Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины. Сквозные идеи русской политико-правовой мысли.

История политических и правовых учений — это одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных

заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право. Объект изучения истории политических и правовых учений — политические и правовые учения в их историческом своеобразии. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений представ- ляет собой историю особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политичес- ких и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и многие др. История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но отличает эти две научные дисциплины следующее. Теория государства и

права — это систематизация знаний о современном государстве и действующем сейчас праве. Теория государства и права — некий общий ориентир для сегодняшнего практи- кующего юриста. История политических и правовых учений — это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления государственно-правовых явлений. Какова логическая структура политического и правового учения? Учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов: 1) логической основы, объединяющей мифологию, философию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.), религию, науку (психология, биология, социология и др.); 2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, суверенитета государства и др.); 3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает из его учения. На основании исследования программной части политического или правового учения можно причислить указанное учение к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права, школе юридического позитивизма, политическому реформизму или радикализму и др. Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений? Этот курс — своего рода школа плюрализма политического и правового мышления, а такое мышление соответствует основам открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет студентам возможность познакомиться с различными конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений позволит студентам обнаружить также устойчивость и повторяемость некоторых политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений — значит сделать еще один шаг вперед к пониманию сущности политико-правовых явлений.Источником знаний о политико-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимые политико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют: • произведения, которые повлияли на мировоззрение современников авторов этих произведений и оказали значительное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона ≪Государство≫ (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего ≪Утопию≫ (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в работе ≪Политика≫ (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в работах Фомы Аквинского ≪Сумма тео-

логии≫, ≪О правлении государей≫, написанных в XIII в. В свою очередь работы французского философа XX в. Ж. Маритена (≪Человек и государство≫, ≪Права человека и естественный закон≫) также концептуально связаны с работой Фомы Аквинского ≪Сумма теологии≫ (XIII в.);

•произведения, которые оказали колоссальное воздействие на современников. Авторов этих произведений можно назвать ≪рупорами эпохи≫. Например, известно, что работа Ш. Монтескье ≪О духе законов≫, опубликованная в 1755 г., в течение последующих полутора лет выдержала около 20 изданий в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том, что Монтескье уже при жизни был известным политическим и правовым мыслителем. Другой пример прижизненной известности —К. Маркс и Ф. Энгельс. Их ≪Манифест Коммунистической партии≫ был опубликован

на немецком и французском языках в 1848 г., на английском —в 1850 г., вскоре появились датское, польское, а затем русское и американское издания; •произведения, которые не получили широкой известности при жизни автора, но значительно позднее их интеллектуальная ценность была признана. Например, работы итальянского философа Дж. Вико ≪О единственном начале и единственной цели всеобщего права≫ (1720), ≪Основания новой науки об общей природе наций≫ (1725) получили признание лишь спустя почти столетие. Известно, что в своих исследованиях истории развития права Вико на столетие опередил представителей немецкой исторической школы права. Каких мыслителей изучают в курсе истории политических и правовых учений? Можно выделить следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий: •философы: греческие софисты, Платон, Аристотель, Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др; •юристы: римские юристы, Боден, Монтескье, Савиньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др; •историки: Полибий, Вико, Татищев; •социологи: Конт, Спенсер; •политические деятели: Пересветов, Бабеф, Сперанский, декабристы.

Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Становление и развитие не только феодализма, но и вообще Российского государства было осложнено внешней опасностью: славянские племена вынуждены были находиться в состоянии постоянного противоборства с южными и восточными соседями, отстаивая свою независимость. Ситуация не изменилась в следующем тысячелетии. В 1054 г. отпал католический Запад, с 1054 по 1462 гг. (образование централизованного Российского государства) на Россию было совершено 245 военных нашествий, с 1240 по 1462 гг. не было ни одного года без войны. Из 537 лет (с Куликовской битвы 1380 по 1917 гг.) Россия была в состоянии войны 334 года. В XVI в. она вынуждена была находиться в состоянии войны 43 года, в XVII в. - 48 лет, в XVIII в. - 56 лет.

В таких условиях складывались психология, менталитет русского человека: сословия в отношении к верховной власти имеют только повинности и обязанности, прав нет. Вполне естественно, что идеи независимости, единства Русских земель, сильной княжеской власти становились ведущими в политической мысли. Проблемы социальных противоречий отодвигались во вторую очередь.


2. Политико-правовая концепция митр. Илариона в «Слове о Законе и Благодати».

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом, о котором известно из скупой летописной характеристики: «Ларион муж благ, книжен и постник». Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного Учения и воплощением его требований непосредственно в своем «сведении» и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, так как сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет). «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире. В «Слове...» он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Князь Владимир владычествовал не в «худой земле», а в той, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли». Иларион характеризует его как «единодержца всей земли», сумевшего «покорить под ее окружные страны» (в данном случае – части русской земли). Власть великого князя крепка и основана на «правде». В Ярославе Иларион видит преемника Святослава и Владимира. Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», обязанный перед Богом отвечать «за труд паствы лю-дий его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление («глады угобзи... боляры умудри, грады разсели»).

В Древней Руси шла активная политико-правовая жизнь: вечевые собрания, принятие первого правового сборника (Русская правда), внешнеполитическая деятельность - все это способствовало развитию политико-правового мышления. Уже летописи, появившиеся в первой половине XI в., содержат сюжеты политической идеологии. Первый политический трактат "Слово о законе и благодати"написан первым (из русичей) киевским митрополитом Иларионом(середина XI в.). До избрания собором епископов на этот пост он был пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Кандидатуру Илариона активно поддерживал князь Ярослав Мудрый в целях утверждения независимости, освобождения от опеки Византии в церковных делах. До этого глава русской метрополии назначался Константинопольским патриархом при активном участии императора Византии. Как правило, это были греки, проводившие, естественно, провизантийскую политику на Руси.

Избрание Илариона главой русской церкви, его идея канонизации Владимира (отца Ярослава Мудрого) не были одобрены в Константинополе, его кандидатура не была утверждена и ему пришлось уйти в отставку. О последующей его судьбе сведений практически не сохранилось.

Известно, что он обладал высокими нравственными и интеллектуальными качествами, был "муж благ, книжен и постник". Илари-он часто предавался уединенным молитвам на холме у Днепра, где впоследствии была создана Киево-Печерская лавра. Он поддерживал политику киевских князей, объединивших Русские земли перед лицом внешнего врага, анализировал ситуацию на Руси, формулировал свой политический идеал.

В "Слове" Иларион предпринимает попытку обосновать неза висимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Законаи Истины.Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в Законе.

Закон и Истина не противопоставляются друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодатикак идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства Иларион видит путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

Основываясь на этих идеях, Иларион излагает концепцию всемирной истории, которая делится на два периода. Период богоизбранности одного, иудейского народа, Ветхого Завета, период подчинения Закону. Сменивший его период Нового Завета - период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно.

Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии и не нуждается в опеке. А поскольку центральной фигурой этого процесса был князь Владимир Святославич (Креститель), то киевский князь является главным среди остальных русских князей. Его власть крепка и основана на правде.

Источник верховной власти - в божественной воле и поэтому Великий князь воспринимается как "причастник Божественного царства", который обязан отвечать перед Богом "за труд паствы людий его", обеспечивать мир и хорошее управление.

Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной, мирном курсе), были восприняты русской политико-правовой мыслью.

Даниил -Заточник

Идея единовластия, сильной княжеской власти, рассматриваемой главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в "Молении Даниила Заточника"(конец XII или начало XIII вв.).

Автор "Моления" принадлежал к привилегированным кругам, но потерял состояние, стал нищим и оказался в заточении. Смена сословного положения позволила ему глубже понять социально-политическую действительность. Находясь в заточении, он обращается к князю (в первой редакции - к основателю Москвы Юрию Долгорукому, во второй - к переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу) с просьбой защитить его от притеснений и освободить от оков.

Все беды (свои и "сирот") Даниил усматривает от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Самоуправство

бояр беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицу. Их действия ведут к ослаблению государства. Все надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной "яко дуб" княжеской властью.

Силовые методы в деятельности князя, направленные на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности, Даниил величает "царскою грозою". "Грозная власть" восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие.

Установление единовластия князя - основная идея "Моления". Единовластие - единственное средство возвеличивания государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих поданных, защищать их от произвола. "Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатству и славу".

Эта идеализация "хорошего князя" послужила основой широко распространившимся позже царским иллюзиям русского крестьянства.

Наши рекомендации