Государственный пожарный надзор
Государственный пожарный надзор осуществляется в целях соблюдения правил пожарной безопасности, пресечения их нарушений, а также обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Данный надзор возложен на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской федерации, правовые основы организации и деятельности которой закреплены в Законе Российской Федерации от 18 ноября 1994 года «О пожарной безопасности»,* Положении о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации,** утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года.
______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.
** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст.3454.
В систему Государственной противопожарной службы входят:
Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, управления (отделы) Государственной противопожарной службы министерств внутренних дел республик, органы управления Государственной противопожарной службы краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые функционируют в структуре соответствующих управлений (главных управлений) внутренних дел, территориальные и специальные подразделения, осуществляющие организацию предупреждения пожаров и их тушение и др.
В населенных пунктах, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут создаваться подразделения Государственной противопожарной службы, на которые возлагаются функции государственного пожарного надзора.
На органы государственного пожарного надзора возложены следующие основные функции: надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; внесение предложений в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по вопросам мер пожарной безопасности; организация разработки и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; учет пожаров, выяснение причин и условий их возникновения и др.
Значительное место в деятельности органов государственного пожарного надзора занимает работа нормативно-технического характера. На них возложена разработка и утверждение либо самостоятельно, либо совместно с заинтересованными органами и организациями обязательных для исполнения требований, норм и правил в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и средств пожаротушения. Им представляются на рассмотрение и согласование соответствующими организациями проекты стандартов, норм, правил, градостроительная и проектно-сметная документация на строительство, ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий, зданий, сооружений, содержащих требования пожарной безопасности. Тем самым они осуществляют предупредительный контроль за выполнением проектными и строительными организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии с законодательством органы государственного пожарного надзора участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством различных объектов, осуществляя проверку соответствия этих объектов требованиям пожарной безопасности.
В целях предупреждения нарушений противопожарных правил и возникновения пожаров они проводят противопожарную пропаганду, привлекают общественность, население к работе по профилактике в этой области и к борьбе с пожарами.
Для выполнения возложенных на них задач и функций, органы государственного пожарного надзора наделены государственно-властными полномочиями. Они вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций, в жилые помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, которые создают угрозу возникновения пожара или безопасности людей, либо в целях обследования их противопожарного состояния; получать от министерств, ведомств, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности; давать руководителям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
В случае нарушений правил пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу возникновения пожара, органы государственного пожарного надзора приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ. Эта мера пресечения применяется ими также в случае невыполнения противопожарных требований, предусмотренных проектами или нормами проектирования при строительстве, реконструкции предприятий, зданий и сооружений.
Действующее законодательство закрепило право органов государственного пожарного надзора производить дознание по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и пожарах, а также осуществлять досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами.
Органы государственного пожарного надзора, при обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, имеют право налагать на граждан, должностных лиц и на юридические лица административные взыскания (предупреждение, штраф). Эти взыскания могут налагаться и за неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.
Паспортная система
Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учета граждан. На сегодняшний день паспортная система играет существенную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т.п.
Важное значение паспортной системы обусловлено на сегодняшний день и тем, что в Российскую Федерацию идет большой поток граждан из бывших республик СССР, беженцев из «горячих точек», которым государство обязано помогать в трудоустройстве, выдаче соответствующих документов, в получении жилья, в прописке по новому месту жительства (либо регистрации) и т.п.
Основным правовым актом, непосредственно регулирующим вопросы паспортной системы, является Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года.* В соответствии с требованиями норм названного Положения все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь паспорт, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина и его принадлежность к российскому гражданству, которое предполагает, что гражданин обладает комплексом экономических, политических, социальных, личных прав и свобод, установленных российским законодательством и гарантируемых Конституцией Российской Федерации.
____________________
* Российская газета. 1997. 16 июля
В паспорт могут вноситься только те основные сведения о гражданине, которые предусмотрены законодательством. К ним относятся: фамилия, имя, отчество гражданина, пол, число, месяц, год и место его рождения, отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, об отношении к военной службе; о регистрации по месту жительства и снятии гражданина с регистрационного учета. По просьбе владельца паспорта медицинские учреждения могут ставить в паспорте отметку о группе крови и ее резус-факторе.
Паспорт не может быть изъят у гражданина, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Он не может быть также взят под залог. Действие паспорта ограничивается определенным сроком. По достижении гражданином 20 и 45 лет паспорт подлежит замене. После 45 лет паспорт действует бессрочно. Выдача, обмен паспортов, вклеивание в них фотографий осуществляется органами внутренних дел по месту жительства.
Для отдельных категорий граждан вместо паспорта предусмотрены иные документы. Так, военнослужащие вместо паспорта имеют удостоверение личности либо военные билеты, членам экипажей судов морского, торгового и рыбного флота выдается паспорт моряка.*
Значительные изменения паспортная система претерпела с принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».** Провозглашая право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, закон отменил институт прописки и выписки граждан, заменив его регистрационным учетом граждан.*** Его суть состоит в том, что гражданин подлежит регистрации по месту жительства в органах внутренних дел либо в местной администрации.
___________________
* См.: Положение о паспорте моряка // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 784.
** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.
*** См. также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерациии // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №30. Ст. 2939.
К основаниям снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства закон относит изменение места жительства; призыв на военную службу; осуждение к лишению свободы; признание безвестно отсутствующим; смерть или объявление решением суда умершим; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Если гражданин изменил место жительства, то он обязан в течении 7 дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации. Эти органы должны зарегистрировать гражданина не позднее 3 дней с момента представления им соответствующих документов.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
В целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения угрозы их жизни и здоровью, охраны государственных тайн, обеспечения режима Государственной границы, права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может ограничиваться в пограничной полосе, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территории действия режима чрезвычайного положения, а также на территориях, на которых, в случае опасности распространения инфекционных и неинфекционных массовых заболеваний людей, введены особые условия и режим проживания населения.
Контроль за соблюдением норм паспортной системы осуществляется органами внутренних дел, которые, при обнаружении нарушений правил паспортной системы, вправе привлекать к административной ответственности граждан и должностных лиц.
Внутренние войска
В систему Министерства внутренних дел Российской Федерации входят внутренние войска. Их задачи, права, обязанности, порядок прохождения в них службы закреплены в Законе Российской Федерации от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»*.
______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711
Основное назначение внутренних войск как воинского формирования состоит в защите интересов личности, общества, государства, конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Перед ними Законом закреплен целый комплекс задач, основными из которых являются: содействие в случае необходимости органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; осуществление охраны важных государственных объектов и специальных грузов, исправительных учреждений, а также конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу. При определенных ситуациях, закрепленных в законодательстве, на них возлагается задача совместно с войсками Министерства обороны Российской Федерации и пограничными войсками участвовать в обороне территории Российской Федерации.
Внутренние войска имеют свою структуру, в которую входят такие подразделения, как: соединения и воинские части оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, исправительных учреждений, специальные моторизованные части, авиационные и морские воинские части. В состав внутренних войск входят также органы управления, учреждения и воинские части обеспечения деятельности самих внутренних войск и военно-учебные заведения.
Руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное оперативное управление осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, который назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Для четкой организации в управлении внутренними войсками существует Главное командование внутренних войск, его военный совет, а также военные советы округов.
Соединения и воинские части объединяются в округа, которые являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.
Основной состав внутренних войск состоит из военнослужащих, которые либо призываются на военную службу во внутренние войска в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», либо граждане поступают на службу в добровольном порядке, заключая соответствующий контракт.
Все военнослужащие принимают Военную присягу Российской Федерации и на них распространяется действие названного выше Закона, Устава внутренних войск, других правовых актов, а также нормативных актов Министерства внутренних дел Российской федерации, касающихся вопросов прохождения военной службы в войсках.
На внутренние войска возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении различных массовых мероприятий; охрана исправительных учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; охрана складов и военных баз Министерства внутренних дел Российской Федерации, важных государственных объектов; участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и др.
При исполнении своих обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и при наличии достаточных на то оснований проверять у них документы, удостоверяющие личность; пресекать правонарушения и осуществлять административное задержание, доставляя лиц, совершивших правонарушение, в органы милиции; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресечения правонарушений и т.п.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении»* внутренним войскам во время обеспечения правового режима чрезвычайного положения предоставлено право беспрепятственно входить в жилые дома и помещения, занимаемые гражданами, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; временно запрещать или» ограничивать движение транспортных средств и пешеходов; в случае необходимости использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан; задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа до его окончания и т.п.
________________
* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.
№ 22. Ст.773.
Внутренние войска, как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие. Кроме того, они могут применять боевую технику, состоящую на вооружении во внутренних войсках.
За всей деятельностью внутренних войск осуществляется ведомственный контроль со стороны министра внутренних дел Российской Федерации. Надзор за надлежащим исполнением и соблюдением законодательства во внутренних войсках осуществляется органами Прокуратуры Российской федерации.