Соц. группа, стратификация, статус, маргинал, соц.мобильность
6. Устно назовите понятия к определениям
1. Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью
2. Человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей
3. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира
4. Нормы, установленные и контролируемые обществом, определяющие, что такое добро-зло, хорошо- плохо
5. Идеология и практика, направленная на разжигание межнациональной розни
6. Знание, соответствующее действительности
7. Всё то, что может быть использовано в производстве товаров и услуг
8. Этническая группа, сложившаяся на определенной территории, на основе общности культур, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания
9. Признание человека как личности и его блага высшей ценностью
10. Комплексная учебная дисциплина, изучающая особенности, устройство, процессы, происходящие в социуме
11. Устойчивая правовая связь человека с государством, обуславливающая их взаимные права и обязанности
12. Вид деятельности, целью которого является познание мира, получении новых знаний, их рациональное осмысление
13. Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное. Одна из форм духовной жизни общества, появившаяся 40-50 тыс. лет назад
14. Намерение продавца выставить свой товар на рынок за определенный период времени при всех возможных ценах на него
15. Радикальные всеобщие изменения, часто опирающиеся на насилие. Коренная ломка существовавших раннее отношений
16. Проблемы человечества, требующие безотлагательных совместных решений, от которых зависит будущее человечества
Список литературы:
1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015
Приложение №1 Составление тезисов
Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок.
При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Приложение №2 Подготовка к индивидуальному проекту
Учебный проект- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Основные требования к учебному проекту:
1. Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3. Проведение исследований является обязательным условием каждого проекта.
4. Отличительная черта проектной работы - поиск информации.
5. Результатом работы над проектом является продукт.
6. Представление продукта происходит в виде презентации продукта и защиты самого проекта
Начиная работу над проектом, надо ответить на вопросы:- зачем я (мы) разрабатываю проект?;- что я для этого делаю?;- как я это смогу сделать?;- что у меня получится?
Работа над проектом предполагает обязательное получение результата, который можно увидеть в виде документа, плана, изделия, макета, изображения, чертежа, текста, компьютерной презентации и др. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Проект может быть представлен в виде
1.Учебная расширенная презентация определенной темы по предмету
2.Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации
3.Рекламный буклет
4. Сценарий телепередачи, радиопередачи Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме,
5 Анализ данных социологического опроса с выводами,
6. Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»)
7. Видеофильм
8. Тематическая выставка
9. Тематические газета, журнал
10. Проект действующей, будущей фирмы
11. Законопроект
12. Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения)
13. Мультимедийная презентация
14. Прогноз развития ситуации (например, экологической)
15. Система общественная модель, прогноз
16. Справочник (например, топонимике улиц города)
17. Сравнительно-сопоставительный анализ
18. Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь учителю, в помощь учащимся
19. Словарь
20. Главы из учебника будущего
При презентации (защите) проекта обязательно должно быть отражены:
1. Актуальность и значимость темы, цель и задачи проекта, проведенное внутри него исследование, выводы, на которых основано создание проектного продукта, варианта решения проблемы.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Оригинальность решения проблемы.
4. Ценность и новизна полученного проектного продукта.
5. Самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте.
6. Научность, артистизм, убедительность и выразительность выступления.
7. Раскрытие содержания проекта на презентации.
8. Использование средств наглядности, технических средств.Ответы на вопросы
Таким образом, говорят, «проект – это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт (создание проектного продукта), презентация проектного продукта.
Приложение №3 Работа над презентацией
Нельзя забывать, что презентация – это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации.
Требования к презентации:
Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле. Количество используемых шрифтов - не более 3. Старайтесь не использовать нестандартные шрифты. Во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки, управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково. Избегайте разных фонов на слайдах, если это невозможно, продумайте, хотя бы отдельные элементы, которые будут повторяться из слайда в слайд. Количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм и т.д. - не более 4 (не забывайте о стандартных цветовых схемах). Избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов;
Содержание презентации по слайдам. Структура презентации:
Введение (автор показывает актуальность избранной темы, формулирует задачи, которые будут решаться в работе)
Основная часть (в ней излагается содержание темы)
Заключение (оно содержит выводы, которые вытекают из материалов презентации)
Список литературы
1 слайд. Название работы, кто выполнил, преподаватель.
2 слайд. Цель работы (например, описать, рассмотреть, дать понятие).
Следующие несколько слайдов (5-7 слайдов) - Кратко раскрыть содержание своей темы.
Следующие несколько слайдов (2-5 слайдов) - Заключение с подробным изложением результатов. Последний слайд. Благодарю за внимание. Итого максимально15 слайдов.
Требования к тексту. Наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера). Основной текст должен быть, как минимум, 22 размера. Несущественная информация должна располагаться внизу страницы (такая информация не является принципиальной для понимания излагаемого материала и не должна отвлекать внимание аудитории от главного).
Требования к графике. Если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой, а не над ней – это ускоряет понимание. Избегайте использования на одном слайде векторной и растровой графики в качестве иллюстраций. Используйте графику на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации
Смысл и краткость. Каждый слайд должен отражать одну мысль. Изложение материала должно быть кратким Время глаголов должно быть везде одинаковым. Заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые положения слайда. В конце заголовков точка не ставится
Приложение №4 Правила составление плана
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план - схема
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь
Тезисный план.
Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
План - опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
Приложение №5 Порядок составления кроссворда.
1. Составить рисунок (фигуру, сетку) кроссворда.
2. Заполнить фигуру кроссворда словами.
3. Составить условия кроссворда.
4. Оформить работу.
Сначала в сетку кроссворда вписываются слова с наибольшим числом пересечений. Если в узлах пересечений окажутся редкие буквы (Ы, Э, Щ, Ф, Ъ и др.), то необходимо подыскать пересекающиеся в этих узлах слова. В кросссвордных сетках лучше стараться избегать таких слов в узлах пересечений, помня, что наиболее употребительны в русском языке буквы: С, Е, Н, О, В, А, Л, И, Т, Р. Вписывайте слова только хорошо читаемыми и различимыми печатными буквами, потому, что в конце может оказаться, что небрежно написанная «М» была принята за «Н». Все слова — только имена существительные в именительном падеже. Исключения составляют названия произведений.
Условия кроссворда должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. Определение слова должно исключать двоякое толкование. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Приложение №6 Как составлять конспект.
Конспект (от латинского conspectus - обзор) - это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект умение «правильно» написать конспект является одним из самых важных в процессе обучения.
Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части
выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.
Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.
Приложение №7 Как писать эссе
Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») -литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей
Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
В процессе работы студента над эссе можно выделить следующие стадии:
изучение литературы и источников по исследуемой проблеме; формирование собственной позиции; написание эссе (изложение собственной точки зрения) и его оформление.
Некоторые признаки эссе:
1.наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.
2.выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
3.как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
4.в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Научное эссе строится по тому же принципу, что и любой другой текст, который легко разделить на три части: вступление, основная часть и заключение.
Во вступлении объясняется тема предстоящего рассуждения и высказывается основная мысль.
В основной части приводятся аргументы и доказательства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
В заключении делаются выводы.
Приложение №8 Как писать сообщение по социально- гуманитарным предметам
Сообщение предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему, обычно основан на одной точке зрения. Это его главное отличие от реферата, который подразумевает проведение автором творческой- исследовательской работы, применение многих точек зрения.
Сообщение должно содержать вступительную часть, основную и заключительную, а также аннотацию в начале и список использованных источников в своём завершении. Сообщение выполняется на листах формата А 4, с использованием шрифта Times New Roman -14 пунктов; интервал между строк: 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм.
Титульный лист. Является первой страницей сообщения и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название и код специальности, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключительная часть. Предполагает логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 2009 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/, с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
Оценочные критерии сообщения:
творческий подход к выполняемой работе;
эстетичность оформления: наличие общего стилистического дизайна, цветовая гамма, размер шрифта, его читаемость;
содержательность;
соответствие содержания заявленной тематике;
наличие и достаточное оформление вступительной и итоговой части работы;
соответствие заявленной цели сообщения её содержанию и результатам.
Список литературы:
1. . Важенин А. Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015.-432 с.
Дополнительная литература
2. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник/Е.Ф. Борисов.- М., Дрофа, 2015.-416 с.
3. Касьянов В.В. Основы социологии и политологии: учебник для СПО/ В.В.Касьянов. - Р-Д: Феникс,2015.-380 с.
4. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебник для СПО/ Л.М.Куликов - М: Финансы и статистика,2015.-336 с.
5. Экономическая теория : учебное пособие / под ред. В. М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - Москва: Кнорус, 2014.-422 с.
Интернет- ресурсы:
6. Большой толковый социологический словарь терминов http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html
7. Политологический терминологический словарь http://www.km.ru
8. Информационно- правовой портал «Гарант» http://base.garant.ru
9. Правовой сайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
10. Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/