казаков от оной взаимствованное». При этом утверждалось, что С. 3. разрушена спокойнейшим образом, «избегая, сколь можно, пролития крови». Объяснялось: «Нет теперь более Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и Казаков сего имени. Место жилища и угодья тамошние оставляем Мы для постоянных и Отечеству, наравне с другими, полезных жителей, причисляя их по способности к Новороссийской губернии». Земли С. Запорожской вплоть до берегов Черного моря еще долго после этого именовались Новороссией.
СКАЗОЧНЫЕ КАЗАКИ - взятые на учет и ограниченные в правах дети и внуки Казаков, участвовавших в восстании К. Булавина на руководящих должностях. Русское правительство приказало распределить их по жилым юртам и ни на какие «казачьи службы» не назначать. Старшины взяли многих из них в свои хозяйства. Еще в 1764 г. некоторые С. К. работали у Войскового атамана С. Ефремова за малую плату или за одно содержание.
В 1769 г. Правительствующий Сенат поручил Войсковому атаману пересмотреть в общем собрании со старшинами вопрос о С. К., с тем чтобы годных определить на службу. Это поручение было выполнено, но и после этого у некоторых влиятельных старшин они оставались «в услужении», свободные от всяких других повинностей.
СКАЛИТЬ - подвывать, повизгивать, плакаться.
СКАСЫРСКИЙ Александр Михайлович (дон.) - рожд. 1865 года; офицер, сельский хозяин, член Российской Государственной Думы первого созыва.
СКАЧКОВ Михей Ефимович (дон.) - ст. Березовской; в 1929 г. арестован агентами ОГПУ и выслан из станицы со всей семьей неизвестно куда.
СКАЧОК - особый род коллективной рыбной ловли, в которой участвовало все мужское население станицы; замерзшая река делилась на участки, номерованные «сотни» и каждая часть станицы получала по жребию свой номер. По сигналу люди во главе со старостами бежали на свои участки, делали ряд прорубей и пропускали подо льдом специальные сетки -«перетяжки». Попавшую в них рыбу тут же продавали прасолам, своим местным или приехавшим на это время из городов.
СКВОРЦОВ Харлампий Александрович (астр.) - рожд. 1858 г.; юрист, член Российской Государственной Думы первого созыва.
СКАШОВКА - часть казачьего седла, ремень, которым под грудью коня связаны оба стремени; С. укрепляет посадку всадника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяет делать головоломные номера.
СКИФИЯ - страна известная истории уже за тысячу лет до Р. Хр., когда кочевья ее жителей находились в Малой Азии. Но начиная с VII в. ст. эры о С. появляются более точные известия, причем греческие географы и историки различают С. Азиатскую и С. Европейскую. Первую они помещали на восток от Дона, в средней Азии и на Кавказе, а второй считались степные пространства между Доном и Дунаем. В обеих проживало разноплеменное и разноязычное население, хотя считается, что в Европейской С. правящее племя Царских Скифов пользовалось одним из иранских наречий.
Во II в. до Р. Хр., после разгрома правящего племени, Европейской С. завладели Сарматы; от II в. по Р. X. она перешла к Готам, а несколько раньше, пришедшие тоже с севера Асы-Аланы покорили всю С. Азиатскую. Однако, географическое название С. еще долго сохранялось в Крыму (Тавро-Скифия) и в Добрудже (Малая Скифия). Русские летописи тоже вспоминают С, как Скуфь и указывают ее в Приазовье.
СКИФЫ - общее название народов, населявших древнюю Скифию; оно перешло и к более поздним жителям той же территории, Греки, например, называли Скифами даже, германские в основе, племена Готов, пришедшие в Европейскую Скифию через сто лет после Р. Хр.
Из наименований скифских племен у Персов и Греков в истории сохранились названия «Сака» и «Сайи-Сайхи», что, очевидно, имеет одно и то же значение в разных произношениях. На переломе двух эр греческий географ Страбон знает в Закавказье область Саков (Сакасену) и помещает в ней народ Коссайхов: «Косайхи, как и соседние горцы, по большей части воины-лучники. Все время они проводят в набегах по той причине, что сами они владеют страной малой и неплодородной. Поэтому они принуждены питаться при помощи нападений на другие племена и в силу необходимости стали сильным народом, т.к. каждый из них-воин». Русский историк А. Попов (История о Донском Войске) в 1814 г. утверждал, что по-персидски «Козак значит Скифа». Судя по этому, Страбон в своей Географии отмечает появление на исторической арене военного народа, первоначальное имя которого почти однозвучно с нашим. Имена Коссайхи, Коссака, Касака, очевидно, получилось от приставок косновным скифским наименованиям Сайхи и Сака эпитетов со скифским же значением: «Кос» - «белый» и «Ка» -«главный, высокий». Такое решение подтверждается преемственностью археологических культур на Казачьей земле, особенно в погребениях с конем, практиковавшихся у Казаков долго и после принятия христианства. У наших предков сохранялось также много скифских свойств в выездке коня, в скифско-казачьей боевой «лаве», в фасонах одеяния и головных уборов и даже в антропологическом типе. Не предполагая тесного сожительства, такую «конвергенцию» объяснить невозможно.
СКЛО - стекло.
СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырек.
СКОВОРОДА Григорий Саввич - родился весной 1722 г. в семье Казака-хлебороба из местечка Чернухи, Лохвицкого уезда, Полтавской губ.; поэт и религиозный философ.
Местной дьячок обучил его грамоте, а на семнадцатом году отец послал его учиться в Киевскую академию. После двух лет обучения его отправили в Петербург, певчим придворного хора, который организовал Алексей Разумовский. В 1744 г. С. получил разрешение возвратиться в академию со званием «придворного уставщика». Здесь он оставался еще четыре года и хотя не закончил ее высших классов, все же основательно изучил философию и языки греческий, латинский и немецкий. Благодаря этим знаниям и придворному званию, он попал в штаты миссии полковника Вишневского, который ехал в Венгрию по делам императорского двора.
Трехлетнее пребывание за границей дало ему возможность побывать в Вене, Будапеште и в некоторых городах Словакии. Там он ознакомился с религиозными и социальными идеями, господствовавшими на Западе. Его выводы оказались не в пользу этих идей и он возвратился домой «по образу пешего хождения».
В 1753 г. образованный и просвещенный путешествиями философ получил предложение преподавать поэтику и Переяславской семинарии. В связи с этим он написал «Руководство о поэзии», где защищал новую по тому времени теорию тонического стихосложения. Однако, вскоре он не поладил с консервативным ректором-схоластиком, покинул семинарию и около пяти лет был воспитателем сына у богатого и гордого помещика Томары.
От 1759 г. С. преподавал в Харьковской коллегии поэтику, синтаксис и греческий язык. Но и здесь он оказался чуждым по духу для всех преподавателей и начальства. Не прощали ему его вегетарианства, т.к. он не ел ни мяса ни рыбы, ничего, в чем чувствовал дыхание жизни; не прощали ему его убеждения, что настоящее монашество не в рясе и монастырских стенах, а в истинном бескорыстии, полном самоотречении в поисках славы Божией и пренебрежении славой людской; не прощали ему утверждения, что сущность христианского учения заключается не в обрядах, а в праведной жизни и в любви к ближним. Его даже обвиняли в еретических уклонениях от православных догматов.
В 1766 г. ему поручили преподавать «добронравие», новый предмет, введенный в программу по наказу Екатерины II. С. написал пособие для студентов: «Начальная дверь к христианскому добронравию для молодого шляхетства Харьковской губернии». Взгляды, высказанные в нем, вызвали целую бурю в руководящих кругах преподавателей и ему пришлось навсегда оставить педагогическую деятельность.
С этого времени С. повел жизнь странствующего праведника. Он кочевал с места на место в губерниях Полтавской, Харьковской, Воронежской, Курской и Орловской, где имел многих друзей, почитателей его мудрости и учености. Подолгу проживал у знакомых помещиков, да и Казаки-селяне любили его посещения, т.к. сложилось поверие, что «старец» приносит в дом счастье и успехи.
Все его имущество при этом заключалось в том, что было на нем да в мешке за спиной, где лежала Библия и флейта. С. переходил от слободы к слободе, от имения к имению, сочинял стихи, песни и музыку к ним, а задержавшись дольше у состоятельных знакомых, писал философские трактаты.
Пережитый им религиозный экстаз уверил его в правильности избранного пути служения Богу: «Мгновенно, - описывал он, - излияние некое сладчайшее наполнило душу мою, от которого вся внутренняя моя возгорелась огнем и казалось, что в жилах моих пламенное течение кругообращалось». «Весь мир исчез передо мною; одно чувство любви, благонадежности, спокойствия, вечности оживляло существование мое». «Я проник в себя, ощутив аки сыновнее любви уверение, и с того часа посвятил себя на сыновнее повиновение Духу Божию».
С. умер на 73-м году жизни у помещика Ковалевского в имении Пан-Ивановка, между Харьковом и Белгородом, 29 октября 1794 года.
С. был казачьим поэтом и религиозным философом. Он руководствовался учением Христа, не желая принимать блага, которые ему сулила жизнь, а предпочитал жить, по завету Спасителя, «как птицы небесные», в бедности, ближе к природе при полной свободе духа и независимости мысли. Его житейская философия на сто лет предупредила миросозерцание Л.Н. Толстого, который все же не сумел сочетать его с личной жизнью, как это сделал казачий мудрец.
Философские трактаты и стихи С. писал: на языке, принятом в киевских и харьковских научных кругах так же, как в частной жизни большинства казачьей шляхты-. В строках его творений еще много оборотов Литовского Статута и остатков словарного запаса из Лексикона Памвы Беринды.
При жизни Григория Саввича С-ды ни одна вещь, им написанная, не попала в печать. Часть из них увидела свет много позднее. Только в сотую годовщину его смерти Харьковское Общество Любителей Российского слова издало почти полное собрание его произведений (по данным брошюры А. Котович, Григорий Саввич Сковорода, Нью-Йорк, 1955).
СКОЛИЗЬ - гололедица.
СКОПЕЦ - ястреб.
СКОРОДИТЬ - бороновать поле.
СКРОЗЬ - повсюду, повсеместно.
СКРЫЛОВЫ (куб.) - ст. Северской: 1) Алексей Иванович; войсковой старшина, инженер-землемер, журналист и редактор - издатель Казачьего Словаря-Справочника. Родился 7 февраля 1894 г. в г. Златоуст, но месту службы отца, железнодорожного техника. Отца он потерял в детском возрасте и воспитывался в семье родственника, служившего вне казачьего края; лишь изредка навещал Новочеркасск, где проживали его мать и сестры. Окончив церковно-приходскую школу в Челябинске, продолжал учение в курском и псковском реальных училищах, а потом окончил Землемернб-таксаторскую школу и назначен на службу в Гродненскую Землеустроительную Комиссию. В начале Первой мировой войны зачислен вольноопределяющимся в 8-й Туркестанский Стрелковый артиллерийский дивизион, где за отличия в боях произведен в офицерский чин. После октябрьского переворота, в ноябре 1917 г., прибыл с Румынского фронта в отпуск на Кубань. Здесь, освобожденный развалом фронта от обязанности возвращаться в прежнюю часть, поступил офицером во вновь формируемую Куб. каз. батарею и участвовал в действиях отряда подъесаула К.Л. Бардижа. В феврале 1918 г. вместе с Правительственным отрядом ушел в Первый Кубанский ген. Корнилова поход, а затем прошел весь боевой путь борьбы за Казачью Идею как офицер Кубанской казачьей артиллерии, продвигаясь по службе до чина есаула.
По ходатайству рядовых сослуживцев 6-го Куб. каз. конной батареи, ст. Екатериновская своим приговором от 5-го июня 1919 г. наделила С-ва званием своего почетного Казака. В 1920 г. есаул С. эвакуирован в Югославию, где окончил Белградскую Геодезическую академию, служил на государственной должности, а после занимался частной практикой по специальности. В1924 г. женился на девушке венгерского происхождения Елизавете Стефановне Мерэ и через двадцать лет, во время Второй мировой войны, уходя от войск СССР со всей семьей, переселился в Германию. Там в лагере перемещенных лиц Шлайсхайм он и С. В. Болдырев вместе организовали Общеказачью станицу и выпустили несколько номеров журнала «На Пикете». В октябре 1949 г. выехал в США, где первое время зарабатывал на жизнь семьи физическим трудом, а позже работал по специальности инженера-землемера. Неизменный общественник принимает деятельное участие в политической и культурной жизни казачьей эмиграции. 2) Валериан Алексеевич род. 25 декабря 1925 г. в Югославии, сын предыдущего. До 1941 г. обучался в сербеких начальной школе и гимназии, затем в русской гимназии и кадетском корпусе, а после этого, окончив мадьярскую классическую гимназию, в 1944 г. поступил в Будапештский университет. В Германии учился в Мюнхенской Высшей Технической школе, а закончил высшее образование в Мичшганском университете (Анн Арбор, США). Отслужив с отличиями в Американской армии, он приобрел в своем университете степень магистра техники подземных грунтов и фундаментов и определился на службу в фирме Стандарт Ойл Компани, где специализировался на очистке вод от отбросов нефти и другого загрязнения. 3) Николай Алексеевич, род. 30 июля 1929 года в Югославии, брат предыдущего. С 1941 г. учился в мадьярской гимназии, а в Германии окончил русскую классическую гимназию в Шляйсхайме (Бавария). По прибытии в Америку прослушал курс колледжа «Дартмут» (Нью Гемпшир). В1953 году приобрел степень магистра экономики, затем два года отбывал военную службу в армии США и после почетного увольнения в запас поступил на должность в фирму «Тихоокеанская Телефонная и Телеграфная компания».