Хрущев Н.С и его политическа деятельность

Хрущёвская оттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (1953—1964).Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году.. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. Реформы Хрущёва.В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы — системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях.Семиле́тка — семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965), представлявший собой расширенный 6-й пятилетний план (принят в 1956). Период 1956—1965 был временем бурного роста советской экономики.Главными задачами семилетки провозглашались развитие производительных сил, подъем всех отраслей экономики, значительное повышение уровня жизни населения. Особое внимание уделялось развитию наиболее современных и высокотехнологичных производств. Большие средства выделялись также на реализацию сельскохозяйственной программы семилетки.В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959 г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был ми нистр со своим аппаратом

39.Экономическое и социальное развитие СССР в 1965-1985 годахУже с начала 60_х годов стала очевидной необходимость глубо_

ких экономических преобразований.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа (известная как

«реформа А.Н. Косыгина»). Ее направления были определены на мар_

товском (1965 г.) по сельскому хозяйству и сентябрьском (1965 г.) по

проблемам промышленности Пленумах ЦК КПСС.

Отмечались серьезнейшие проблемы в аграрном секторе СССР

(рост населения на 3% в год, продукции сельского хозяйства — на

1,5% в год; низкий уровень капиталовложений — по семилетнему

плану — 7,5% от всех капиталовложений в народное хозяйство; низкая энерговооруженность — 12% колхозов вообще не имели электричества, все сельское хозяйство получало 4% производимой в стра_

не электроэнергии). В итоге были повышены закупочные цены на

аграрную продукцию (на сверхплановую — еще на 50%); увеличен

объем капиталовложений; установлен твердый план госзакупок до

1970 г. С колхозов и совхозов были списаны долги.

Реформа в промышленности не посягала на основы директивной

экономики. Упор делался на улучшение управления, совершенство_

вание планирования и усиление экономического стимулирования.

Сократилось число плановых показателей, спускаемых сверху для

каждого предприятия; часть полученных прибылей оставалась в рас_

поряжении предприятий (из них создавались фонды — развития

производства, социально_культурного и жилищного строительства,

материального поощрения — премии, 13_я зарплата и т.д.). Провозг_

лашался хозрасчет. Совнархозы были ликвидированы (созданы

в 1957 г.); восстановлено управление промышленностью через от_

раслевые министерства.

Результат от реформы был неплохой. За годы восьмой пятилетки

(1966–1970) среднемесячные доходы колхозников выросли в 2 раза;

объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза; построено

около 2 тыс. крупных заводов (среди них — ВАЗ в Тольятти и др.).

Но эффект от реформ стал кратковременным. Уже в конце 1967 г.

по решению Политбюро почти вся прибыль (даже «сверхплановая»)

«в порядке исключения» была изъята в бюджет.

Но главное — это то, что директивная экономика сумела быстро

нейтрализовать реформы. Попытки перейти к экономическим мето_

дам управления отвергались самой административно_бюрократичес_

кой системой. Расширение прав возрожденных министерств (а чис_

ло их быстро росло) изначально входило в явное противоречие с те_

зисом о «самостоятельности» предприятий. Уже к концу 60_х годов

реформа выдыхается. Структура народного хозяйства приобретала

все более нерациональный характер. Хребтом экономики оставались

топливно_энергетический и военно_промышленный комплексы. Уже

в 1970 г. производительность труда в промышленности СССР со_

ставляла 53% от уровня США, в сельском хозяйстве — не более 20%.

Период 70_х — начала 80_х гг. для внутреннего развития Советского

Союза стал «этапом застоя». Страна быстро теряла темпы экономичес_

кого развития; все более заметным было отставание от государств За_

падной Европы, США, Японии в технологии, уровне и качестве жизни.

«Симптомами» кризиса стали резкое падение темпов промышленного

роста, производительности труда, снижение отдачи от капиталовложе_ ний, рост незавершенного строительства, уменьшение потребления.

Кризис развивался в новых для государства демографических и соци_

ально_политических условиях. Начиная со второй половины 70_х гг.

экономика исчерпала резервы свободной рабочей силы. Прирост тру_

доспособного населения упал с 2 до 0,25% в год. В условиях абсолютного

демографического кризиса экономика не могла компенсировать недо_

статки численностью рабочей силы.

Сказались также истощение традиционной сырьевой базы, сме_

щение топливно_энергетического комплекса на Восток, что вело к

росту себестоимости сырья, обостряло проблему с транспортом; фи_

зический износ и моральное старение оборудования и основных

фондов; кризис организации труда и т.д.

Главный фактор в возникшем кризисе был назван академиком Т.Зас_

лавской еще в 1983 г. в «Новосибирском докладе» — неспособность

существующей системы обеспечить эффективное использование че_

ловеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Сис_

тема оставалась такой же, как и при ее возникновении в 30_е годы

(несмотря на реформы 50–60_х гг.): чрезмерная централизация, ди_

рективное планирование, отсутствие рыночного ценообразования, кон_

троль всех видов материального стимулирования трудящихся центром,

запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности насе_

ления в сфере производства, услуг, торговли.

Необходимо рассмотреть понятие «механизм торможения»

(вошедшее в научный оборот в конце 80_х гг.). В государственно_по_

литической области — это власть, управление партийно_государ_

ственной бюрократии; сосредоточение всей полноты власти в руках

назначаемого сверху и неподотчетного народу слоя руководителей_

администраторов.

В экономической области — это государственная форма соб_

ственности, провозглашавшаяся общенародной, но не соединяюща_

яся с трудящимися как совладельцами и управляющими. Это вело к

отсутствию реальной человеческой заинтересованности в ее эффек_

тивном использовании и приумножении, отчуждению от непосред_

ственных производителей и т.д.

В социальной сфере — это идея о единстве коренных интересов

всех слоев общества, пренебрежение и замалчивание разнообразия

интересов различных общественных групп и слоев, утверждение урав_

нительности на производстве, низкая культура управления. В 70_е годы много говорилось о научно_техническом перевоору_

жении экономики СССР, соединении «достижений НТР с преиму_

ществами социализма». Спасительным же выходом стало повыше_

ние цен на нефть (в связи с энергетическим кризисом в мире начала

70_х годов). Но колоссальные средства, «нефтедоллары» (176 млрд.

долл. получено за экспорт нефти с 1974 по 1984 г.) тратились на за_

купку импортного оборудования, продовольствия, содержание бю_

рократического аппарата, замораживались на долгие годы в неза_

вершенном строительстве.

В 70_е годы возникли и трудности со снабжением населения про_

дуктами питания, в ряде регионов стала вводиться карточная систе_

ма распределения. Принятая в 1982 г. Продовольственная програм_

ма и новые попытки преодолеть нулевую динамику аграрного про_

изводства результатов не дали.

За период 1971–1984 гг. количество денег в обращении, по некото_

рым данным, возросло в 3,1 раза, а производство товаров народного

потребления — в 2 раза. Соответственно увеличивался и неудовлетво_

ренный спрос на товары (дефицит). Покупательская способность руб_

ля упала по сравнению с 1961 г. к середине 80_х г. почти на 60%.

В начале 60_х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире;

продолжительность жизни — одна из самых высоких в мире. В нача_

ле 80_х гг. СССР занимал уже 35_е место в мире по продолжительно_

сти жизни и 50_е — по уровню детской смертности. По уровню по_

требления на душу населения в середине 80_х годов СССР занимал

лишь 77_е место.

В середине 80_х годов страна оказалась на грани серьезного эко_

номического и социального кризиса.

Наши рекомендации