Становление идеократического государства
Как лес и степь составляют на территории Евразии природно-географическую систему, так российский и степной суперэтносы гармонично дополняют друг друга и составляют целостность не только экономическую, культурную, но и военно-политическую. Политическое устройство Евразии во многом детерминировано географией. Это есть сочетание принудительно-государственных начал (этатизм) социальной жизни с национальной и религиозной терпимостью.
Даже во время монгольского ига на территории Евразии-России был «Собор вер». Среди самих завоевателей — монголо-татар было немало христиан. Отказ от веротерпимости, насильственное насаждение мусульманства начал хан Узбек приблизительно в 1310 г., что стало первым звонком о разложении могучей империи.
Политическая власть в российско-степных суперэтносах — оседлого и кочевого населения Евразии — могла быть только авторитарной. Это понимали как ханы, так и русские князья. Первым собирателем русских земель стал Иван Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в авторитарной «идеократии». Термин «идеократия» был дан уже гораздо позже и чаще всего связывается с именами евразийцев, которые под этой формой понимали не либеральное правление, чаще всего связанное с выборами, а такие формы, как диктатура, самодержавная монархия и т.п. Идеократическая форма правления изначально базировалась на духовном начале, и физический мир, материальные потребности органически включались в духовный, военно-политический процесс.
Безусловно, автаркическое сосуществование российского и степного суперэтносов не исключало столкновений, часто весьма жестких, но не было между ними вечной истребительной войны. Об этом говорят летописи, записки путешественников, археологические материалы и другие источники. В первом тысячелетии для отношений между русскими княжествами и половецкой степью более характерным был интенсивный товарообмен, а не война и набеги. Почти ежегодно заключались десятки брачных договоров между князьями и ханами, дружинниками и воинами-степняками. Известно, что многие половцы к середине XII в. перешли в христианство. Делали они
4. Русская школа геополитики 137
это зачастую целыми родами. Наследник известного по многим русским источникам хана Кончана был крещен. Для участия в междуусобных войнах русские князья часто привлекали отряды половцев. Гумилев пишет, что в XII в. на Руси было совершено 27 набегов половцев на русских по «приглашению» русских же князей, пять — по инициативе половцев и пять походов русских на половцев1.
В XII в., за 100 лет до появления монголов, Русь распалась на восемь самостоятельных княжеств. Шли жестокие междоусобные войны. Одна только битва новгородцев с суздальскими при Липице в 1216 г. унесла более 10 тыс. жизней. Тактика монголо-татар, позволявшая им держать Русь в повиновении, как раз и опиралась на взаимную рознь, на княжеские противоречия. Князья часто прибегали к помощи татарских воинов, чтобы свести счеты со своими единокровными противниками. Почти 1/3 всех набегов кочевников-татар была организована русскими князьями2.
Начало становления «идеократической» Руси, как уже было сказано, связывают с именем Ивана Калиты. И «татарщина», по мнению евразийцев, дала основной толчок к созданию централизованного мощного государства — России. Общим между Киевской Русью и Россией, считает Трубецкой, является только название «Русь», а с географической и хозяйственно-политической точек зрения это были разные государства, между которыми не существовало исторической преемственности. Завоевание монголами русских княжеств (за исключением Великого Новгорода), включение их в монгольскую великую державу не только показали русским князьям технику государственности, но и позволили им усвоить сам дух государственности. Таким образом, к началу XIV в. на смену удельным понятиям о государственности Киевской Руси пришла идея централизованного многонационального государства — России. Русская мысль обратилась к духовно более близкой государственности Византии. Там она нашла примеры для подражания: обрусение и оправославливание монгольских идей.
Евразийцы показывают, что если в духовном плане Русь была тесно связана с Византией, то в геополитическом плане Византия выступала как посторонняя сфера. После монгольского нашествия Русь была полностью включена в геополитическую сферу монгольской державы. Поэтому евразийцы приходят к выводу, что в геополитическом плане уместно говорить не о византийском, а о мон-
1 См.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. — М., 1993. — С. 191.
2 См.: Орлова КБ. Евразийская цивилизация. — М.: Норма, 1998. — С. 55.
138 I. Теоретические основы геополитики
гольском наследстве: «Россия — наследница Великих Ханов, продолжительница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии...»1
После разгрома монголо-татар великие князья московские стали собирателями не только земли русской, но и земли татарской. Практически после XV в. Россия стала играть общеевразийскую роль. Процесс создания России-Евразии — это целостное месторазвитие, геополитический синтез Леса и Степи. Государственность России оказалась сильнее монгольской, так как опиралась на прочное религиозно-бытовое основание, на взаимопроникновение православной веры и бытовой жизни, которое Трубецкой называет бытовым исповедничеством.
Государственность России послепетровского времени Трубецкой определяет понятием «антинациональная монархия». В этот период Россия изменила своему геополитическому призванию и попыталась стать европейской державой, уклонилась от предначертанного ее природой исторического пути «срединной земли». Она пошла в помощницах европейских государств. Россия вела самоубийственные для нее войны на стороне своих западных геополитических противников и против своих естественных геополитических союзников. Отзвуки той геополитики просматриваются и в современной жизни России.
Вопросы для повторения
1. Назовите русские геополитические истоки.
2. Расскажите о роли флота в становлении России.
3. Раскройте роль трех больших океанических бухт в работах В.П. Семенова-Тян-Шанского.
4. Чем, по мнению И.А. Ильина, грозит расчленение России?
5. Славянофилы и евразийцы: общее и особенное в их взглядах.
6. Проанализируйте этнические связи на просторах Евразии.
7. Каков путь от удельной Древней Руси к Русскому централизованному государству?
1 Савицкий П.Н. Степь и оседлость //Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997. — С. 335.