Греческие города-государства

Образование первых государств

Греческие города-государства

В VII—VI вв. до н. э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплаватели. На северном и восточном побережье Чёрного моря греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория. Их называют городами-государствами. Самыми круп­ными из них были Ольвия, Пантикапей, Херсонес. Это были такие же полисы, какие существовали в Древней Греции.

Большую часть населения греческих городов составляли купцы и ремесленники. Ремесленники изготавливали изделия из металла, глины. Купцы привозили из Греции вино, оливковое масло, ремес­ленные изделия. Местные племена с удовольствием приобретали эти товары, платя за них золотом, зерном и рабами. С северных берегов Чёрного моря в Афины уходили суда, гружённые хлебом и неволь­никами. Часть жителей греческих городов занимались на прилегающих территориях сельским хозяйством, выращива­ли виноград, разбивали сады.

В V в. до н. э. греческие города, расположенные на бере­гах Керченского пролива, объединились в Боспорское цар­ство. Его столицей стал Пантикапей. Правители Боспора — цари — не выбирались, их власть передавалась по наслед­ству. В IV в. до н. э. Боспорское государство включало в себя Керченский и Таманский полуострова и восточное побережье Азовского моря.

Половину всего зерна, потреблявшегося в Афинах, привозили из Боспорского царства.

Скифское царство

Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были ираноязычные народы, получившие общее название «скифы». Скифские племена делились на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы кочевали по степям, их жили­щем была кибитка на колёсах. Питались скифы-кочевники мясом и молоком. Скифы-земледельцы вели оседлый образ жизни. Для обработки земли они пользовались плугом, ко­торый тянули волы.

Управлялись скифские племена советом старейшин и вождями, которые выбирались членами племени. Войны и торговля с греками приводили к обогащению племенной вер­хушки. Скифская знать подражала богатым грекам: исполь­зовала труд рабов, окружала себя разнообразными предмета­ми роскоши.

Скифы почитали своих предков. У них существовал осо­бый порядок погребения умерших. Когда умирал знатный скиф, то убивали его жену, слуг, лошадей и вместе с золо­тыми кубками, амфорами, украшениями, оружием и другими до­рогими вещами клали в могилу умершего. Сверху могилы насыпали огромный курган. Через год по покойнику устраивали поминки: убивали лучших коней и их трупы, прикрепив на колья, расстав­ляли вокруг кургана.

Хазарский каганат

В VII в. в Нижнем Поволжье

тюркоязычные хазары создали свое государство — Хазарский каганат.

Они постепенно подчинили себе многие кочевые и земледельческие племена, населявшие Северный Кав­каз, Приазовье, а также степные и лесостепные территории Восточной Европы вплоть до Днепра. Жители подчинённых территорий платили кагану дань.

Многие хазары постепенно меня­ли кочевой быт на оседлый. Они предпочитали теперь жить не в кибитках, а в городах, в которые правили хазарам.

Со временем в дельте Волги хазарские правители построили свою столицу — город Итиль. Он стал круп­нейшим в Восточной Европе ремесленным и торговым центром. Ха­зары долгое время были язычниками, но в VIII в. правители кага­ната и многие знатные люди приняли иудаизм.

Великая Булгария

В VII в. у тюркоязычных булгар возникло государство Великая Булгария. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. Потерпев поражение от хазар, часть булгар перебралась на Дунай и смеша­лась там с местным населением. На Балканском полуострове воз­никло государство Болгария. Другая часть булгар переселилась в Среднее Поволжье. В районе, где Кама впадает в Волгу, булгары под­чинили себе местные племена. В IX в. здесь возникла Волжская Бул­гария. Булгары, расселившись в лесной полосе, перешли к оседлому образу жизни, перенимая у местного населения приёмы земледелия.

Поначалу Волжская Булгария была небольшим государством, за­висевшим от хазар. В дальнейшем она усилилась, её правители рас­пространили свою власть на всю Среднюю, а позже и Нижнюю Вол­гу. Под влияние волжских булгар попали башкирские племена, жившие на Южном Урале. На левом берегу Волги, при впадении в неё реки Казанки, была основана крепость Казань, защищавшая северо-западные границы Булгарии. В 922 г. официальной религией государства стал ислам. Первой столицей был город Булгар.

2. Восточные славяне и их соседи

значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые учёные называют индо­европейскими. Примерно во II тыс. до н. э., по мнению некоторых учё­ных, из индоевропейских племён выделились балтославянские племена. Они заселили значительную часть Централь­ной и Восточной Европы. Примерно в V в. до н. э. эти пле­мена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от Днепра на востоке до Одера на западе. Сла­вяне приняли участие в Великом переселении народов. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточ­ную (предки русских, украинцев и белорусов), западную (поляки, чехи, словаки, поморские славяне) и южную (болгары, сербы, хор­ваты и др.). Восточные славяне заселили в VI—VIII вв. обширную территорию Восточной Европы — значительную часть Восточно-Ев­ропейской равнины.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить де­ревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Зем­лю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хо­роший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в среднем течении Днепра, в степной и лесостепной зонах, богатых плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем пере­ходили на новые. Истощённая земля не обрабатывалась примерно 20—30 лет, до восстановления плодородия. Такая система земледе­лия называется переложной.

Со временем, когда были освоены многие земли, всё чаще стали применять новые системы земледелия — двуполье и трёхполье. При двуполье половину пашни засевали, а дру­гую половину (пар) только распахивали и оставляли отды­хать на год. Затем поля для посева меняли. При трёхполье треть полей засевали весной (яровые хлеба), треть — осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар.

Славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень и гречиху.

Славяне занимались также скотоводством: разводили ко­ров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание в лесах мёда диких пчёл), рыболовство и охота.

Согласно описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Поселения восточных славян распола­гались обычно по берегам озёр и рек. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках площадью 10—20 м2.

Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, что­бы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки.

Славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой.

Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, по­клонявшихся многим богам.

Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — пове­литель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — богиня плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались, по их мнению, в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озёрах, считали они, водились русалки, в которых превращались утопленницы.

Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали рели­гиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли дере­вянные, реже каменные статуи бо­жеств — идолы. Чтобы задобрить сер­дитого бога или заручиться его мило­стью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территори­альная) — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лес­ными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяй­ствами. На общий совет — вече — сходились все домохозяева окру­ги. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли союзы племён. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными из них были поляне, и ильменские словене.

3. Первые известия о руси

В IX в. на востоке Европы появилось государство Русь, в состав которого со временем вошли все племена восточных славян. Исто­рики часто называют это государство Древней Русью (Древнерус­ским государством) или Киевской Русью по названию его столицы. Главным историческим источником, который рассказывает о начале истории Руси, является летопись «Повесть временных лет». Она была создана в начале XII в. на основе более древних записей, ле­генд и сказаний. В этой летописи есть знаменитый рассказ о при­звании варягов.

Летописец сообщает, что народ варяги, или русь, пришёл в Нов­городскую землю во главе с тремя братьями, старшим из которых был Рюрик, по приглашению славянских и финно-угорских племён. Эти племена ссорились между собой и в 862 г. решили призвать варягов, чтобы те установили им справедливое правление. Рюрик построил город Новгород и стал княжить в этих землях. После скорой смерти братьев он присоединил к себе и их владения. От Рюрика пошла династия князей Рюриковичей, которые правили в государстве Русь.

Автор «Повести временных лет» жил спустя почти три столе­тия после описанных им событий. Поэтому некоторые историки счи­тают рассказ о призвании варягов легендой.

Однако имеются и другие сви­детельства о народе русь. Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вер­тинских анналов» — ежегодных записей (хроники), которые ве­лись в одном из монастырей Франкской империи.

Многие историки полагают, что слово «русь» име­ет скандинавское происхождение. Известно, что похожим словом жители Финляндии позже называли людей, плававших на лодках с несколькими рядами гребцов. В них угадываются норманны — жи­тели Скандинавии.

В IX—XI вв. норманны совершали многочисленные военные и торговые походы по всей Европе. Непоседливые и воинственные скандинавы внесли вклад в историю разных государств. Следы их завоеваний сохраняются и сегодня, например, они дали название одной из областей на севере Франции — Нормандии. По версии ряда историков, восточные сла­вяне заимствовали слово «русь» от финнов, а затем стали называть этим словом (в форме «русины», «русичи», «русские») самих себя и своё государство — Русь (с заглавной буквы).

Вместе с тем вопрос о том, кем были варяги, о которых говорит­ся в «Повести временных лет», до сих пор вызывает споры истори­ков. Поми­мо жителей Скандинавии, морскими походами, войной и торговлей занимались тогда и другие племена, обитавшие по берегам морей. Многие такие народы вели сходный образ жизни, использовали по­хожее оружие, предметы быта.

Споры о происхождении варягов и руси начались ещё в середине XVIII в. Немецкие учёные (Г. Байер, Г. Миллер), работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь — это норман­ны, точнее, шведы. Они утверждали, что без приглашения правите- лей-норманнов славяне не смогли бы создать своё государство и культуру. Тех, кто считал варягов норманнами, стали называть норманистами.

Против подобных взглядов выступил тогда М. В. Ломоносов, ко­торый занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славян­ским или иным нескандинавским народом, называют антинорманистами.

Большинство антинорманистов сейчас считают, что варяги при­плыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Бал­тийского моря. На южном берегу Балтики тогда жили племена за­падных славян. Одно из них в Европе называли варинами (ваграми), а их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы, совершали морские походы, нападали на далёкие земли. Часть сво­их богатств они привозили на остров Рюген, где находился их глав­ный языческий храм.

Некоторые исследователи по­лагают, что слово «русь» связано с на­званием острова Рюген, который позже некоторые не­мецкие авторы называли Русским островом. Популяр­но мнение, что это слово ни­как не было связано с варя­гами, а происходит от назва­ния реки Рось, которая впадает в Днепр южнее Кие­ва. Существуют также сведе­ния, что помимо Хазарского каганата где-то поблизости от него некоторое время су­ществовал некий Русский, или Росский, каганат.

4. Становление древнерусского государства

В Средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследст­ву — от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое госу­дарство называют монархией (в переводе с греческого — единая власть). Народ русь, включавший в себя в течение IX—X вв. всё больше восточнославянских племён, стал называть своих правите­лей славянским словом князь.

В начале X в. у большинства союзов племён восточных славян были свои князья, которые вели между собой постоянную борьбу. Постепенно наибольшую силу и значение приобрела династия кня­зей, которые возводили свой род к Рюрику. Рюрик и его преемник Олег первоначально утвердились в новгородских землях. Затем кня­зья перенесли столицу в Киев — город, расположенный на Днепре на территории племени полян.

Князь Олег, а вслед за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль и над Новгородом. 882 г., когда Олег объединил Новгород и Киев, многие историки называют ус­ловной датой образования Древ­нерусского государства.

Новгород и Киев являлись важнейшими пунктами торгового пути. Летопись подробно описывает этот путь «из варяг в греки». Кон­троль над путём «из варяг в греки» давал киевским князьям пре­имущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы.

Отношения с Византийской империей, жителей которой на Руси называли греками, имели важнейшее значение для первых русских князей. Далеко не всегда они были мирными.

«Повесть временных лет» подробно рассказывает о походе князя Олега на Царьград в 907 г. На кораблях и по суше объединённое войско всех племён, подвластных русскому князю, подошло к сто­лице Византии. Олег приказал вытащить на сушу корабли и поста­вить их на колёса. Ветер надул паруса, и суда сами покатились к стенам Константинополя. Испуганные греки запросили мира, согла­сившись на выплату большой дани. В знак победы Олег прибил к городским воротам свой щит.

Князь Игорь (912—945) тоже предпринял большой поход на Византию в 941 г. но он оказался неудачным.

Против кораблей русов греки выставили свой флот, обору­дованный специальными ме­ханизмами, которые бросали горючую смесь, зажигавшую суда противника. Русов этот «греческий огонь» совершен­но ошеломил, и их флот был разбит. Состав горючей сме­си греки держали в строжай­шем секрете. Известно толь­ко, что в неё входила нефть.

Однако постепенно отно­шения между Русью и Византией становились более мирными и взаимовыгодными. Сохранились два договора, которые киевские князья заключили с греками, — договор Олега 911 г. и договор Иго­ря 944 г. В обоих соглашениях регулируются в основном вопросы торговли и определяется порядок прибытия русов в Византию и пре­бывания их в Царьграде.

Подчинение русскими князьями ряда племён шло медленно, ча­сто было связано с кровавой борьбой. Одним из эпизодов этой борь­бы стала гибель в 945 г. князя Игоря, который собирал дань у древ­лян — союза племён, обитавших в лесах к северо-западу от полян. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья — объезда князем с дру­жиной подвластной территории. Во время этого объезда население не только отдавало саму дань, но также обязано было предоставлять кров, продовольствие и всё необходимое князю и его сопровожде­нию. Полюдье растягивалось с поздней осени до весны и часто было для населения весьма тягостным.

Древляне признавали власть Игоря, но сохраняли внутреннее управление и имели своих князей. Игорь, собрав обычную дань, по наущению своих дружинников потребовал дополнительной дани. Древляне напали на князя, отправившего основную часть своей дру­жины в Киев. Игоря взяли в плен и подвергли позорной казни как разбойника.

В Киеве оставался малолетний сын Игоря Святослав. Но его мать, княгиня Ольга, организовала борьбу с древлянами. Ольга не только жестоко отомстила за гибель мужа, но и окончательно покорила древлян.

Княгиня учла печальный опыт своего супруга и изменила поря­док сбора дани. Теперь были точно определены размеры дани — уро­ки — и места сбора — погосты, куда её должны были свозить.

Ольга осталась в памяти последующих поколений мудрой прави­тельницей. Она первой в княжеском роду приняла христианство.

Сын Ольги Святослав (964—972) оставался язычником. В исто­рию он вошёл как доблестный воин и полководец. Свою жизнь с момента, когда Ольга передала ему бразды правления, и до самой смерти Святослав провёл в походах и сражениях. В 964—969 гг. походы князя были направлены в основном на восток. Побеждены были вятичи — восточнославянское племя, обитавшее на Оке и в верховьях Дона, Волжская Булгария и, наконец, Хазария. Некогда могущественный Хазарский каганат уже не смог оправиться от раз­грома Святославом его крупнейших городов и вскоре перестал су­ществовать. В походах Игорь не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говя­дину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на Вы!»...

В 968—971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг — в Дунайскую Болгарию. Болгария была покорена, и князю так там понравилось, что он хотел перенести туда, на берега Нижнего Ду­ная, центр своего государства. Но эти планы не были осуществлены.

С одной стороны, в этом случае осталась бы без защиты Русская земля. В 969 г. на Киев на­пали печенеги — кочевники, обитавшие в при­черноморских степях. Ольга, бывшая в Киеве с детьми Святослава, укоряла князя, что он бро­сил их. Святослав, вернувшись на Русь и отра­зив набег печенегов, лишь после смерти матери в конце 969 г. снова ушёл на юг.

 

С другой стороны, воинственных русов не со­биралась терпеть Византия, рассматривавшая Болгарию как свои владения. В 971 г. в поход против Святослава двинулся сам византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полково­дец, происходивший из армянского рода. Русы несколько месяцев держали оборону в крепости Доростол на Дунае. После ожесточённых сраже­ний, потеряв многих своих воинов, Святослав был вынужден заключить мир с греками с обя­зательством уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев на днепровских порогах его убили печенеги.

5. Правление князя владимира. Крещение руси

Святослав, уходя второй раз на Дунай, оставил в Киеве старшего сына, Ярополка. Второй сын, Олег, отправился в Древлянскую зем­лю. Третьего сына, Владимира, Святослав отпустил в Новгород. По­сле смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (978/980—1015).

Владимир начал своё княжение с наведения порядка в государ­стве, ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В результате двухлетней войны он возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 г. князь разгромил ополчение радимичей. Ещё ранее он подчинил По­лоцкое княжество на Западной Двине.

Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая пы­талась чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, князь заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Поль­шей — недавно возникшим славянским государством: в 981 г. ки­евский князь присоединил к Руси захваченные ранее поляками го­рода Червень и Перемышль, ещё более расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. По­этому на южных границах Владимир приказал возвести четыре обо­ронительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сиг­нальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. В крепостях несли службу лучшие воины со всей Руси. Сотни русских сёл и городов были частично избавлены от печенеж­ских набегов.

1. Крещение Руси

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 г. в войсках византийского императора Василия II вспыхнул мятеж. Император обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, что­бы император отдал ему в жёны свою сестру Анну: этот брак должен был поднять ав­торитет киевского князя. Ва­силий II в ответ поставил ус­ловие, чтобы Владимир при­нял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мя­тежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир после долгой осады захватил центр крымских владений Византии — Херсонес (Кор сунь). Император был вынужден уступить. Владимир принял кре­щение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в ка­честве выкупа за невесту.

Вернувшись домой в сопровождении греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих сыновей. Вслед за тем он приказал сокрушить языческих идолов. священники из Византии ходили по городу и пропове­довали христианство. Так как многие медлили с принятием новой религии, князь приступил к решительным мерам. Он повелел киев­лянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку. Одни заходи­ли в воду добровольно, других загоняли силой княжеские дружин­ники. На берегу стояли священники и совершали таинство креще­ния. Произошло это событие в 988 г.

Владимир послал проповедников и в другие города. Христианство распространилось сначала по водному пути от Киева до Новгорода, в других же местах ещё долго господствовало язычество. Особенно упорное сопротивление новая религия встретила на севере. Язычни­ки подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, их собрали на берегу реки и окрестили.

По свидетельствам летописей, Владимир после крещения сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мяг­кого и доброго. По приказу князя бедным людям стали бесплатно раздавать пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел многих жён, но, обвенчавшись с Анной, отказался от многожёнства.

При Владимире на Руси началось строительство храмов и мона­стырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей по­сылать в них сыновей.

Введение христианства как государственной религии оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Руси, так и на каж­дого её жителя.

Принятие христианства изменило быт и нравы жителей Руси, оказало непосредственное влияние на все стороны их жизни. Цер­ковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некото­рые языческие праздники. Но она решительно запретила жертво­приношения, многожёнство, кровную вражду, умыкание невест и иные языческие традиции, призывала оказывать помощь убогим и нищим.

Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию па­мятников письменности, архитектуры и искусства. Существенно из­менилось и международное положение Древнерусского государства, вставшего в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она в то время ока­зывала на Русь особенно сильное влияние.

6. Русское государство при Ярославе Мудром

Принятие христианства способствовало спло­чению всех русских земель, но управлять такой огромной территорией было очень непросто. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они пра­вили там от имени киевского князя.

Любимыми сыновьями Владимира были Бо­рис и Глеб. Владимир желал, чтобы после его смерти Киевом правил Борис. Это намерение не нравилось старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 г. он отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал со­бирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав в свою очередь призвал на помощь ва­ряжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 г. помешала столкновению.

Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве, Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем. Святополк решил избавить­ся от опасного соперника Бориса и от его родного брата Глеба, подо­слав к ним тайных убийц. Борис и Глеб впоследствии были при­числены к лику святых Русской православной церковью. Тогда же по приказу Святополка был убит ещё один его брат — Святослав. За свои ужасные преступления Святополк был прозван Окаянным. Святослав занял киевский престол.

Ярослав, получив известие о смерти отца и гибели братьев, со­брал новгородское ополчение и наёмную варяжскую дружину и вы­ступил против Святополка. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 г. у города Любеча. Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр и внезапным ударом разбил киевлян. Ярослав занял престол в Киеве.

Политика Ярослава была направлена на укрепление Руси, по­могала развитию её хозяйства и культуры. Время княжения Яро­слава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государ­ства. Князь позже получил прозвище Мудрый.

Ярослав многое сделал для распространения христи­анства. Он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал книги, читал их «и днём и ночью», хорошо знал Священное Писание.

Стремясь установить порядок в своём государстве, ки­евский князь создал первый на Руси письменный свод (собрание) законов, который получил название «Правда Ярослава». Это была первая часть Русской Правды — свода законов для всей Руси. Закон предусматривал на­казания за убийство, оскорбление, обман, кражу чужого имущества. Принятие единого свода законов имело огромное значение для укрепления государства.

При Ярославе Мудром сложились чёткие правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киев­скому князю. Летописцы называли Ярослава «самовластцем». Киев­ский князь издавал законы, был главным судьёй и защитником Русской земли.

Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать следующий брат умершего либо при его от­сутствии старший сын.

Ярослав расширял территорию государства и укреплял безопас­ность его северо-западных границ. В 1030 г. он утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера.

Ярослав с помощью дина­стических браков стремился укрепить положение Руси в Европе. Сам он был женат на дочери шведского короля.

Свою сестру отдал в жёны польскому королю. Дочь Анна была выдана замуж за фран­цузского короля. Другая дочь,

Анастасия, стала королевой

Венгрии. Третья дочь, Елизавета, вышла замуж за норвежского принца, который впоследствии стал королём. После гибели мужа Елизавета вышла замуж вторично — за датского монарха. При дво­ре Ярослава одно время жили сыновья английского короля.

Период с конца X по начало XII столетия — время существо­вания относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях.

Время правления Ярослава Мудрого было временем расцве­та Русского государства.

7. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Перед смертью в 1054 г. Ярослав Мудрый разделил русские зем­ли между пятью своими сыновьями. Изяслав, как «старейший сын», получил Киев. Ярослав наказывал наследникам жить в мире и согласии и слушаться старшего брата.

Первое время братья пра­вили согласно заветам отца. В 1072 г. они создали новый свод законов, который полу­чил название «Правда Ярос­лавичей» и стал важнейшей частью Русской Правды, текст которой полностью сло­жился позже, в XII в. Зако­ны предусматривали наказа­ние за покушение на княже­скую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.

В 1068 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь. В битве на реке Альте они разгромили русские рати. Изяслав Ярославич с остатками дружины бежал в Киев. Киевляне собрались на вече и решили продолжать войну с половцами. Но Изяслав отказался подчиниться постановле­нию веча, ссылаясь на усталость своей дружины. Возму­щённая толпа разграбила княжеский двор. Изяслав бежал к своему родственнику польскому королю. Лишь через год, собрав в Польше большое войско, он вновь занял киевский престол.

Тем временем силу и популярность набирал второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав, сумев­ший отразить половецкий набег на свою землю. Он решил изгнать Изяслава с престола. В 1073 г. Святослав занял Киев, однако в 1076 г. он внезапно умер. Изяслав снова утвердился в Киеве. Его брат Всеволод, который по заве­щанию Ярослава Мудрого получил Переяславль, стал пра­вить также и в Чернигове. Однако права на Черниговскую землю предъявили сыновья покойного Святослава. В каче­стве союзников они призвали отряды половцев. На помощь Всеволоду против племянников поспешил киевский князь. В 1078 г. объединённые дружины братьев разбили войска Святославичей и половцев. Но в сражении погиб Изяслав. Киевским князем стал Всеволод Ярославич (1078—1093). После его смерти киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк.

Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха в 1097 г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с ними. А чтобы не было усобиц, князья договорились, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, — «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества.

Решения о сохранении мира и согласия на Руси были нару­шены вскоре после их приня­тия. Началась новая кровавая усобица.

Киевским князем Владимир Мономах (1113—1125) стал в возрас­те 60 лет, будучи умудрённым правителем, известным на Руси ор­ганизатором и предводителем многих походов против половцев, про­тивником княжеских усобиц.

После своего вокняжения Владимир Мономах создал новый свод законов — «Устав Владимира Всеволодовича» — заключительную часть Русской Правды. Закон отныне зна­чительно облегчал положение различного рода должников. Теперь ростовщики не имели права требовать более 20% сверх взятой в долг суммы. «Устав...» запрещал превращать свободных людей в рабов.

Имея поддержку народа, Владимир за­ставил подчиниться себе почти всех рус­ских князей. За неповиновение он карал силой. Своих сыновей Мономах рассадил по крупным городам — Новгороду, Смоленску, Суздалю, Владимиру-Волынскому. XII—XIII вв. — гривны.

Владимир был образован­ным человеком, одарённым писателем. В назидание не только своим детям, но и всем потомкам князь написал «По­учение». В нём он рассказал о своём жизненном пути, изло­жил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека, как он должен ве­сти себя по отношению к дру­гим людям.

Благодаря авторитету Мономаха после его смерти киев­ским князем стал его старший сын Мстислав (1125—1132), хотя были и иные претенден­ты на престол. Мстислав продолжил дело своего отца и стремился не допустить кня­жеских междоусобиц.

Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава, прозванного Великим, стало време­нем восстановления относительного единства Древнерусского госу­дарства. Однако после смерти Мстислава вновь начались раздоры между князьями.

8. Общественный строй и церковная организация на Руси

В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опи­рался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.

С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.

Основной массой населения Древнерусского государ­ства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.

По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.

С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Боль­шинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.

Существовали и иные категории зависимых людей: смер­ды — сельские жители, которые несли повинности в поль­зу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабаты­вали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения от­носились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.

Во главе Русской право­славной церкви стоял митро­полит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся констан­тинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Констан­тинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Иларион, совре­менник Ярослава Мудрого.

Митрополичьей резиденци­ей являлся Киев. Митрополи­ту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были грека­ми.

Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сель­ские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.

В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое вли­яние.

Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Монастырь — это ре

Наши рекомендации