Глава первая. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Физические лица, или люди как индивидуумы, когда-то не были субъектами права. В родовом общественном устройстве, когда права еще не существовало, действовало обычное правило, согласно которому лишь представители рода на территории рода как равноправные товарищи, могли пользоваться благами совместной жизни и с одинаковой возможностью участвовать в решении злободневных проблем. (75) Все другие физические лица — представители других родов — были врагами. Эти лица были объектами, которыми представители рода, в меру собственных сил, могли свободно располагать и которые могли даже уничтожать. С расширением родовой организации (период военной демократии) и с ее перерастанием в государство право свободного проживания на территории родового союза или соданного им нового государства признавалось не только за членами родового союза и не только за лицами, по этническому происхождению принадлежащими к народу, основавшему государство. Такое право признавалось и за всеми покоренными и присоединенными племенами. При этом, представители покоренных племен, в отношении располагаемых ими прав, оказывались в худшем положении, чем представители рода, организовавшего государство. Кроме этих групп свободных жителей — во все времена существования римского рабовладельческого общества — были и лица, за которыми не признавалось даже право на жизнь. Это были физические лица в положении рабов. Три указанных круга лиц, из которых одни пользовались правами, гарантированными правовым порядком, другие — лишь правом на жизнь и свободу, а третьи не имели никаких прав, в источниках римского права были обозначены как круг лиц, пользующихся правом гражданства (status civitatis), круг лиц, пользующихся правом свободы (status libertatis) и круг лиц, находящихся соответственно в положении рабов (in statu servitutis). Поэтому, освещая вопросы правоспособности физических лиц, римляне говорили о status civitatis, status libertatis и о положении людей, не обладающих ни одним из этих статусов, находящихся в рабском состоянии, в положении объектов права.
§ 75. Правоспособность римских граждан (status civitatis)
Gives romani или физические лица в положении римских граждан (status civitatis) не были одинаковы и равноправны. Содержание их прав было различным не только в отдельные периоды развития римского государства, но и в зависимости от места, которое в данном общественном слое занимали отдельные индивидуумы. Впрочем, в Риме не существовало ни реальной, ни формальной демократии даже для граждан римского государства.
а) Приобретение гражданства. — Римское гражданство приобреталось по рождению (jus sanguinis) или путем натурализации (naturalisatio).
С тех пор как, согласно римскому праву, было запрещено убивать и бросать детей, кроме уродов (portenta, monstra, prodigia) и детей, очевидно не способных к существованию (person ae debiles) (76), право римского гражданства, по большей части в момент рождения, получали дети от брака между римскими гражданами (77), внебрачные дети римских граждан и дети, рожденные женщиной, которая в момент родов была рабыней, если во время беременности хотя бы некоторое время пользовалась гражданскими правами (favor libertatis). В порядке исключения, дети, рожденные римской гражданкой, находящейся в браке с перегрином без jus conubii, согласно уложению lex Minicia, достигали положения перегринов.
Правоспособность ребенка наступала в момент, когда роды были завершены, то есть когда ребенок отделялся от пуповины (partus perfectus). Чтобы достигнуть правоспособности римского гражданина, ребенок, отделенный от пуповины, должен был быть живым. В классическом праве существовал спор между сабинианцами и прокулеанцами, следует ли считать живым ребенка, подавшего какой-то любой признак жизни, или только закричавшего после родов. Победило мнение сабинианцев, что достаточно любого признака жизни.
Гражданских прав, то есть правоспособности пользоваться jus proprium civium romanorum, не могло получить не родившееся дитя. В виде исключения, для неродившегося ребенка, чей отец умер после зачатия, но до родов (postumus), существовало правило: infans conceptus pro jam nato habetur, quotiens de commodis ejus agitur (78). На основе применения этого правила за еще нерожденным ребенком, при двух условиях, сохранялось наследное и некоторые другие имущественные права. Условия были таковы: ребенок по смерти отца должен был родится живым и не позднее десяти месяцев после смерти предполагаемого отца. (79)
Лица, которые не были гражданами Рима по рождению, могли достичь римского гражданства путем натурализации. Натурализация могла быть публичной или частной.
Частная натурализация лиц без гражданства допускались каждым pater families (главой римской семьи) путем адопции, или усыновления лиц, рожденных вне римской семьи. Такое же действие оказывали манумиссии, или освобождение из рабства. Между тем, в классический период римское гражданство получали не все освобождаемые рабы, но только те, которые были освобождены определенным формальным способом. Гражданства достигали и те рабы, которые были освобождены согласно предписаниям lex Fufia Caninia и Lex Aelia Sentia. (80). Только в постклассическом праве возобладало мнение, что любой раб, освобожденный господином-гражданином, независимо от способа освобождения, должен был получать гражданские права.
Публичная натурализация, по решению государственных органов (сенат, консулы, преторы, правители провинций, принцепс или император) могла быть обычной или в виде исключения.
Обычная натурализация давалась лицам, выполнившим определенные условия. Предполагаемые условия были более благоприятными для лиц в положении латинов и более тяжелыми для лиц в положении перегринов. Натурализация в виде исключения давалась тем лицам и даже целым городам и отдельным народам, которые имели выдающиеся заслуги перед Римом. (81) Так, например, по lex Plautia Papiria (89 год до н. э.) римское гражданство получили все свободные жители Италии, а по constitutio Antoniana (212 год н. э.) и все свободные жители империи, кроме тех, кто находился в положении покоренных. В конце концов, по beneficium principale Юстиниана и они получили гражданство, и с тех пор все свободные жители римского государства были и его гражданами.
б) Содержание римского гражданства. — В ходе развития римского государства оформились группы публично-правовых и частно-правовых полномочий, которые и составляли содержание римского гражданского права. Между тем, многие из этих прав, да и целые их группы, не существовали ни как гражданские права за все время развития римского государства, ни как права, которые в одинаковой мере были доступны всем его гражданам.
В области публичного права (политические права), например, было принято считать гражданскими правами: jus suffragii или активное избирательное право (право граждан подавать голоса на собраниях); jus honorum или пассивное избирательное право (право граждан быть избранными носителями публичных служб); право вступать в легионы; право участвовать в религиозных или светских празднествах и право принимать участие в общественной жизни государства. Все эти гражданские права существовали в старом Риме и во время республики. Между тем, во время принципата, когда были отменены собрания и когда Рим ввел постоянное платное войско, исчезли и jus suffragii и jus honorum, как и право нести службу в легионах. Точнее говоря, во время домината римские граждане остались без каких-либо публичных или политических прав. В этом отношении римское гражданство было лишено всякого содержания.
В области частного права римские граждане имели jus connubii, или право заключать римский брак, и jus commercii, или право пользоваться установлениями римского имущественного права: правом на собственность и другими имущественными правами, правом вступать в обязательственно-правовые отношения, правом наследования в активном и пассивном значении и правом на правовую защиту. Кроме того, как особое право римских граждан, существовало и право на tria nomina (82). Вышеприведенные частно-правовые полномочия существовали и использовались как гражданские права на протяжении всей истории римского государства.
Все приведенные права публично-правового и частно-правового характера даже тогда, когда признавались правами гражданскими, не были доступны всем гражданам Рима в одинаковой мере. Приведенными правами в полном объеме могли пользоваться только cives optimo jure или высшие слои римского населения (patricii, nobili, honestiores). Cives minuto jure или подчиненные слои римского населения, как правило, не имели jus honorum, никогда не имели jus suffragii, а иногда — и jus conubii. В сущности, конкретное содержание гражданских прав римлян зависело не только от эпохи в развитии римского государства, но и от социального и общественного положения индивидуума.
в) Ограничение правоспособности римских граждан. — Кроме ограничения правоспособности подчиненных граждан, или cives minuto jure, в римском праве существовали и специальные ограничения, которые целым группам граждан или отдельным лицам сужали содержание гражданских прав.
1. Ограничения, которыми сужались гражданские права целых категорий жителей, т. е. общие ограничения правоспособности, существовали для женщин, детей alieni juris, варваров, еретиков, отступников, евреев и колонов. Женщины как пол, в римском праве не были равноправны с мужчинами, хотя уже отдельные классические юристы подчеркивали, что неверно и несправедливо недооценивать способности представительниц женского пола. Данная точка зрения классических юристов привела к улучшению положения женщин в области частного права. В этой области женщины были почти уравнены с мужчинами. Между тем, женщины никогда не были уравнены с мужчинами в области политических прав. Они были совершенно лишены какой-либо возможности активно участвовать в политической жизни. Лица alieni juris, то есть лица, находящиеся под властью главы семьи, если они были совершеннолетними мужчинами (puberes), пользовались политическими правами своего общественного слоя, но не обладали jus commercii. Но уже с классического периода, хотя и в ограниченном объеме, за ними было признано и это право. До постклассического права (до победы христианства) принадлежность к определенной религии не приводила к ограничению гражданских прав. После победы христианства еретики, отступники, варвары и евреи не только преследовались в уголовном порядке, но и были ограничены в правовом отношении, особенно в области наследственного права. В этот период специальные ограничения гражданских прав были введены и для колонов, как и для других лиц, прикрепленных к своим занятиям (fabricienses, ремесленники и торговцы). Лица определенных профессий не имели права менять занятие и заключать браки с лицами других профессий. Иными словами, для всех этих лиц были ограничены jus commercii и jus conubii.
2. Ограничения, которыми содержание гражданства, постоянно или временно, сужалось для отдельных индивидуумов при особых обстоятельствах, которые возникали только тогда, когда эти лица признавались ограниченными особо или индивидуально. Такие ограничения содержания гражданских прав были наложены на nexi и addicti, на лица im mancipio, auctorati и abhoste redempti.
Одним из наиболее ранних случаев ограничения гражданских прав в особых обстоятельствах был случай так называемого долгового рабства. Долговыми рабами (nexi и addicti) были лица, которые добровольно или по решению суда отрабатывали долг у доверителя. Эти лица до выплаты долга не имели ни публично-правовых, ни частно-правовых полномочий, за исключением того, что, по эдикту Сервия, могли поступить в легионы. Все же положение долговых рабов было лучше положения постоянных рабов, так как первые, после выплаты долгов, освобождались силой закона и им возвращались гражданские права того общественного слоя, к которому они принадлежали.
Лица in mancipio были лицами alieni juris, которые путем mancipatio были отторгнуты со стороны pater familias, как правило, сроком на один lustrum (на пять лет), с условием, что pater familias получал возмещение за работу этих лиц в доме нового господина. Кроме них, лицами in mancipio были признаны и те лица alieni jures, которых pater familias при каком-либо проступке передавал вместо возмещения нанесенного им ущерба. Положение лиц in mancipio соответствовало положению примитивных наемных работников и иногда уравнивалось с положением рабов: лица in mancipio принуждались к operae serviles.
Auctorati (gladiatores) были лицами, которые перед ланистами, организаторами публичных игр, давали клятву, что будут сражаться по их приказу и по всем правилам гладиаторского боя. После принятия таких обязательств, гладиаторы теряли свободу передвижения и личную свободу, а с этим и возможность пользоваться гражданскими правами.
Римские граждане, захваченные неприятелем, теряли гражданство и свободу и считались рабами. (83) При родовом устройстве обязанностью выкупить пленных обременялись все члены рода; позднее, если патрон попадал в рабство, клиенты должны были его освобождать. В классическом и постклассическом праве обязанность выкупа пленных не была юридически отрегулирована. Если в это время какой-нибудь римлянин выкупался из рабства (ab hoste redemptus), он, согласно postliminium, получал все прежние гражданские права, кроме тех, что носили сугубо личный характер. Установление postliminium основывалось на фикции, что рабства как бы не было. Все же определенные ограничения имущественного положения таких лиц производились в интересах доверителя, выплатившего выкуп. До выплаты этой суммы, выкупаемый римлянин находился в положении, схожем с положением лиц in mancipio.
3. Другие случаи потери некоторых гражданских прав проявлялись как санкции, налагаемые за поведение граждан, которое, по общему мнению или согласно определенным правовым нормам, признавалось недопустимым или нечестным.
Personae intestabiles, например, являлись лицами, которые участвовали при заключении определенных юридических договоров, особенно юридических договоров в форме per aes et libram, a потом отказывались свидетельствовать о том, что видели и слышали. Такие лица больше не могли ни свидетельствовать, ни вызываться свидетелями (84). Их jus commercii был ограничен.
Nota sensoria вписывалась в цензорские книги на какого-либо гражданина, чье небрежение государственным имуществом отступало от нормального понимания долга. Граждане, на которых цензоры вписывали nota censoria, теряли jus honorum и вычеркивались из списка сенаторов и благородных (эквесторов).
Инфамными, или бесчестными лицами были граждане, совершившие какой-либо бесчестный поступок, из-за которого клеймились как недостойные известных прав. Эта infamia называлась infamia juris и делилась на infamia immediata и infamia mediata. Infamia immediata, или непосредственное бесчестие, наступала в силу закона (ipso jure) в случаях ложного банкротства, двоеженства, женитьбе на женщине до истечения срока траура и т. д. Infamia mediata, или косвенное бесчестие, было последствием осуждения за проступки injuria, dolus, rapina, furtum, как и за недобросовестное опекунство, развод, fiducia, mandatum и компаньонство. На основе infamia juris бесчестные лица теряли публично-правовые полномочия, а частно-правовые были для них ограничены.
Turpes personae, или бесчестные лица, по infamia facti, были лицами занимающимися профессией, недостойной для благородных римлян, или лицами, которые каким-либо другим образом в частной жизни вызывали презрение у благородных людей. Infamia facti, или turpitude, приводила к ограничению гражданских прав по решению государственных органов.
г) Утрата правоспособности римских граждан. — Capitis deminutio maxima и media. — Римское гражданство утрачивалось в следствие естественной или гражданской смерти отдельного лица.
1. Естественная смерть наступала с угасанием последних признаков физиологических функций человеческого организма. Подтверждение момента смерти было важным по многим причинам: в этот момент прекращались все права умершего гражданина и оглашалось завещание (delatio hereditatis). В случае существования наследства, с момента делации (или оглашения завещания) до времени аквидиции, принятия наследства, имела силу следующая фикция: hereditas enim non heredis personam, sed defuncti sustinet (85), то есть считалось, что правоспособность умершего (de cujus) продолжается столько, сколько необходимо для правильного определения наследника и получения им наследства. Вследствие большого значения подтверждения дня и часа смерти, особенно в наследственном праве, классические юристы пытались решить и вопрос о комориентах, то есть лицах, погибших в массовой катастрофе. Для решения этого вопроса они создали фикцию: считалось, что совершеннолетний сын, погибший вместе с отцом, переживал отца, но что отец в аналогичном случае переживал малолетнего сына. Эта фикция не применялась последовательно: когда речь шла о комориентах из числа вольноотпущенников, считалось, что отец и совершеннолетний сын умирали одновременно. Таким образом, защищались права патрона. (86)
2. Гражданская смерть, т. е. утрата гражданских прав каким-либо лицом, могла быть вызвана рядом событий, или юридических фактов, которые в римском праве были поделены на две основные группы: факты, которые приводили к capitis deminutio maxima и факты, приводящие к capitis deminutio media.
Capitis deminutio maxima наступала тогда, когда римский гражданин попадал в плен к врагу, когда бывал продан в рабство trans Tiberium, а также при осуждении на смертную казнь, пожизненную работу в рудниках (ad metalla) или борьбу со зверями (ad bestias). В этих случаях римские граждане теряли не только качество римских граждан, но и свободу и приравнивались к рабам.
Capitis deminutio media наступала при переселении римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, при перебежке к врагу с осуждением на aquae et ignis interdictio (изгнание из Рима), депортацию и релегацию (ссылку). В перечисленных случаях римские граждане теряли гражданство, но сохраняли свободу и право быть уравненными с перегринами или латинами.
Capitis deminutio media, при повторном достижении гражданства, особенно если потеря гражданства не была связана с уголовным правонарушением, отменялась jus postlimini.
В других случаях повторное достижение гражданства (реинтеграция) могло быть допущено лишь по решению государственных органов (beneficio principali).
§ 76. Правоспособность латинов и перегринов (status libertatis)
Жители покоренных и присоединенных общин и государственных объединений (municipia, coloniae, civitates) не были всецело превращены в рабов. На основе договора, заключенного с Римом, многие из них сохраняли свободу — status libertatis. Status libertatis (право на свободу) ценился высоко: libertas inaestimabilis res est — так как в общественной жизни оставлял право на самоуправление, а в частной — право пользоваться собственным порядком.
Правовое положение римского населения, имеющего status libertatis, не было одинаковым. С учетом различий, это население делилось на латинов и перегринов.
а) Латины. — Латины были представителями племен, этнически родственных римлянам, а живущие в Лациуме, назывались latini veteres или Latini prisci. Эти латины, на основе легендарного договора 494 года до н. э., были включены в состав римского государства (Foedus aeternum). Их положение было почти одинаковым с положением римских граждан. Они имели все права, кроме jus honorum и права служить в римских легионах. Они служили во вспомогательных подразделениях римского войска, называемых nomen latinum. Status civitatis (положение гражданина) они достигали при переселении в Рим, при условии, что оставят в своей общине хотя бы одного сына (sripem a se). Правовое положение старых латинов исчезло, когда всем свободным жителям Италии было предоставлено римское гражданство (90 год до н. э.)
Правовое положение, одинаковое с положением latini veteres, имело и население римских и латинских колоний (latini coloniarii), основанных до 338 года до н. э. После этого периода права жителей латинских и римских колоний были уменьшены. Latini coloniarii с тех пор обозначались как latini novi. Эти латины не обладали ни jus suffragii, ни jus connubii. Они сохранили лишь jus commercii, или право пользоваться предписаниями jus civile в имущественных сделках. В зависимости от того, каким образом достигалось гражданство, latini coloniarii, или latini novi, делились на латинов, за которыми был признан latium maius, и на латинов с latium minus. Жители латинских общин, за которыми был признан latium maius, могли достигать римского гражданства, если в своей общине исполняли должности декуриона, или члена общинного сената, а жители общин с latium minus — лишь при условии, что в своей общине они исполняли должность магистрата (douviri, aediles questores). Кроме того, latini coloniarii, или latini novi, могли достигать гражданства и другим образом, если выполняли условия, предусмотренные для достижения этого права.
Кроме упомянутых двух слоев латинов, по происхождению родственных римлянам, в течение римской истории многие общины иностранного происхождения в Италии, Галлии, Испании, Македонии, Греции и Малой Азии, а также в других частях римской империи, как награду за союз с Римом, обретали правовое положение, которым обладали латинские общины, и даже (до 268 года до н. э.) положение одинаковое с положением общин старых латинов (latini veteres), а позднее их положение стало равным положению новых латинов.
б) Перегрины. — В древности любой чужеземец, захваченный на территории римского государства, считался врагом, если, как клиент, не находился под защитой какого-нибудь римского гражданина, или если не пользовался правом убежища с целью получения гражданства. Каждый такой чужеземец считался объектом права, т. е. res nullius, и каждый римский гражданин мог превратить его в раба. Только после первых крупных завоеваний римляне начали признавать право на свободу — status libertatis — и для представителей отдельных этнически отличных от них племен. Представители неримской и нелатинской общины, за которыми в Риме было признано право на свободу, именовались перегринами. Кроме того, перегринами считались и римские граждане, претерпевшие capitis deminutio media и некоторые освобожденные рабы. Видное место среди перегринов занимали socii italici, представители италийских племен, которые в 90 году до н. э., после союзнической войны, добились гражданства.
Основное право, которое на основе status libertatis имели перегрины, было право пользоваться установлениями своего собственного правового порядка, особенно в регулировании внутренних отношений. В этом смысле были ограничены лишь дедитиции — перегрины, покоренные силой. Последние должны были повиноваться leges datae. Кроме того, перегрины не обладали ни одним из тех полномочий, что исходили из jus civile или jus proprium civium romanorun. Способы достижения гражданства перегринами были более трудными, чем способы получения гражданства латинами. Основным способом, которым перегрины получали гражданство, была милость (beneficium) римских государственных органов (собрания, сената, консулов, преторов, принцепса), которые предоставляли гражданство заслуженным перегринам или целым заслуженным перегринским общинам.
§ 77. Правовое положение рабов (Servi)
Одно из основных правил римского права гласило: servile caput nullum jus habet (87) (рабы не имеют никаких прав). Рабы не считались людьми. По римскому праву они были "res" — вещи, говорящие орудия (instrumentum vocale). Как вещи или как объекты права рабы находились под неограниченной властью господ. (88)
а) Источники рабства. — Первые рабы появились при распаде родового римского устройства. В то время развитие производительных сил повысило производительность труда до такой степени, что использование внеродовой рабочей силы в родовом хозяйстве стало рентабельным. С дальнейшим развитием римского хозяйства потребность в рабах увеличивалась. Для удовлетворения этой потребности рабы приобретались самыми различными способами.
Основным источником рабства был захват пленных на войне. В древние времена военные пленники становились собственностью того, кто их захватил. В первые века республики все пленники становились собственностью государства, т. е. servi publici. Потом эти пленники продавались на публичных торгах и переходили в собственность граждан. Вторым значительным источником рабов было порабощение собственных граждан. Так, по старому римскому праву рабами объявлялись все граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств (incensi); рабами объявлялись и лица, которые лояльно и вовремя не выполняли договорные обязательства (nexi и addicti) (89), схваченные за кражу (fur manifestus), а также лица alieni juris, если носитель patria potestas отказывался от них.
Другой источник рабства появился вместе с возникновением латифундий. Из-за большого спроса на рабов развилось пиратство и частное порабощение людей по всему Средиземноморью. Большие пиратские силы снабжали многочисленными рабами рынки Делоса, Родоса, Афин и даже самого Рима. Рабы, добытые пиратством и проданные на каком-либо из этих рынков, не могли возбуждать спор о своем освобождении из рабства. Римляне восприняли пиратство как способ порабощения, особенно в случаях, когда захваченные лица обладали свойством римских граждан или были представителями народов, пользующихся защитой Рима.
Дети, рожденные рабыней, независимо от того, кто был их отцом, становились рабами. В момент рождения они попадали под власть хозяина рабыни. Единственное исключение из этого правила, так называемое favor libertatis — ребенок рабыни, которая хотя бы в какой-то один момент беременности была свободной, рождался свободным.
Рабами по наказаниям провозглашались: 1) лица, осужденные на работы в рудниках (ad metalla) или на борьбу с дикими зверями (ad bestias); 2) граждане, договорившиеся с торговцами, что будут проданы в рабство, с тем что по vindicatio in libertatem получат часть вырученной от этой продажи суммы (venditio preti participandi causa), и З) римлянки, вступившие в половые отношения с чужими рабами против воли их господ.
б) Содержание рабства. — Старое римское право гарантировало господам право на жизнь и смерть своих рабов — jus vitae ас necis. Jus vitae ac necis было тождественно праву господина употреблять, использовать и уничтожать какие-либо — одушевленные или неодушевленные — принадлежащие ему предметы. Такая власть господина над рабом обусловила регулирование отношений между ними непосредственным образом. От воли господина зависело, каким будет фактическое положение раба. Положение рабов во время патриархального рабства не было особенно тяжелым, ибо рабы обрабатывали небольшие земельные участки вместе со своим господином и жили одной "семьей". Этот факт, а также то, что ранние рабы являлись представителями родственных Риму племен, людьми со схожими обычаями и моралью, и беря во внимание непостоянство военной удачи, когда господин и раб могли поменяться ролями, — и обусловило относительно сносное фактическое положение ранних рабов.
Кроме того, сам факт, что рабы — все же люди, имел известное отражение в старом праве: кладбища рабов считались священными — loci religiosi; в Законах XII таблиц была закреплена ответственность рабов за проступки; рабы могли действовать как nuncii, или представители своих господ, приобретая для них, но не навлекая на них при этом никаких обязательств, и имели testamenti factio passiva, т. е. возможность наследовать на основании завещания.
Когда возникли латифундии и римские семьи разделились на familia rustica и familia urbana, фактическое положение рабов ухудшилось. Рабы жестоко эксплуатировались (время классического рабства). Когда недовольство рабов нельзя было сдержать усилением санкций и небывалым террором, римские прицепсы были вынуждены в известной мере улучшить положение рабов. Господам запретили убивать рабов (собственных и чужих), отдавать для борьбы со зверями и мучить сверх меры. Тогда же установилось правило: обессиленные рабы, брошенные своими хозяевами, становились свободными, т. е. лишь в классический период развития римского государства рабы получили первое и основное право на жизнь. Правовое положение рабов благодаря и наряду с невыносимым фактическим положением все же улучшилось по сравнению с предыдущим периодом.
Хозяйственная активность классического периода наряду с оживлением правовой деятельности привели к утверждению рабов и в области частного права. На основании так называемых actiones adiecticiae qualitatis рабы получили право не только приобретать для господина, но и брать на него обязательства — вплоть до полной выплаты по заключенному рабом договору — с высказанного или даже молчаливого согласия господина. Самостоятельность хозяйственной деятельности рабов была такова, что иногда, разумеется, в исключительных случаях, они могли выкупить себя из рабства на собственные деньги и даже приобрести собственных рабов (servi servorum). Разумеется, ни в одном из таких случаев рабы не считались право- и дееспособными лицами. Согласно римским установлениям они и тогда были вещами своих господ. (90) Однако хозяйственная активность рабов вынудила римлян ценить их как людей. Такого же взгляда придерживались и юристы. (91) Это привело к тому, что обязательства, взятые рабом, начали считаться obligationes naturales.
Правовое положение рабов продолжало улучшаться и в постклассический период. В связи с большой нехваткой рабочих рук на латифундиях уже не существовала familia rustica, а рабы трудились индивидуально, обрабатывая отдельные участки земли (реculium). Эти рабы — servi casati — по правовому положению приближались к колонам. Уравнивание правового положения сельскохозяйственных рабов с положением колонов было настолько значительным, что Юстиниан даже поставил вопрос: в чем же состоит различие между рабом и колоном, когда оба находятся под властью своего господина. (92) Далее, санкционирование брачных связей рабов представляло серьезное улучшение их положения. Из брачных связей рабов — contubernium — проистекало два правовых следствия: 1) родство, наступающее от таких связей (cognatio servilis) представляло препятствие для заключения брака и после освобождения раба и 2) каждый contubernium влек за собой запрет так называемой separatio dura, или распродажу рабской семьи в разные места и разным господам.
Но наряду с этими улучшениями правового положения рабы ни в один момент римской истории не получили основного права — действовать и трудиться на себя лично и на свою семью. Весь доход от труда рабов доставался их господам — классу рабовладельцев, — которые по своей воле свободно определяли, сколько и что оставлять в распоряжении раба.
в) Способы освобождения из рабства. — По установлениям римского права рабство было пожизненным. Однажды установленная власть господина над рабом (dominica potestas) длилась, как правило, до смерти раба. Смерть была естественным юридически урегулированным событием, которое прекращало рабство. Господин не имел никаких прав на тело умершего раба; напротив, он был обязан похоронить тело раба, а его могилу беречь как locus religiosus.
Кроме естественной смерти, рабство могло прекратиться и на основании некоторых других юридически урегулированных фактов. Некоторые из этих фактов действовали независимо от воли и даже против воли господина, в то время как основными среди них были формы, в которых господин выражал свою волю освободить раба.
Свободными против воли господ считались рабы, сумевшие покинуть территорию римского государства и перейти к своим соплеменникам. Независимо от воли и даже против воли господ посредством закона или на основании решения государственных органов освобождались рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; на основании Senatus consultum Silanianum могли быть освобождены и те из них, которые указали или обнаружили убийц своих господ, а по эдикту императора освобождались старые и больные рабы, как и рабы, имеющие заслуги перед Римом. Кроме того, имело силу и правило считать свободными рабов, которые долгое время пользовались фактической свободой.
Согласно установлениям старого римского права, господа были властны освобождать рабов, если это происходило по установленной форме. Формы, установленные для освобождения рабов, назывались manumissiones. Древнее право знало три формы манумиссий: manumissio vindicta, manumissio testamento и manumissio censu.
Вероятно, древнейшей формой освобождения рабов была так называемая manumissio vindicta, или освобождение в форме мнимой тяжбы о свободе. По этому способу освобождения раба господин являлся к магистрату в сопровождении раба и какого-нибудь взрослого римского гражданина. В присутствии магистрата римский гражданин (adsertor libertatis) накладывал на раба "vindicta", символ власти в форме копья, и торжественно утверждал: hunc ego hominem liberum esse aio — утверждаю, что этот человек свободен. (93) На это заявление господин раба или молчал, или подтверждал объявление раба свободным. Затем магистрат объявлял раба свободным гражданином Рима.
Второй формой добровольного освобождения из рабства было manumissio testamento. В порядке последней воли или по завещанию раб мог быть освобожден без условия, и тогда получал свободу во время деляции (servus orcirius), или с условием, и тогда получал свободу после его выполнения.
Третьим способом освобождения из рабства, известным в старом праве, было так называемое manumissio censu: занесение раба в цензорские списки как налого- и военнообязанного. Получая основные обязанности римского гражданина, раб вместе с этим внесением в списки получал и гражданские права.
В классическом римском праве были переняты способы освобождения рабов от старого права, но кроме них введены новые, так называемые неформальные, манумиссии: manumissio per epistolam и manumissio inter amicos. По manumissio per epistolam раб получал свободу на основании обычного письма, в котором господин заявлял, что раб свободен, а по manumissio inter amicos раб получал свободу простым сообщением об освобождении, данным со стороны господина в присутствии его друзей.
Важнейшим нововведением классического права в вопрос освобождения из рабства, было введение целого ряда ограничений, с которыми рабовладельцы должны были считаться при освобождении рабов. Ограничение свободы рабовладельцев было продуктом особых обстоятельств во время принципата. Именно в период принципата рабовладельцы, напуганные, с одной стороны, частыми бунтами рабов, а с другой стороны, стимулируемые возможностью извлекать из рабов большую пользу, чем от их работы на латифундиях, начали освобождать их в большом количестве. Этим они ставили под вопрос возделывание земель латифундий и ухудшали социальный статус римского населения. Для того, чтобы воспрепятствовать этому, Август, известный реформатор во многих областях, попытался законодательным путем сделать невозможным чрезмерное освобождение рабов. В законе Fufia Caninia (2 год до н. э.) он разрешил господам по завещанию освобождать только определенный процент рабов, с тем чтобы число освобождаемых никогда не превышало ста. Поскольку lex Fufia Caninia не дал желаемых результатов, через 6 лет Август подготовил lex Alalia Sentia (4 год н. э.). Согласно предписаниям этого закона запрещалось освобождать рабов: 1) если господа были моложе 20 лет; 2) если рабы были моложе 30 лет и 3) если освобождение было совершено in fraudem creditorum — вопреки интересам кредиторов.
В постклассический период как основные способы освобождения из рабства применялись manumissio vindicta и manumissio testamento. Manumissio vindicta не проводилась более как мнимый процесс, а состояла в освобождении раба по соизволению господина, данному перед соответствующим государственным органом. Manumissio testamento охватывало не только вышеупомянутые случаи, но и т. н. fideicomissaria libertas, когда патронат над освобожденными лицами переходил к доверенному комиссару (фидеико-миссару). Постклассическое право переняло и неформальные способы освобождения из рабства, возникшие в течение классического периода. Кроме того, тогда же были введены и некоторые новые способы освобождения: manumissio per mensam или convivii adhibitione — освобождение путем присоединения раба к общему столу семьи, и manumissio in sacrosanctis ecclesiis — освобождение раба посредством изъявления воли господина, данного в храме во время религиозного обряда. Действие всех приведенных способов освобождения из рабства, бывшее различным в классическое время, стало теперь одинаковым. Постклассическое право отказалось и от принципа по ограничению воли господ при освобождении рабов. Свобода господ по освобождению рабов была расширена. Из прежних ограничений сохранилось лишь два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не могло быть совершено противно интересам кредиторов.