Организационно-правовые формы управления юстицией
Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Положением о нем от 4 ноября 1993 года * обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции.
__________________
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст.4650.
Минюст России осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы законов, направленных ему для подписания; представление Президенту и Правительству Российской Федерации заключений о соответствии Конституции Российской Федерации к действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.
На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрация принимаемых ими нормативных актов.
В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы; регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законодательства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации; руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными конторами и т.п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»* на Минюст России возложена функция по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данным постановлением предписывается главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать направление в Минюст России копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также те официальные издания, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
___________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 24. Ст. 2281.
Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Таким образом, цель юридической экспертизы правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, состоит в выработке мер федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации»* закрепил за Минюстом России осуществление экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации; контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. Ему предоставлено право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и др.
_____________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2259.
Нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Минюста России по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики, а также по другим вопросам их компетенции, являются обязательными для нотариальных учреждений, органов исполнительной власти и для других адресатов, на которые они распространяются.
Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России, однако сфера их деятельности ограничена той территорией, на которой они действуют, а также теми вопросами, которые отнесены к их ведению.
Так, например, управления (отделы) юстиции осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юридическим лицам; согласовывают место нахождения юридических консультаций; организуют работу государственных нотариальных контор, проверяют их деятельность и т.п.
Задачи, стоящие перед органами управления юстицией, решаются ими как в процессе реализации их функций и полномочий, руководства учреждениями судебных экспертиз и государственных нотариальных контор, так и в процессе сотрудничества с объединениями и организациями адвокатов, взаимодействия с нотариусами, занимающимися частной практикой и их объединениями, а также с органами записи актов гражданского состояния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации,* которая направлена на усиление их роли и ответственности в реализации правовой политики Российской Федерации. По отдельным позициям данная концепция начала претворяться в жизнь. Так, например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года «О судебных приставах»** на Минюст России возложено организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов.
_____________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 42. Ст. 4806.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3590.