Комитеты политических действий и финансирование кампаний
Эдвард Закерман
В электоральный сезон 1997—1998 гг. кандидаты в палату представителей и сенат Соединенных Штатов потратили в общей сложности 650 млн дол. Только около 100 млн из этой суммы было предоставлено, или занято самими кандидатами, или собрано в ходе кампании. Остальные деньги поступили как пожертвования политических партий и пугающего числа — всего более 400 — зарегистрированных на федеральном уровне комитетов политических действий (КПД), преследующих такие разные законодательные и идеологические цели, какие только можно себе вообразить.
Такая система достаточно нова: до недавнего времени деньги на политические кампании поступали исключительно от небольшого числа преуспевающих покровителей, чьи тайные вложения использовались политическими партиями так, чтобы в день выборов иметь
возможность потратиться на обеспечение явки избирателей. Сегодня круг спонсоров значительно расширился (даже чернорабочие, бармены и моряки торгового флота используют силу своих коллективов, вкладывая в кампании суммы, сравнимые с вкладами крупных промышленников), и право заниматься фонд-райзингом распространяется на каждый поддерживающий кандидата комитет.
Вероятно, средний избиратель сильно удивится, узнав, что сбор и передача денег кандидату на политический пост — защищенный Конституцией процесс. Когда в 1976 г., вынося решение по делу Бакли против Валео, Верховный суд Соединенных Штатов указал, что Первая поправка не согласуется с ограничением сумм, которые индивид или группа могут потратить для оказания воздействия на ход выборов, он также отметил следующее: «Ограничение денежных сумм, которые человек или группа могут потратить на политическую коммуникацию во время избирательной кампании, неизбежно сокращает масштаб дискуссии, ибо уменьшает количество поднимаемых вопросов, делает более легковесным их обсуждение, сужает размеры затронутой дискуссией аудитории. Это происходит потому, что каждое средство передачи и получения информации в современном массовом обществе требует денег. Распространение самых простых рекламных листков или брошюр связано с затратами на печатную технику, бумагу и транспорт. Для организации выступлений и митингов обычно требуется арендовать зал и оповестить о событии. Растущая зависимость электората от телевидения, радио и других масс-медиа, поставляющих новости и иную информацию, сделала эти дорогостоящие средства коммуникации необходимыми инструментами эффективного политического общения».
Для полноты суждения суд добавил к вышесказанному еще одну часто цитируемую фразу: «Полная свобода выражения политических взглядов, ограниченная всего лишь предельными цифрами затрат, сравнима с полной свободой езды на автомобиле как угодно далеко и как угодно часто, но при наличии всего лишь одного бака бензина».
Тем не менее, большинство американцев соглашаются с тем, что существующая система несправедлива и несбалансированна. На вопросы «Нужна ли нам реформа финансирования политических кампаний?» и «Не тратится ли на политику слишком много денег людьми, преследующими какие-то особые интересы?» американцы ответят громким «Да». Результаты такого исследования нуждаются, однако, в осторожной интерпретации. «Особые интересы» оказываются чьими угодно, только не интересами тех отраслей промышленности, профсоюзов или какой-то организации, членом которой является респондент или на которую он жертвует деньги. К тому же опросы часто выявляют наличие того большинства, которое поддерживает «общественные фонды», но противится «фондам налогоплательщиков» для финансирования предвыборных кампаний. Часто те, кто поддерживает общественные фонды, меняют мнение, когда узнают, что это эвфемизм, за которым скрываются «фонды налогоплательщиков». Наиболее явное свидетельство недостатка общественной поддержки выборов, для финансирования которых используются «фонды налогоплательщиков», — это уменьшающееся число налогоплательщиков, желающих отдать 3 дол. из своих налогов для финансирования выборов. Подобные данные отражают расслоение взглядов по данному вопросу. Понимание реальной, а не мистической природы финансирования политических кампаний и комитетов политических действий становится ключевым для любого рационального обсуждения достоинств и недостатков настоящей — или любой другой — системы политики и финансов в Соединенных Штатах Америки.
Реформа и контрреформа
Первая попытка конгресса наложить ограничения на финансирование выборов — принятый в 1907 г. Акт Тиллмана (Tillman Act), запрещающий корпорациям делать пожертвования или нести расходы в пользу федеральных предвыборных кампаний. Акт был утвержден при небольшом сопротивлении оппонентов. Но его принятие посредством выкриков с мест после поверхностных дебатов в палате представителей и всеобщим одобрением сената изобличало его происхождение из недр Движения за прогрессивные реформы, о котором один историк писал примерно как о «схватке между грабителями и ограбленными».
Для принятия закона 1907 г. кроме политической атмосферы, которая всегда способствует сочинению огромного числа реформаторских законов типа законов о детском труде, контроле за качеством мясной продукции, антитрестовских законах, имелось несколько причин. Ключевой здесь была серия статей, озаглавленных «Измена в сенате» и разоблачающих перед массовым читателем коррупцию и вероломство. Она была опубликована в журнале «Космополитен» (Cosmopolitan), принадлежащем Уильяму Рэндольфу Херсту (William Randolph Hearst), и основывалась на исследованиях, проведенных в 1906 г., а также в предшествующие годы законодателями Нью-Йорка, которые раскрыли факты выплат страховой кампанией денег в пользу политических партий штата. Акт Тиллмана 1907 г. сохраняет силу до сих пор как часть Акта о федеральных избирательных кампаниях, наряду с другими, принятыми конгрессом законами. Речь идет, в частности, об Акте о военных конфликтах 1943 г. (закон Смита—Коннэлли (Smith-Connally)) и Акте о взаимоотношениях между рабочими и предпринимателями (закон Тафта—Хартли (Taft-Hartley)), которые сначала на срок, а затем бессрочно распространили на профессиональные союзы запрет создавать корпорации.
Запрет на пожертвования от профсоюзов означал закрытие источника финансовой поддержки Президента Франклина Д. Рузвельта, шедшего в 1944 г. на беспрецедентный четвертый срок. Но Джон Л. Льюис (John L.Lewis), бывший тогда президентом и Конгресса промышленных организаций, и Объединения горнорабочих Америки, обошел запрет на использование фондов союзов, основав Национальный комитет политических действий шахтеров-угольщиков для сбора добровольных пожертвований на кампанию Рузвельта. Верховный суд США поддержал сбор добровольно вносимых средств в фонд политической кампании как защищенный Первой поправкой к Конституции.
В 1971 г., после многолетних обсуждений, конгресс принял Акт о федеральных избирательных кампаниях (АФИК), требующий от кандидатов и политических комитетов обнародования сведений о поступлениях и тратах, а также указания имен спонсоров, внесших более 200 дол. Закон вступил в силу 7 апреля 1972 г., спровоцировав кандидатов собрать в последнюю минуту как можно больше денег, не ставя об этом в известность общественность.
Реагируя на злоупотребления, которые были раскрыты во время уотергейтского скандала, конгресс внес изменения в закон от 1971 г., установив ограничения на пожертвования и траты. Вскоре после его принятия группа оппонентов во главе с сенатором Джеймсом Бакли (James Buckley), республиканцем от штата Нью-Йорк, оспорила конституционность закона. Ответчиком по иску стал Фрэнсис К. Валео (Francis X.Valeo), секретарь сената. В результате было принято решение, суть которого уже излагалась выше.
Однако суд провел различие между тратами кандидата и пожертвованиями его сторонников и постановил, что большие пожертвования подлежат разумному ограничению с целью уничтожения или предотвращения коррупции, конгресс устранил имевшиеся в законе несоответствия Конституции, убрав ограничения в расходах, и приурочил вступление этого положения в силу к выборам 1976 г.
В результате решения по делу Бакли и быстрой реакции конгресса выборы последней четверти ушедшего века регулировались диспропорциональной системой финансирования кампаний, которая первоначально задумывалась создателями как средство достижения равновесия между пожертвованиями и тратами.
Финансовая статистика предвыборных кампаний, начиная с 1971 г., когда закон вступил в силу, показывает, что большинство выборов было выиграно кандидатами, которые потратили на предвыборную кампанию больше, чем их оппоненты. При этом очень многие кандидаты были побеждены соперниками, имевшими меньше средств, но сумевшими собрать достаточно денег для того, чтобы довести до сведения избирателей свои позиции, накопленный опыт. Нельзя сказать, что большое количество денег гарантирует победу, но можно сказать, что отсутствие денег гарантирует поражение.
Результаты выборов последних лет неопровержимо свидетельствуют о несправедливости существующего порядка вещей. Финансирование политических кампаний является системой, которая способствует успеху тех кандидатов, которые могут собрать небольшие взносы с максимального количества доноров. За редким исключением эта система служит законодателям, уже имеющим мандаты и способным обеспечить себе пожертвования от донорской сети общенационального масштаба. И наоборот, система направлена против молодых кандидатов, которые обычно формируют свой избирательный фонд за счет сгруппированных в одном месте донорских пулов. Этот институционализированный дисбаланс в фонд-райзинге между держателями мандатов и претендентами на них называется в ряду причин, по которым 95% и более избранных должностных лиц выигрывают при своем переизбрании. Это также является главной темой протеста защитников реформы финансирования избирательных кампаний, которые заявляют, что новое законодательство необходимо для «выравнивания игрового поля», предоставления соискателям мандатов возможности выигрывать избирательные кампании.
Современные правила
Сегодня, независимо от того, брошены ли эти деньги в шляпу, пущенную по кругу на профсоюзном митинге, или они получены от продажи тысячедолларовых билетов, дающих право на участие в организованном корпорацией приеме, — движения всех средств, собранных и потраченных на проведение федеральной избирательной кампании, регламентируются строгими правилами. Эти неумолимо действующие правила, которые проводит в жизнь и за соблюдением которых наблюдает Федеральная избирательная комиссия (ФИК), регулируют все мыслимые аспекты процесса сбора, передачи и траты денег кандидатами, политическими партиями и комитетами политических действий. Закон и инструкции ФИКтребуют, чтобы каждый доллар поступал исключительно от граждан США и сведения обо всех полученных и потраченных суммах были надлежащим образом обнародованы.
По закону и инструкциям, действующим последние 25 лет, никто не может пожертвовать более 1 тыс. дол. в избирательный фонд кандидата на федеральных выборах, более 20 тыс. дол. в течение календарного года — отделению политической партии и более 5 тыс. дол. за один календарный год — в пользу комитета политических действий. Закон также ограничивает размер годового пожертвования от частного лица в избирательные фонды кандидатов, партий и фонды комитетов политических действий суммой в 25 тыс. дол.
Норма максимального пожертвования размером 5 тыс. дол. на одну избирательную кампанию применяется к «официальным» комитетам политических действий, т.е. к тем, которые существуют не менее шести месяцев, внесли пожертвования в избирательные фонды, как минимум, пяти кандидатов на федеральных выборах, сами получили взносы от не менее чем 50 спонсоров и не нарушали установленных ограничений.
Все это кажется очень простой регулирующей системой. Но поскольку закон должен быть «сшит по узкой мерке», дабы не отклоняться от цели, что запрещено Первой поправкой, ФИК изобилует исключениями, оговорками и сложностями (некоторые называют их «лазейки»), которые дают возможность деньгам притекать более обильно, чем это предполагает добросовестное следование положениям закона.
Рассмотрим несколько примеров.
Пожертвования до начала выборов.Поскольку установленные законом ограничения касаются одних выборов (а нормы, установленные ФИК, считают их отдельными событиями), суммы, которые отдельные лица и комитеты политических действий могут пожертвовать кандидатам, удваиваются соответственно до 2 тыс. и 10 тыс. дол. для всех кандидатов, участвующих в первичных и всеобщих выборах; суммы утраиваются для некоторых кандидатов, которые должны соревноваться в выборах, имеющих решающее значение для исхода гонки (runoff elections). Когда выборы заканчиваются, кандидаты утрачивают право на получение пожертвований, за исключением случаев, когда у них остаются долги. Поэтому кандидаты разрабатывают творческие бухгалтерские стратегии для поддержания уровня долгов начиная с первичных выборов, чтобы можно было воспользоваться более поздними пожертвованиями.
Пожертвования служащих и членов профсоюзов.Хотя закон о корпорациях от 1907 г. и закон о профсоюзах от 1943 г. запрещают им использование собственных средств для финансирования любых федеральных выборов — касается ли это пожертвований или оплаты расходов, — определения пожертвований и трат, приведенные в законе от 1974 г., дают, в частности, право делать любые пожертвования для «основания специально выделенного фонда, управления им и ходатайств о пожертвованиях для него» (специально выделенный фонд (СВФ) в юридической терминологии соответствует тому, что в обычной жизни называется комитетом политических действий, или КПД). Другими словами, закон дает возможность корпорациям и профессиональным союзам использовать на политические нужды деньги, специально собранные со своих служащих или членов, но запрещает это делать с деньгами, принадлежащими непосредственно корпорации или профсоюзу.
Расходы политических партий.В соответствии с решением Верховного суда США по делу Бакли федеральное правительство не имеет права ограничивать суммы, которые отдельные граждане или организованные группы могут потратить для избрания или поражения кандидата при условии, что не было консультаций или согласований с кандидатом, получающим пользу от таких «независимых денег». Не так давно, в случае с тратами Республиканской партии штата Колорадо, суд первой инстанции вынес постановление, что политические партии имеют право привлекать для оплаты расходов «независимые деньги» в соответствии с теми же правилами, которые применяются к индивидам или группам, хотя очень трудно представить себе, как политическая партия может произвести такие траты без предварительного согласования или консультации со своим кандидатом.
«Мягкие деньги» (soft money) и поддержка темы кампании. Врешении по делу Беркли от 1976 г. категорически указано, что наложенные законом ограничения, запреты и требование обязательного предоставления сведений относятся только к публичной коммуникации, которая «открыто защищает» избрание конкретного кандидата на федеральную должность. Новая система финансирования политических кампаний благоприятствует проявлению «изнаночной стороны» решения суда. В этом мире узаконенных противоположностей «мягкими деньгами» называют пожертвования, сделанные с целями, формально отличными от целей финансирования кампаний (такое название дано этим пожертвованиям, чтобы отличить их от обычных пожертвований, которые должны получаться и тратиться в соответствии со сложными правилами). Выражение «поддержка темы кампании» относится к такой публичной коммуникации, которая не призывает избирателя голосовать или не голосовать за конкретного кандидата. Таким образом, обе уловки прячутся от государственного регулирования между строчек судебного постановления по делу Беркли.
Проблема реформирования
Бурный рост пожертвований «мягкими деньгами» и затрат на поддержку тем кампаний так встревожил поборников реформы финансирования политических кампаний, что они отказались от своих прежних предложений и сконцентрировались исключительно на вновь возникших проблемах. Прежние варианты законопроектов включали такие меры, как запрет пожертвований от КПД и оплаты ими расходов кандидатов на федеральных выборах, а также введение вознаграждений в виде бесплатной или дешевой телевизионной рекламы и почтовой рассылки кандидатам, добровольно соглашающимся ограничить свои затраты на проведение кампании, и поддерживались сенаторами Джоном Маккейном и Расселом Фейнгольдом (Russell Feingold), а также членами палаты представителей Кристофером Шейзом (Christopher Shays), республиканцем из Коннектикута, и Мартином Миханом (Martin Meehan), демократом из Массачусетса.
Пересмотренные предложения Маккейна — Фейнгольда и Шейза — Михана преследуют другую цель, а именно: в течение периода, начинающегося за 90 дней до федеральных выборов, запретить пожертвования «мягкими деньгами» и распространить правила фонд-райзинга, установленные Актом о федеральных избирательных кампаниях, на траты, связанные с поддержкой темы кампании, если при этом упоминается имя кандидата на федеральную должность. Другими словами, основные законодательные предложения по реформированию финансирования политических кампаний претерпели удивительные изменения — от запрета на участие КПД в федеральных выборах до утверждения того, что только КПД могут делать заявления, связанные с выборами (наравне с кандидатами и политическими партиями), во время проведения федеральных избирательных кампаний.
Подобные предложения заставляют предположить, что их авторы не совсем понимают сущность политэкономии. Ответом защитников реформы на появление новых способов финансовой поддержки политиков стало стремление ввести новые запреты, призванные сократить количество денег, вращающихся внутри и вокруг федеральных избирательных кампаний. Однако подобные стремления игнорируют тот факт, что ограничения и запрещения являются свидетельством того, что деньги в мире политики играют такую же роль, как вода в природе. Деньги, как и вода, совершают круговорот. Как вода может быть пущена по трубе без потери своего объема, так и деньги могут передаваться из одного кармана или банковского счета на другой без потери своей стоимости. Более того, не имеет значения, какие правила разрабатываются для преграждения их потока. Самый тонкий финансовый ручеек, просачивающийся в политическую систему через незаметную трещину, может впоследствии превратиться в бурный, все сметающий на своем пути поток, особенно если отсутствует надежный вентиль, сдерживающий давление.
Предложения по ограничению «твердых денег» и объявлению вне закона «мягких денег», а также распространению имеющегося в законе понятия «выражение поддержки» на поддержку, оказываемую темам кампании, получают все большее содействие со стороны групп, выступающих за «хорошее управление», таких как Общее дело {Common Cause), Лига женщин-избирательниц (League of Women Voters), а также со стороны редакторов таких влиятельных изданий, как New York Times и Washington Post.
Авторы всех этих предложений не учитывают, однако, что многообразные траты, которые они стремятся ограничить или запретить, — всего лишь симптом давления, усиливающегося за незыблемой стеной регламентации. Стена — это ограничения на пожертвования, введенные ФИК и остающиеся неизменными с момента их вступления в силу 25 лет назад. Давление создается идущей на протяжении четверти века инфляцией, снизившей ценность пожертвований приблизительно до четверти от их первоначальной стоимости, в то время как цены на политическом рынке в связи с инфляцией постоянно росли.
Практически это означает, что кандидаты, стремящиеся быть избранными в федеральные органы власти, должны в современной экономической ситуации собрать 4 тыс. дол. на покупку тех же самых товаров и услуг, которые стоили 1 тыс. дол. в то время, когда закон был принят. Это также означает, что молодые кандидаты вынуждены собирать деньги с жертвователей, число которых должно вчетверо превосходить прежнее, для достижения тех возможностей, которые имеются у действующих законодателей, способных собрать необходимые средства быстрее, чем их соперники. Этими обстоятельствами объясняется и отказ конгресса поднять установленный законом «потолок» пожертвований, что можно рассматривать как протекционистскую меру для конгрессменов.
Но, как показывает недавнее появление пожертвований «мягкими деньгами» и затрат на поддержку тем кампании, не существует границ изобретательности для американского народа, желающего пользоваться Первой поправкой, защищающей свободу слова и ассоциаций. Государственное регулирование, предназначенное для ограничения или запрещения его активности, будет в конечном счете сметено решениями Верховного суда, который всегда последовательно заявлял, что все формы политических ассоциаций, выступлений и выражения политических взглядов заслуживают наивысшей степени конституционной защиты.
Реальная реформа
Наилучшей концепцией реформы является та, которая обеспечит всем американцам возможность пользоваться гарантированными Первой поправкой правами на политические выступления и
ассоциации с минимальным государственным вмешательством и изменять ограничения и регламентации, в результате которых одна категория кандидатов получает преимущества перед другой.
Одно из решений — вероятно, не лучшее для любой стороны — состоит в том, чтобы совершенно отказаться от ограничения пожертвований. Это гарантирует, что все заслуживающие доверия кандидаты смогут собрать достаточное количество денег для проведения соревновательных кампаний, ибо «мягкие деньги» и пожертвования в поддержку темы кампании являются менее привлекательными способами обхода государственных ограничений на финансирование кампаний.
Поскольку провалились попытки полной отмены ограничения пожертвований, следует установить особый лимит в размере не менее 10 тыс. дол. для лиц, делающих пожертвования кандидатам, к выборам которых они имеют право быть причастными. Это должно позволить кандидатам-новичкам, получающим большую часть денег на проведение кампании от местных доноров, собрать такое количество денег, которое позволит им быть конкурентоспособными. Это также подвигнет обладателей мандатов переадресовать усилия по фонд-райзингу донорам из своих избирательных округов и, возможно, меньше заботиться о сборе средств с помощью комитетов политических действий.
Кроме того, должна быть восстановлена скидка в размере 100 дол. на налоге пожертвований в пользу политических кампаний. В отличие от предыдущей, аннулированной конгрессом, новая скидка должна применяться к пожертвованиям на кампании тех кандидатов, которые участвуют во всеобщих выборах и за которых налогоплательщики имеют право подать голос. Подобная налоговая скидка может предотвратить преждевременный сбор денег на всеобщие выборы, ибо она будет распространяться на пожертвования только тем кандидатам, которые выиграли первичные выборы. Кроме того, в отличие от предыдущей налоговой скидки, которую можно было потребовать без каких-либо доказательств, новая скидка должна быть удостоверена квитанциями с датами, которые доноры обязаны прикладывать к своим налоговым декларациям для подтверждения законности своих требований.
В течение последних 90 дней перед федеральными выборами все кандидаты, политические партии и комитеты политических действий должны в обязательном порядке предоставлять ежедневный электронный отчет о всех поступлениях и расходах в ФИК, которая обязана установить для этих целей соответствующее программное обеспечение. В течение 24 часов после получения информации ФИК Должна представить данные, включая общую сумму, на своем вебсайте в Интернете. Электронная система представления данных ФИК
должна иметь тот же уровень классификации и анализа расходов, что и современная система учета пожертвований.
Наконец, кандидаты не должны иметь права переводить неистраченные деньги из фонда последней кампании на фонды последующих кампаний. Когда закончились выборы в конгресс в 1998 г., оказалось, что 402 переизбранных конгрессмена перевели более 100 млн дол. для своих перевыборных кампаний 2000 г. Когда был созван 106-й конгресс, 167 его членов уже имели по 200 тыс. дол. и более для своих новых выборов, а еще 102 конгрессмена имели, по крайней мере, по 100 тыс. дол. Каждый избирательный цикл должен начинаться с равного для всех кандидатов старта — с пустой казны!
С принятием таких мер приток денег в политику завершит свою историческую эволюцию становлением системы финансирования без секретов и уловок; и это единственная реформа, которую мы можем осуществить и поддержать.
Рекомендуемая литература
Buckley v. Valeo, 424 U.S. 1 // http://supct.law.cornell.edu/ supct/cases/
name.htm.
Thayer G. Who Shakes the Money Tree? N.Y.: Simon and Schuster, 1973. The Muckrakers / Weinberg A., Weinberg L. (eds.). N.Y.: Simon and Schuster,
1961.