Греческие города-государства
Образование первых государств
Греческие города-государства
В VII—VI вв. до н. э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплаватели. На северном и восточном побережье Чёрного моря греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория. Их называют городами-государствами. Самыми крупными из них были Ольвия, Пантикапей, Херсонес. Это были такие же полисы, какие существовали в Древней Греции.
Большую часть населения греческих городов составляли купцы и ремесленники. Ремесленники изготавливали изделия из металла, глины. Купцы привозили из Греции вино, оливковое масло, ремесленные изделия. Местные племена с удовольствием приобретали эти товары, платя за них золотом, зерном и рабами. С северных берегов Чёрного моря в Афины уходили суда, гружённые хлебом и невольниками. Часть жителей греческих городов занимались на прилегающих территориях сельским хозяйством, выращивали виноград, разбивали сады.
В V в. до н. э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское царство. Его столицей стал Пантикапей. Правители Боспора — цари — не выбирались, их власть передавалась по наследству. В IV в. до н. э. Боспорское государство включало в себя Керченский и Таманский полуострова и восточное побережье Азовского моря.
Половину всего зерна, потреблявшегося в Афинах, привозили из Боспорского царства.
Скифское царство
Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были ираноязычные народы, получившие общее название «скифы». Скифские племена делились на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы кочевали по степям, их жилищем была кибитка на колёсах. Питались скифы-кочевники мясом и молоком. Скифы-земледельцы вели оседлый образ жизни. Для обработки земли они пользовались плугом, который тянули волы.
Управлялись скифские племена советом старейшин и вождями, которые выбирались членами племени. Войны и торговля с греками приводили к обогащению племенной верхушки. Скифская знать подражала богатым грекам: использовала труд рабов, окружала себя разнообразными предметами роскоши.
Скифы почитали своих предков. У них существовал особый порядок погребения умерших. Когда умирал знатный скиф, то убивали его жену, слуг, лошадей и вместе с золотыми кубками, амфорами, украшениями, оружием и другими дорогими вещами клали в могилу умершего. Сверху могилы насыпали огромный курган. Через год по покойнику устраивали поминки: убивали лучших коней и их трупы, прикрепив на колья, расставляли вокруг кургана.
Хазарский каганат
В VII в. в Нижнем Поволжье
тюркоязычные хазары создали свое государство — Хазарский каганат.
Они постепенно подчинили себе многие кочевые и земледельческие племена, населявшие Северный Кавказ, Приазовье, а также степные и лесостепные территории Восточной Европы вплоть до Днепра. Жители подчинённых территорий платили кагану дань.
Многие хазары постепенно меняли кочевой быт на оседлый. Они предпочитали теперь жить не в кибитках, а в городах, в которые правили хазарам.
Со временем в дельте Волги хазарские правители построили свою столицу — город Итиль. Он стал крупнейшим в Восточной Европе ремесленным и торговым центром. Хазары долгое время были язычниками, но в VIII в. правители каганата и многие знатные люди приняли иудаизм.
Великая Булгария
В VII в. у тюркоязычных булгар возникло государство Великая Булгария. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. Потерпев поражение от хазар, часть булгар перебралась на Дунай и смешалась там с местным населением. На Балканском полуострове возникло государство Болгария. Другая часть булгар переселилась в Среднее Поволжье. В районе, где Кама впадает в Волгу, булгары подчинили себе местные племена. В IX в. здесь возникла Волжская Булгария. Булгары, расселившись в лесной полосе, перешли к оседлому образу жизни, перенимая у местного населения приёмы земледелия.
Поначалу Волжская Булгария была небольшим государством, зависевшим от хазар. В дальнейшем она усилилась, её правители распространили свою власть на всю Среднюю, а позже и Нижнюю Волгу. Под влияние волжских булгар попали башкирские племена, жившие на Южном Урале. На левом берегу Волги, при впадении в неё реки Казанки, была основана крепость Казань, защищавшая северо-западные границы Булгарии. В 922 г. официальной религией государства стал ислам. Первой столицей был город Булгар.
2. Восточные славяне и их соседи
значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые учёные называют индоевропейскими. Примерно во II тыс. до н. э., по мнению некоторых учёных, из индоевропейских племён выделились балтославянские племена. Они заселили значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от Днепра на востоке до Одера на западе. Славяне приняли участие в Великом переселении народов. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную (предки русских, украинцев и белорусов), западную (поляки, чехи, словаки, поморские славяне) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.). Восточные славяне заселили в VI—VIII вв. обширную территорию Восточной Европы — значительную часть Восточно-Европейской равнины.
Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в среднем течении Днепра, в степной и лесостепной зонах, богатых плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем переходили на новые. Истощённая земля не обрабатывалась примерно 20—30 лет, до восстановления плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Со временем, когда были освоены многие земли, всё чаще стали применять новые системы земледелия — двуполье и трёхполье. При двуполье половину пашни засевали, а другую половину (пар) только распахивали и оставляли отдыхать на год. Затем поля для посева меняли. При трёхполье треть полей засевали весной (яровые хлеба), треть — осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар.
Славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень и гречиху.
Славяне занимались также скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание в лесах мёда диких пчёл), рыболовство и охота.
Согласно описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Поселения восточных славян располагались обычно по берегам озёр и рек. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках площадью 10—20 м2.
Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки.
Славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой.
Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам.
Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — повелитель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — богиня плодородия.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались, по их мнению, в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озёрах, считали они, водились русалки, в которых превращались утопленницы.
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств — идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.
Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет — вече — сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).
Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли союзы племён. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными из них были поляне, и ильменские словене.
3. Первые известия о руси
В IX в. на востоке Европы появилось государство Русь, в состав которого со временем вошли все племена восточных славян. Историки часто называют это государство Древней Русью (Древнерусским государством) или Киевской Русью по названию его столицы. Главным историческим источником, который рассказывает о начале истории Руси, является летопись «Повесть временных лет». Она была создана в начале XII в. на основе более древних записей, легенд и сказаний. В этой летописи есть знаменитый рассказ о призвании варягов.
Летописец сообщает, что народ варяги, или русь, пришёл в Новгородскую землю во главе с тремя братьями, старшим из которых был Рюрик, по приглашению славянских и финно-угорских племён. Эти племена ссорились между собой и в 862 г. решили призвать варягов, чтобы те установили им справедливое правление. Рюрик построил город Новгород и стал княжить в этих землях. После скорой смерти братьев он присоединил к себе и их владения. От Рюрика пошла династия князей Рюриковичей, которые правили в государстве Русь.
Автор «Повести временных лет» жил спустя почти три столетия после описанных им событий. Поэтому некоторые историки считают рассказ о призвании варягов легендой.
Однако имеются и другие свидетельства о народе русь. Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вертинских анналов» — ежегодных записей (хроники), которые велись в одном из монастырей Франкской империи.
Многие историки полагают, что слово «русь» имеет скандинавское происхождение. Известно, что похожим словом жители Финляндии позже называли людей, плававших на лодках с несколькими рядами гребцов. В них угадываются норманны — жители Скандинавии.
В IX—XI вв. норманны совершали многочисленные военные и торговые походы по всей Европе. Непоседливые и воинственные скандинавы внесли вклад в историю разных государств. Следы их завоеваний сохраняются и сегодня, например, они дали название одной из областей на севере Франции — Нормандии. По версии ряда историков, восточные славяне заимствовали слово «русь» от финнов, а затем стали называть этим словом (в форме «русины», «русичи», «русские») самих себя и своё государство — Русь (с заглавной буквы).
Вместе с тем вопрос о том, кем были варяги, о которых говорится в «Повести временных лет», до сих пор вызывает споры историков. Помимо жителей Скандинавии, морскими походами, войной и торговлей занимались тогда и другие племена, обитавшие по берегам морей. Многие такие народы вели сходный образ жизни, использовали похожее оружие, предметы быта.
Споры о происхождении варягов и руси начались ещё в середине XVIII в. Немецкие учёные (Г. Байер, Г. Миллер), работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь — это норманны, точнее, шведы. Они утверждали, что без приглашения правите- лей-норманнов славяне не смогли бы создать своё государство и культуру. Тех, кто считал варягов норманнами, стали называть норманистами.
Против подобных взглядов выступил тогда М. В. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским или иным нескандинавским народом, называют антинорманистами.
Большинство антинорманистов сейчас считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря. На южном берегу Балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варинами (ваграми), а их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы, совершали морские походы, нападали на далёкие земли. Часть своих богатств они привозили на остров Рюген, где находился их главный языческий храм.
Некоторые исследователи полагают, что слово «русь» связано с названием острова Рюген, который позже некоторые немецкие авторы называли Русским островом. Популярно мнение, что это слово никак не было связано с варягами, а происходит от названия реки Рось, которая впадает в Днепр южнее Киева. Существуют также сведения, что помимо Хазарского каганата где-то поблизости от него некоторое время существовал некий Русский, или Росский, каганат.
4. Становление древнерусского государства
В Средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследству — от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое государство называют монархией (в переводе с греческого — единая власть). Народ русь, включавший в себя в течение IX—X вв. всё больше восточнославянских племён, стал называть своих правителей славянским словом князь.
В начале X в. у большинства союзов племён восточных славян были свои князья, которые вели между собой постоянную борьбу. Постепенно наибольшую силу и значение приобрела династия князей, которые возводили свой род к Рюрику. Рюрик и его преемник Олег первоначально утвердились в новгородских землях. Затем князья перенесли столицу в Киев — город, расположенный на Днепре на территории племени полян.
Князь Олег, а вслед за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль и над Новгородом. 882 г., когда Олег объединил Новгород и Киев, многие историки называют условной датой образования Древнерусского государства.
Новгород и Киев являлись важнейшими пунктами торгового пути. Летопись подробно описывает этот путь «из варяг в греки». Контроль над путём «из варяг в греки» давал киевским князьям преимущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы.
Отношения с Византийской империей, жителей которой на Руси называли греками, имели важнейшее значение для первых русских князей. Далеко не всегда они были мирными.
«Повесть временных лет» подробно рассказывает о походе князя Олега на Царьград в 907 г. На кораблях и по суше объединённое войско всех племён, подвластных русскому князю, подошло к столице Византии. Олег приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колёса. Ветер надул паруса, и суда сами покатились к стенам Константинополя. Испуганные греки запросили мира, согласившись на выплату большой дани. В знак победы Олег прибил к городским воротам свой щит.
Князь Игорь (912—945) тоже предпринял большой поход на Византию в 941 г. но он оказался неудачным.
Против кораблей русов греки выставили свой флот, оборудованный специальными механизмами, которые бросали горючую смесь, зажигавшую суда противника. Русов этот «греческий огонь» совершенно ошеломил, и их флот был разбит. Состав горючей смеси греки держали в строжайшем секрете. Известно только, что в неё входила нефть.
Однако постепенно отношения между Русью и Византией становились более мирными и взаимовыгодными. Сохранились два договора, которые киевские князья заключили с греками, — договор Олега 911 г. и договор Игоря 944 г. В обоих соглашениях регулируются в основном вопросы торговли и определяется порядок прибытия русов в Византию и пребывания их в Царьграде.
Подчинение русскими князьями ряда племён шло медленно, часто было связано с кровавой борьбой. Одним из эпизодов этой борьбы стала гибель в 945 г. князя Игоря, который собирал дань у древлян — союза племён, обитавших в лесах к северо-западу от полян. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья — объезда князем с дружиной подвластной территории. Во время этого объезда население не только отдавало саму дань, но также обязано было предоставлять кров, продовольствие и всё необходимое князю и его сопровождению. Полюдье растягивалось с поздней осени до весны и часто было для населения весьма тягостным.
Древляне признавали власть Игоря, но сохраняли внутреннее управление и имели своих князей. Игорь, собрав обычную дань, по наущению своих дружинников потребовал дополнительной дани. Древляне напали на князя, отправившего основную часть своей дружины в Киев. Игоря взяли в плен и подвергли позорной казни как разбойника.
В Киеве оставался малолетний сын Игоря Святослав. Но его мать, княгиня Ольга, организовала борьбу с древлянами. Ольга не только жестоко отомстила за гибель мужа, но и окончательно покорила древлян.
Княгиня учла печальный опыт своего супруга и изменила порядок сбора дани. Теперь были точно определены размеры дани — уроки — и места сбора — погосты, куда её должны были свозить.
Ольга осталась в памяти последующих поколений мудрой правительницей. Она первой в княжеском роду приняла христианство.
Сын Ольги Святослав (964—972) оставался язычником. В историю он вошёл как доблестный воин и полководец. Свою жизнь с момента, когда Ольга передала ему бразды правления, и до самой смерти Святослав провёл в походах и сражениях. В 964—969 гг. походы князя были направлены в основном на восток. Побеждены были вятичи — восточнославянское племя, обитавшее на Оке и в верховьях Дона, Волжская Булгария и, наконец, Хазария. Некогда могущественный Хазарский каганат уже не смог оправиться от разгрома Святославом его крупнейших городов и вскоре перестал существовать. В походах Игорь не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»...
В 968—971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг — в Дунайскую Болгарию. Болгария была покорена, и князю так там понравилось, что он хотел перенести туда, на берега Нижнего Дуная, центр своего государства. Но эти планы не были осуществлены.
С одной стороны, в этом случае осталась бы без защиты Русская земля. В 969 г. на Киев напали печенеги — кочевники, обитавшие в причерноморских степях. Ольга, бывшая в Киеве с детьми Святослава, укоряла князя, что он бросил их. Святослав, вернувшись на Русь и отразив набег печенегов, лишь после смерти матери в конце 969 г. снова ушёл на юг.
С другой стороны, воинственных русов не собиралась терпеть Византия, рассматривавшая Болгарию как свои владения. В 971 г. в поход против Святослава двинулся сам византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец, происходивший из армянского рода. Русы несколько месяцев держали оборону в крепости Доростол на Дунае. После ожесточённых сражений, потеряв многих своих воинов, Святослав был вынужден заключить мир с греками с обязательством уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев на днепровских порогах его убили печенеги.
5. Правление князя владимира. Крещение руси
Святослав, уходя второй раз на Дунай, оставил в Киеве старшего сына, Ярополка. Второй сын, Олег, отправился в Древлянскую землю. Третьего сына, Владимира, Святослав отпустил в Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (978/980—1015).
Владимир начал своё княжение с наведения порядка в государстве, ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В результате двухлетней войны он возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 г. князь разгромил ополчение радимичей. Ещё ранее он подчинил Полоцкое княжество на Западной Двине.
Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая пыталась чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, князь заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.
При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — недавно возникшим славянским государством: в 981 г. киевский князь присоединил к Руси захваченные ранее поляками города Червень и Перемышль, ещё более расширив территорию своего государства.
Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Владимир приказал возвести четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. В крепостях несли службу лучшие воины со всей Руси. Сотни русских сёл и городов были частично избавлены от печенежских набегов.
1. Крещение Руси
Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 г. в войсках византийского императора Василия II вспыхнул мятеж. Император обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну: этот брак должен был поднять авторитет киевского князя. Василий II в ответ поставил условие, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир после долгой осады захватил центр крымских владений Византии — Херсонес (Кор сунь). Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.
Вернувшись домой в сопровождении греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих сыновей. Вслед за тем он приказал сокрушить языческих идолов. священники из Византии ходили по городу и проповедовали христианство. Так как многие медлили с принятием новой религии, князь приступил к решительным мерам. Он повелел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку. Одни заходили в воду добровольно, других загоняли силой княжеские дружинники. На берегу стояли священники и совершали таинство крещения. Произошло это событие в 988 г.
Владимир послал проповедников и в другие города. Христианство распространилось сначала по водному пути от Киева до Новгорода, в других же местах ещё долго господствовало язычество. Особенно упорное сопротивление новая религия встретила на севере. Язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, их собрали на берегу реки и окрестили.
По свидетельствам летописей, Владимир после крещения сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали бесплатно раздавать пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел многих жён, но, обвенчавшись с Анной, отказался от многожёнства.
При Владимире на Руси началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей.
Введение христианства как государственной религии оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Руси, так и на каждого её жителя.
Принятие христианства изменило быт и нравы жителей Руси, оказало непосредственное влияние на все стороны их жизни. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертвоприношения, многожёнство, кровную вражду, умыкание невест и иные языческие традиции, призывала оказывать помощь убогим и нищим.
Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства, вставшего в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она в то время оказывала на Русь особенно сильное влияние.
6. Русское государство при Ярославе Мудром
Принятие христианства способствовало сплочению всех русских земель, но управлять такой огромной территорией было очень непросто. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя.
Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Владимир желал, чтобы после его смерти Киевом правил Борис. Это намерение не нравилось старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 г. он отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал собирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав в свою очередь призвал на помощь варяжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 г. помешала столкновению.
Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве, Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем. Святополк решил избавиться от опасного соперника Бориса и от его родного брата Глеба, подослав к ним тайных убийц. Борис и Глеб впоследствии были причислены к лику святых Русской православной церковью. Тогда же по приказу Святополка был убит ещё один его брат — Святослав. За свои ужасные преступления Святополк был прозван Окаянным. Святослав занял киевский престол.
Ярослав, получив известие о смерти отца и гибели братьев, собрал новгородское ополчение и наёмную варяжскую дружину и выступил против Святополка. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 г. у города Любеча. Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр и внезапным ударом разбил киевлян. Ярослав занял престол в Киеве.
Политика Ярослава была направлена на укрепление Руси, помогала развитию её хозяйства и культуры. Время княжения Ярослава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства. Князь позже получил прозвище Мудрый.
Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал книги, читал их «и днём и ночью», хорошо знал Священное Писание.
Стремясь установить порядок в своём государстве, киевский князь создал первый на Руси письменный свод (собрание) законов, который получил название «Правда Ярослава». Это была первая часть Русской Правды — свода законов для всей Руси. Закон предусматривал наказания за убийство, оскорбление, обман, кражу чужого имущества. Принятие единого свода законов имело огромное значение для укрепления государства.
При Ярославе Мудром сложились чёткие правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Летописцы называли Ярослава «самовластцем». Киевский князь издавал законы, был главным судьёй и защитником Русской земли.
Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать следующий брат умершего либо при его отсутствии старший сын.
Ярослав расширял территорию государства и укреплял безопасность его северо-западных границ. В 1030 г. он утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера.
Ярослав с помощью династических браков стремился укрепить положение Руси в Европе. Сам он был женат на дочери шведского короля.
Свою сестру отдал в жёны польскому королю. Дочь Анна была выдана замуж за французского короля. Другая дочь,
Анастасия, стала королевой
Венгрии. Третья дочь, Елизавета, вышла замуж за норвежского принца, который впоследствии стал королём. После гибели мужа Елизавета вышла замуж вторично — за датского монарха. При дворе Ярослава одно время жили сыновья английского короля.
Период с конца X по начало XII столетия — время существования относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях.
Время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Русского государства.
7. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Перед смертью в 1054 г. Ярослав Мудрый разделил русские земли между пятью своими сыновьями. Изяслав, как «старейший сын», получил Киев. Ярослав наказывал наследникам жить в мире и согласии и слушаться старшего брата.
Первое время братья правили согласно заветам отца. В 1072 г. они создали новый свод законов, который получил название «Правда Ярославичей» и стал важнейшей частью Русской Правды, текст которой полностью сложился позже, в XII в. Законы предусматривали наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.
В 1068 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь. В битве на реке Альте они разгромили русские рати. Изяслав Ярославич с остатками дружины бежал в Киев. Киевляне собрались на вече и решили продолжать войну с половцами. Но Изяслав отказался подчиниться постановлению веча, ссылаясь на усталость своей дружины. Возмущённая толпа разграбила княжеский двор. Изяслав бежал к своему родственнику польскому королю. Лишь через год, собрав в Польше большое войско, он вновь занял киевский престол.
Тем временем силу и популярность набирал второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав, сумевший отразить половецкий набег на свою землю. Он решил изгнать Изяслава с престола. В 1073 г. Святослав занял Киев, однако в 1076 г. он внезапно умер. Изяслав снова утвердился в Киеве. Его брат Всеволод, который по завещанию Ярослава Мудрого получил Переяславль, стал править также и в Чернигове. Однако права на Черниговскую землю предъявили сыновья покойного Святослава. В качестве союзников они призвали отряды половцев. На помощь Всеволоду против племянников поспешил киевский князь. В 1078 г. объединённые дружины братьев разбили войска Святославичей и половцев. Но в сражении погиб Изяслав. Киевским князем стал Всеволод Ярославич (1078—1093). После его смерти киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк.
Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха в 1097 г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с ними. А чтобы не было усобиц, князья договорились, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, — «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества.
Решения о сохранении мира и согласия на Руси были нарушены вскоре после их принятия. Началась новая кровавая усобица.
Киевским князем Владимир Мономах (1113—1125) стал в возрасте 60 лет, будучи умудрённым правителем, известным на Руси организатором и предводителем многих походов против половцев, противником княжеских усобиц.
После своего вокняжения Владимир Мономах создал новый свод законов — «Устав Владимира Всеволодовича» — заключительную часть Русской Правды. Закон отныне значительно облегчал положение различного рода должников. Теперь ростовщики не имели права требовать более 20% сверх взятой в долг суммы. «Устав...» запрещал превращать свободных людей в рабов.
Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. За неповиновение он карал силой. Своих сыновей Мономах рассадил по крупным городам — Новгороду, Смоленску, Суздалю, Владимиру-Волынскому. XII—XIII вв. — гривны.
Владимир был образованным человеком, одарённым писателем. В назидание не только своим детям, но и всем потомкам князь написал «Поучение». В нём он рассказал о своём жизненном пути, изложил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека, как он должен вести себя по отношению к другим людям.
Благодаря авторитету Мономаха после его смерти киевским князем стал его старший сын Мстислав (1125—1132), хотя были и иные претенденты на престол. Мстислав продолжил дело своего отца и стремился не допустить княжеских междоусобиц.
Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава, прозванного Великим, стало временем восстановления относительного единства Древнерусского государства. Однако после смерти Мстислава вновь начались раздоры между князьями.
8. Общественный строй и церковная организация на Руси
В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах.
Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.
С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.
По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.
С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.
Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.
Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся константинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Константинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Иларион, современник Ярослава Мудрого.
Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были греками.
Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.
В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое влияние.
Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.
Монастырь — это ре