Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Обеспечение надлежащего прокурорского надзор за исполнением законов судебными приставами возлагается на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов, районов и иных территориальных прокуроров.

В Генеральной прокуратуре РФ прокурорский надзор в указанной сфере осуществляет:

Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

управление по надзору за производством дознания и оперативно‑розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно‑процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно‑процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В целях осуществления данной отрасли прокурорского надзора прокуроры мерами прокурорского реагирования должны добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами‑исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве. Осуществляя прокурорский надзор, в том числе при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов‑исполнителей, прокуроры изучают неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверяются все доводы заявителей, используются полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В случаях если главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов‑исполнителей, жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, направляются в их адрес, а прокуратура контролирует результаты их рассмотрения.

В целях восстановления нарушенных прав граждан органами прокуратуры применяются исчерпывающие меры прокурорского реагирования, как к судебным приставам‑исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

Внимание прокуроров при осуществлении данной отрасли надзора обращается и на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами‑исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

При выявлении нарушений прокуроры вносят представления об их устранении главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов‑исполнителей к дисциплинарной ответственности. На незаконные постановления судебных приставов‑исполнителей приносятся протесты вышестоящим должностным лицам.

В случае неисполнения законных требований прокурора должностные лица прокуратуры могут применять полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов‑исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба, а также возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

Надлежащий прокурорский надзор обеспечивается и за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно‑процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений в этой сфере прокуроры должны добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц, руководствуясь при этом приказом Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

О состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве информируется Генеральная прокуратура РФ в докладах по результатам работы за год. Специально уполномоченные подразделения Генеральной прокуратуры РФ в сфере надзора за исполнением законов судебными приставами ежегодно обобщают состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

[1]См.: Крюков В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».

[2]См.: Постановление Верховного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. по делу № 45‑ад05‑2

[3]См.: Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. – СПб., 1996. – Т. 1. – С. 288.

[4]См.: Казанцев С. М. Изменения в системе прокурорского надзора после Судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. – 1986. – № 1. – С. 81–89.

[5]См.: Королев Г. Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис… д‑ра юрид. наук. – Н. Новгород: НГУ, 2005. – С. 123.

[6]См.: Справка Государственно‑правового управления к проекту федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», внесенному Президентом РФ (Электронный ресурс): URL: www.kremlin.ru/news/9037

[7]См.: Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Городец, 2007.

Наши рекомендации